А вот если бы я попал в Средневековье! Такие мысли, нет-нет, да и посещают любого человека, даже историки, точно знающего, как оно в этом самом Средневековье было непросто, случается думать о чем-то подобном. И твои мечты уже рисуют смутные, но чрезвычайно яркие картины сверкающих в солнечных лучах шлемов и копий, квадратных парусов драккаров, или несущихся в атаку рыцарей. И все это понятно под твоим личным гениальным руководством.
А еще, величественные замки стоящие на зеленых холмах, развевающиеся на ветру знамена, виноградники и густые леса, где можно так здорово охотится. А главное - прекрасные женщины. Имена средневековых красавиц, звучат серебристым звоном горного ручья для слуха нашего современника. Алионора, Филиппа, Петронила. И казалось бы, вот оно, счастье попаданца. Но.
Но немедленно приходят разные неприятные люди и безжалостно рушат твою светлую мечту. Рассказывая тебе ужасные истории, как тебя в этих самых средних веках повесят, сожгут на костре или вовсе сожрут злые серые волки.
Но так ли все плохо? Действительно ли, попав в прошлое, наш современник немедленно умрет, пораженный болезнями, недугом и костром Святой Инквизиции? Может быть, есть хоть какой-то шанс выжить? Давайте разбираться.
И начнем мы, пожалуй, с самого популярного мнения, что пришельца из будущего, как чужака и еретика, сожгут на костре святые отцы Матери нашей Католической Церкви. Ну а как иначе-то? Все же знают, что они поголовно инквизиторы и мракобесы и только и ждут, чтобы кого-нибудь сжечь.
Ну что тут сказать. Это, пожалуй, самая невероятная смерть для путешественника во времени из всех, что мы сегодня рассмотрим. Почему? Ну просто потому, что большую часть Средневековья, традиции публичных казней еретиков и язычников просто не существовало.
Во времена раннего Средневековья, христианство Европы было более или менее единым, хотя и весьма аморфным. Поэтому специально никто еретиков не искал. И если нашему современнику хватило бы ума не снимать крестик и проявлять минимальное уважение христианским святыням, то вопросов бы к нему совершенно точно ни у кого не возникло. Более того, до XI века, пока церковь не раскололась на Европейский католицизм и Византийское православие, приведение к Христу язычника считалось благом, и встретив будущего доброго христианина, священники раннего Средневековья скорее предложили бы ему свою помощь. И хотя современному человеку такая помощь показалась бы в итоге довольно странной, но тем не менее, тащить в петлю или на костер никто бы его не стал.
Во времена классического Средневековья, конечно же, отношения простого человека и церкви стали немного сложнее. Но вот именно, что немного. Дошедшие до нас летописи говорят, что иноземцы и даже сарацины, если выказывали рвение в молитве и почтение христианским символам, вполне себе спокойно жили, работали и торговали в Европейских городах. Притом, что на секундочку уже начались Крестовые походы, и борьба за веру стояла такая, что не приведи Господи. В общем, если бы наш современник не хотел бы сделать целью своего пребывания в прошлом церковную реформу, или не начал бы доносить до окружающих очевидную ему мысль, что Бога скорее всего нет, у него не было бы никаких проблем ни со священниками, ни с их паствой. На самом деле его бы просто не заметили.
Но вот если бы наш путешественник попал во времена позднего Средневековья, вот тут бы ему потребовались бы просто невероятные усилия, чтобы не заинтересовать церковников, своей подозрительной и еретической особой. Ему нужно было бы не только носить символ веры и посещать церковь хотя бы раз в неделю, но и о ужас, выучить пару молитв. Желательно на латыни. И вот уже с таким невеликим набором умений вопросов бы к нашему попаданцу ни у кого не возникло. Ну, по крайней мере, у служителей культа совершенно точно.
Почему? Как? А как же инквизиция? А что инквизиция, она была занята почти все время. У нее под боком были настоящие еретики. Те самые мерзкие люди, которые отказывались платить церковную десятину и признавать верховенство Папы. А это, нужно сказать, сильно подрывало престиж и благосостояние церкви. И вот на фоне этой непрерывной борьбы добра с добром, ну кому мог быть интересен простой человек, верящий в Бога и исправно ходящий на воскресную службу.
Подытоживая. Шанс быть казненным, как еретик и вероотступник - крайне низкий.
Ну ладно, с верою и ересью разобрались. Но как же колдуны и ведьмы? Ведь совершенно точно, нашего современника приняли бы за кого-то из них! Одет странно, ведет себя необычно, бормочет опять же что-то невразумительное. Ну, очевидно же, колдун, и его нужно сжечь.
И вот такая печальная судьба в рейтинге смертей нашего современника в Средние века, конечно, чуть более возможна, чем смерть за недостаточное рвение в вере, но тоже, в общем, маловероятна. большую часть Средневековья. Ну, просто потому, что никаких магических способностей в тогдашнем их понимании путешественник во времени продемонстрировать бы просто не смог.
Если говорить о Средневековье раннем, то вряд ли он осилил в бою например дружинника, для того, чтобы можно было обвинить его в оборотничестве. Да и копаться на кладбище ни один наш с тобой нормальный современник не стал бы. А ведь все же знают, что собранные там ингредиенты и нужны для проклятий и ведьминого колдовства. А если еще не пытаться лечить окружающих травами, отварами и народной медициной, то ни один приличный человек и не подумает считать тебя колдуном. Ну просто потому, что колдуны колдуют, а ты в понятиях Европы раннего Средневековья ничего такого не делаешь.
А что же Средневековье классическое? Да, в общем, примерно то же самое. Концепция колдунов и ведьм все еще не очень поменялась. И если не лезть в тогдашнюю медицину, толкование христианских текстов, а так же не общаться с евреями, которые, как всем тогда было достоверно известно астрологи, а некоторые даже и колдуны, то шанс примерить личину чернокнижника у обычного человека равнялся нулю. Ну, тут главное собрать всю волю в кулак и не гулять по кладбищу ночью. Ну и не влюблять в себя принцесс и красивых дочек местного барона. А во всем остальном, наш современник просто физически не смог бы претендовать на почетную роль колдуна или ведьмы. У него тупо не хватило бы знаний, для того чтобы представить благодарным зрителям, что-то что они могли бы идентифицировать как колдовство.
Вот в позднем Средневековье с ведьмовством и чернокнижием все было, конечно, похуже. К XV веку концепции колдовства и ведовства были окончательно сформированы и оформлены как в письменном виде, так и в человеческом сознании. После чего разумный, и в общем-то, довольно логичный образ ведьмы пошел в народ, изменяясь и обрастая новыми ужасающими подробностями, которые множились со скоростью, даже превышающую распространение этих слухов. И вот в это время, а особенно в самый конец средних веков, людям с медицинской жилкой и любителям поговорить за атеизм, лучше, конечно, не попадать. Шанс преждевременной смерти для них может заметно отличаться от нуля.
Подытоживая. Шанс сгореть на костре, будучи принятым за колдуна - очень низкий, впрочем в самом конце позднего Средневековья он становится заметно выше..
И вот, долго ли, коротко, но разобравшись с самыми невероятными способами смерти нашего современника в Средневековье, мы переходим к несколько более вероятным проблемам, что буду поджидать нашего героя в прошлом. А поэтому давайте поговорим о том, что чужака немедленно убьют местные. Просто за то, что он чужак. Да и ограбить странно одетого путника, по мнению средневекового жителя, отличная идея.
Нужно сказать, что, конечно же, некоторый шанс такого исхода событий существует всегда. В Средневековье, точно так же, как и в любое другое время, даже самые обычные люди, случалось, подвигали в сторону моральные принципы и предавались грехам гнева и алчности. Вот только случалось это не так часто, как кажется нашим современникам.
И для начала поговорим о Средневековье раннем. Вообще, зверства европейцев раннего Средневековья, многократно описанные в книгах и показанные в фильмах, сильно преувеличены на самом деле. И даже понятно почему. Закрывающая эти времена "эпоха викингов" дала огромное количество совершенно правдивых историй о зверствах и жестокости. Вот только все эти жестокости морских разбойников совершенно естественно переместились и на всех остальных жителей этого времени.
В действительности же неуемное желание наживы и убийств в раннем Средневековье сдерживало совершенно четкое понимание того, что если вот этот конкретный человек пришел к твоей деревне, то значит, он не сам по себе, он чей-то. Ну просто потому, что в одиночку он бы в этом жестоком мире не выжил. И вот, убив его сейчас, ты точно готов объяснять его родственникам, куда делся их сын, брат, друг, которого они отправили к вам не далее как вчера? Не то чтобы во времена раннего Средневековья люди были добрее, вовсе нет. Просто жизнь была суровее, а ответственность за поступки была намного, намного больше. Так что из всего Средневековья шанс быть убитым простыми общинниками, позарившимися на твою новую джинсовую куртку, в "темные века" был, наверное, самым минимальным.
Но давайте снова перенесемся в классическое Средневековье. Как отреагировали бы тогдашние крестьяне, если бы на порог их дома пришел странно одетый чужак? Да, в общем-то, никак. Кроме того же самого небольшого процента потенциальных бандитов и разбойников (а речь о них еще впереди), остальные крестьяне вряд бы рискнули устраивать смертоубийство на улицах своей деревни. Просто потому, что давно уже из свободных общинников стали податным населением, и все их проблемы и недопонимания, в том числе со странными путниками, решал их землевладелец. Так что нет, и феодальные крестьяне, скорее всего, не убили бы нашего героя. Впрочем, не из доброты душевной, а просто потому, что за это их ждало серьезное наказание за убийство. Оставался, конечно, неиллюзорный шанс дойти до никому ненужного поселения условно свободных крестьян, живущих на границе цивилизованных земель. Но шанс такого невезения был бы не очень велик.
Позднее Средневековье с точки зрения вероятности смерти нашего с вами современника, попавшего туда, в общем, не то чтобы сильно отличается от остального Средневековья. С одной стороны, получившие больше свободы горожане и крестьяне, создали устойчивые сообщества вокруг цехов и производств, что очень сильно препятствовало принятию и проникновению в них чужака. А с другой стороны, Европа начала чувствовать первые признаки перенаселения, и огромные (по тем временам, понятно), потоки мигрантов и путешественников для простого жителя того времени были событием нормальным и насквозь привычным. Поэтому, скорее всего, чужака не приняли бы в общину, но убивать почти точно не стали бы. Хотя, вспоминая ведьмовскую истерию конца позднего Средневековья, некоторые города и даже страны того времени лучше было бы обойти стороной.
Подытоживая. Шанс быть убитым случайным жителем из-за красивых сапог - невысокий.
Но ведь кроме собственно жителей в этом вашем Средневековье есть и власть! И вот эти самые правители, ну или их верные дружинники, совершенно точно порешат неизвестного путника. Ну просто потому, что чего он тут ходит? Может, он шпион, или убийца подосланный?
И вот с этим отчасти сложно не согласиться. Большую часть Средних веков, именно правители занимались тем, что защищали земли им подвластные, очищая их попутно от всяких опасных и подозрительных людей. Вот только для того, чтобы ярл, барон или рыцарь - бенефициарий признал в нашем современнике опасного человека, нужно было бы очень постараться. В девяноста девяти случаях из сотни пришелец из будущего будет опознан как чужак и бродяга, а в лучшем случае, если ему сильно повезет, то как путешественник. И самое вероятное, что с ним случится - это добровольно-принудительное перемещение из свободных людей в зависимые. И тут, конечно, есть различные варианты.
Во времена раннего Средневековья Европа все еще была плавильным котлом, в котором племена и народы искали себе место, перемещаясь по землям зачастую очень прихотливо. Бургунды, фризы, саксы в одиночку и целыми семьями брели в поисках лучшей жизни, земель и доброго правителя, оседая там, где им казалось лучше, ну или там, куда они просто смогли дойти. И это была отличная новость для аристократии, в чьих землях они решили остановиться. Европа все еще не была достаточно заселена. Рабочих рук никогда не было даже в достатке. И именно люди, работающие на земле, были главным богатством правителя. Потому что это налоги, дороги, и что немаловажно, фирдовое ополчение в случае войны.
Поэтому, шансы нашего современника быть убитым, попав во владения бенефициария Карла Великого, или вассала Теодериха, были не то чтобы очень велики. Скорее бы он стал простым общинником, беднейшим в деревне, и именно он бы пошел на войну при следующем наборе ополчения. Немного на особицу во времена раннего Средневековья стоит Скандинавия, вот туда путешествовать, особенно если на дворе IX век, действительно не стоит. И не то чтобы вас там немедленно убьют, вовсе нет, но рабская жизнь трелла вам не понравится точно.
А вот во времена классического Средневековья, в благословенную эпоху рыцарей, попадаться на глаза рыцарям и местной аристократии, нашему современнику совершенно точно не стоило бы. Бродяга и чужак, немедленно был бы идентифицирован ими как чей-то беглый крестьянин и с неплохой такой долей вероятности повешен. Потому что нормальный зависимый крестьянин, сидит в своей деревне и обрабатывает поле. Ну, понятно, делает это в то время когда не работает на своего господина каким-то другим способом. А по дорогам, кроме приличных людей, вроде купцов, рыцарства и прочих свободных, на которых наш попаданец совершенно не похож, ходят исключительно беглые и разбойники.
Конечно, можно попытаться убедить местную власть, что ты путешественник, благородный лорд в бегах или идешь по важному получению, но простейшую проверку и незнание местных реалий преодолеть будет почти невозможно. Страшные времена. Для крестьянства, пожалуй, самые страшные во всем Средневековье. И лучшее, на что может рассчитывать наш герой - розги и полная трудностей крестьянская жизнь в деревне местного лорда.
Но к позднему Средневековью, все заметно поменялось в лучшую сторону. Больше народа, новые торговые пути и путники со всей Европы, давали бы шанс затеряться во всей этой цветной круговерти нашему герою. Не то чтобы местные лорды стали лучше относиться к странным голодранцам, но, во-первых, свобод у крестьян, а тем более у горожан, стало заметно побольше.
Старые - добрые привычки хватать и вешать теперь почему-то вызывали крестьянские восстания, а не страх и почтение. А во-вторых, этих голодранцев стало настолько много, что за всеми просто не уследишь. И вот с точки зрения государственных репрессий, позднее Средневековье, пожалуй, для попаданца - самое приветливое место. В нем можно умереть от многих вещей, но вот если ты готов хотя бы немного соблюдать местные законы, то властям на тебя глубоко наплевать. Главное - не торгуй без разрешения, не конкурируй с цехами, не разбойничай, не бродяжничай и плати налоги. Все просто.
Подытоживая. Шанс быть умереть, попав под репрессии местной власти, ниже среднего, если это не классическое Средневековье. Если же вам не повезло попасть в "эпоху рыцарей", довольно высокий.
И на этом, мы закончим с самыми иллюзорными и маловероятными шансами умереть, что подстерегают нашего современника в Средневековье. Но только для того, чтобы уже в следующей истории рассказать об опасностях по-настоящему серьезных. Тех самых, что, собственно, превращали наше любимое Средневековье в то место, куда не надо хотеть попадать ни в коем случае.
P.S. И да, автор не забыл про языковой барьер. Незнание языка, всерьез осложнит общение нашего современника с местными жителями. Поэтому он по-прежнему крайне рекомендует всем учить латынь. Потому что вдруг однажды проснешься в Аквитании XII века, вокруг масса прекрасных людей, а поговорить не с кем.