Студенты 1 курса Мастерской Владимира Фекленко взяли интервью у преподавателя департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна ИКИ МГПУ, искусствоведа Дарьи Матюниной.
Расскажите, когда в Вас проснулась любовь к миру искусства? С чего всё началось?
- Я рисовала в детстве. Много, с удовольствием. В четыре года поступила в изостудию и мне понравилось. Потом училась в разных студиях, в художественной школе, тогда ещё были десятилетки. Искусство со мной всегда было. Потом пришлось поступать в художественный вуз, хотя, уже к концу учёбы в художественной школе, я поняла - чтобы быть художником, нужно хотеть что-то сказать. Когда я уже поступила в институт, знала, что технически буду что-то делать, но заниматься в жизни чем-то другим. И я нашла, чем буду заниматься. Я нашла историю искусства, поняла - вот сюда я пойду.
А как Ваше окружение способствовало вашему творческому развитию? Возможно, с самого детства вы посещали музеи?
- Разумеется да. У меня дядя был архитектором в достаточно заметной московской архитектурной мастерской. Мама работала в институте реконструкции старых городов и с детства очень много меня водила на выставки. Сейчас не так, теперь всё онлайн и билеты покупаются заранее. А я помню очереди на эти выставки. Мы стояли иногда по несколько часов, если что-то в Москву приезжало такое серьёзное. Честно говоря, для ребёнка это сплошное мучение. Я своих детей не заставляю так, как мои родители таскали меня по выставкам. Я всегда спрашиваю, точно ли ребёнок уверен, хочет ли пойти, потому что знаю, в музее очень тяжело подолгу быть маленькому ребёнку. Но видите, оно как-то возымело в итоге свои плоды. Насильственное художественное воспитание поспособствовало тому, что дальше я с ним осталась, с искусством.
А почему именно искусствоведение? Это ведь такая невероятная наука, которая тесно переплетается с историей человечества. Как Вам удаётся запоминать все имена, даты?
- Я двадцать с лишним лет их рассказываю, имена и даты за это время я запомнила) Когда ты только начинаешь преподавать сразу большой объём, то это тяжело. Но у нас, искусствоведов, есть очень хорошая опора, нам легко рассказывать, потому что мы и показываем и рассказываем. Визуальный ряд нас вдохновляет, помогает всё вспомнить, что необходимо. Ну и, за много лет, конечно, это всё становится, как и у актёров - текстом, который знаешь всегда, в любой момент.
А как Вы считаете, художественный вкус и умение разбираться в предметах искусства они как-то связаны?
- Вообще, я не встречала искусствоведов или художников с плохим художественным вкусом. Наверное, это как-то связано)
Наверняка. А сейчас у нас в 21 веке происходит расцвет нейросетей, как Вы к этому относитесь? Возможно, в будущем они тоже повлияют на работу искусствоведов?
- Возможно, ну пока я ищу чтобы мне такое сделать с нейросетью, чтобы она мне помогла. Для моих надобностей я никак не могу её приспособить. Например, такая история, просто интересно: нужно было написать научную статью и у меня один фрагмент не получался. Надо хоть что-нибудь, какую-нибудь рыбу, чтобы продолжить. Я сделала, наверное, недостаточно грамотно запрос. Не помню, что это было, не Chat GPT. Наверное, Балабоба или что-то такое в открытом доступе, что под руку попалось. И я получила текст, но это была фантазия, а мне нужна научная статья. Я поняла, что в моём случае вообще она никак не может пригодиться, потому что нейросеть придумала всё. Я ей задала художника и попросила фрагмент его биографии и стилистический анализ его произведений. Она к нему отнеслась очень несерьёзно, приписала кучу картин написанных другими, сочинила биографию. Не знаю почему, заканчивалось так: похоронен Константин Сомов в Москве на Новодевичьем кладбище в 1929 году. Тогда как он на самом деле похоронен во Франции... Но вот когда студенты пишут эссе, я совершенно не возражаю, если они чем-то пользуются. Там гораздо свободнее текст и никаких формальных ограничений нет. Я иногда вижу - молодец нейросеть, у неё хорошо получается. Если человек умеет сформулировать правильно запрос и у него складывается хороший результат, почему бы и нет?
Вы ещё и демократичный преподаватель, раз вы разрешаете своим студентам…
- Ну а как это запретить?
И помимо преподавательской деятельности вы ещё успеваете участвовать в просветительских проектах для школьников. Как Вы считаете, современные дети способны самостоятельно учиться и развиваться благодаря, например, интернету или им всё-таки нужен наставник, хороший педагог?
- Педагог нужен. В определённом возрасте это вообще очень важно детям, какой там интернет? Конечно, влияние личности очень важно. Но я не знаю должен ли это быть прямо педагог или это может быть где-то вне школы, где-то в семье, но определённо формирующая среда должна быть, и она всегда видна. Есть такая олимпиада «Своими словами», я в ней в художественном направлении участвую в жюри. И когда проверяю работы, искусствоведческие тексты, подразумевается, что те, кто их пишут, должны обладать примерно одинаковой базой. Но я сразу вижу просто из построения фраз и из текста, человек развит в нашем плане или нет, понимаете? И тут столько формирующих факторов. Я думаю, что интернет это точно не сформирует, это должно как-то с разных сторон происходить.
А есть ли у Вас какое-то своё кредо в преподавании, чего вы ждёте от собственных студентов?
- Вы знаете, у меня ожидания с годами поменялись. Вообще, студенты меняются, я преподаю с 2000-го года, получается уже 24-й год подряд. Когда я была бодрым молодым преподавателем, мне казалось очень важным работать на результат, я видела программу и что хочу получить на выходе. Не скажу, что у меня смягчились требования. Конечно, я требовательный преподаватель. Но сейчас интересное поколение студентов, последние, мне кажется, лет десять, очень легко и свободно мыслящих и рассуждающих на интересующие их темы. В рамках нашей программы всё равно не пройдёшь всего, в бакалавриате не так много часов истории искусства. Но важно привить, я не хочу сказать какие-то навыки, наверное, мотивацию, желание что-то делать дальше, что-то изучить и научиться разбираться. Вот что важно! Это звучит так странно, научиться разбираться в искусстве… Это может быть на разных уровнях, это может быть интуитивно – любовь или нелюбовь, не все, кстати, с этим приходят в искусство, не все любят искусство, когда начинают рисовать. А это разные вещи, на самом деле!
Не все чувствуют искусство и это тоже нормально, я, например, тоже не всё чувствую. Я же не музыку преподаю, а изобразительное искусство, не все его воспринимают эмоционально. У меня иногда бывают студенты, я им показываю «Вирсавию» Рембрандта и рассказываю историю, а студентка сидит на первой парте и начинает плакать, потому что история трогательная. Но не все же так. Изобразительное искусство нужно либо научиться воспринимать эмоционально, либо можно рационально учиться анализировать произведения искусства, это тоже очень хорошо. И я считаю, навыки восприятия нужно развивать, это очень важно. И, конечно, знаточество.
Мои студенты, особенно на первых парах, очень хотят выучить всё досконально, все произведения, знать всех художников поимённо. Действительно, бывает иногда стыдно чего-то не знать, но ещё очень важно понимать и связывать произведения искусства, явления искусства с историческими процессами, видеть взаимные влияния. Вы сделаете стилистический анализ, если вы понимаете, что такое искусство барокко и его составляющие, даже если вы не знаете конкретное произведение искусства. Но если вы поняли, что такое барокко, вы барокко узнаете неважно где - в Италии вы или в Петербурге. Просто потому что у вас есть навык распознавания, вы понимаете его либо разумом, либо интуитивно, либо у вас насмотренность. И специфические особенности восприятия, умение рассуждать об искусстве, умение понимать. Мне кажется, очень важно, чтобы студенты в итоге это умели.
А преподавание? Вы преподаёте такие дисциплины, как «история искусств», «история культуры и искусства», «история дизайна, науки и техники». Какая из них вам особенно нравится?
- История искусств. История дизайна, там наука и техника, и я всё время что-то немножко подсматриваю, доучиваю, мне немножко вот этой части не хватает. Это всё очень интересно, с одной стороны, предметной. Истории предметов, истории объектов, это невероятно увлекательно. Но для меня история искусства более родной предмет, её учу с юных лет. Сама учила, потом начала преподавать. Конечно, я историю искусств больше всего люблю и знаю.
Мне тоже очень нравится история искусств. А куда бы Вы посоветовали сходить студентам, чтобы они лучше понимали ваши предметы? У вас есть любимый музей?
- У искусствоведов ничего любимого не бывает. Ни музеев, ни произведений искусства, ни художников. Это такой вопрос, который ставит в тупик. Нравится то, что сейчас хочется посмотреть, нравится то, что интересно, то, что привезли и вы никогда не видели. Любимого музея, наверное, я в Москве не назову и в Петербурге, да нигде. Всё зависит от ситуации, музей становится любимым если прямо сейчас туда надо. Ну по каким причинам? Если хорошая выставка или, если мы поговорили со студентами, там скажем, о средневековых реликвариях и вдруг я вспомнила, что в Эрмитаже оно там стоит. И если на майские я еду в Петербург, обязательно к этим реликвариям схожу и в этот момент Эрмитаж мой любимый музей.
Видеозапись интервью доступна по ссылке
Готовили материал студенты 1 курса бакалаврской программы «Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях»:
Интервьюер – Анастасия Меньшикова
Операторы: Мария Мерзликина, Екатерина Колмыкова
Монтаж: Екатерина Колмыкова