Найти тему
Евгений Трифонов

Армения: «движение за райскую страну»

Армения охвачена протестами. Десятки тысяч людей заполнили центр Еревана; менее масштабные, но достаточно массовые выступления проходят и в других городах. В столице произошли столкновения с полицией, сотни протестующих были задержаны.

Протесты возглавляет архиепископ Тавушской епархии Баграт Галстанян, сформировавший движение «Тавуш за Родину». Протестное движение началось в Тавушской области, четыре села которой, по требованию Баку, были переданы Азербайджану, несмотря на сопротивление их жителей. Премьер-министр Армении Никол Пашинян обосновал передачу сёл необходимостью избежать новой войны с Азербайджаном, для которой у Армении нет ни сил, ни возможностей.

Но жителей Тавушской области, как и большое количество армян по всей стране, аргументы Пашиняна не убедили. После катастрофического поражения Армении во Второй Карабахской войне 2020 г. и окончательного занятия Нагорного Карабаха азербайджанскими войсками осенью 2023-го, сопровождавшегося тотальным изгнанием армянского населения, Пашиняна многие армяне считают предателем. Митинги, демонстрации и даже попытки вооружённых мятежей происходят в Армении с момента подписания мирного соглашения в ноябре 2020 г. Несмотря на массовость, успеха они не достигают: силовые структуры сохраняют лояльность правительству Пашиняна, как и большинство населения страны. В конце концов, уже после поражения в войне Пашинян совершенно честно выиграл выборы – значит, его поддержка осталась сильной. Протесты не набрали силы, достаточной для новой революции, потому, что противники Пашиняна и его внешнеполитического курса (унизительного для Армении и драматического для 120 тысяч беженцев из Нагорного Карабаха) не выдвинули никакой альтернативы. Они просто требуют от Пашиняна уйти в отставку (это самое мягкое, что ему предлагают), не объясняя, хотят ли они вернуть Нагорный Карабах (и если хотят, то каким образом – непонятно). Т.е. протестующие отвечают только в первую часть классического вопроса всех революций - «Кто виноват и что делать».

Передача сёл Тавушской области реанимировало протестное движение, и выдвинуло Галстаняна в общенациональные лидеры. Архиепископ постоянно окружён толпами восторженных почитателей, его пламенные речи вдохновляют митингующих уже не в приграничных сёлах, а в центре Еревана.

Галстанян объявил о готовности претендовать на пост премьер-министра, и ради этого приостановил своё священство – духовные лица по закону не имеют права баллотироваться. На пути к премьерскому креслу у него есть и ещё один препон – второе гражданство (Галстанян гражданин Канады), но он пообещал сторонникам решить и этот вопрос. При этом архиепископ сохранил сан, и заявил, что собирается занять пост премьер-министра только временно, до проведения новых выборов. Т.е. он хочет повторить путь Пашиняна, который тоже был утверждён временным главой правительства на волне протестного движения, а потом победил на выборах.

Однако планы архиепископа весьма туманны. Уже после того, как он провозгласил начало борьбы за пост премьер-министра, он внезапно заявил, что не настаивает на проведении досрочных выборов. «Мы сейчас не рассматриваем такой вопрос. Я говорю очень чётко: мы вообще не рассматриваем. Об этом даже говорить не приходится, потому что на данном этапе это не вопрос повестки дня», - сказал он. Осталось непонятным, то ли он отказался от планов на премьерство, то ли рассчитывает, что будет утверждён в должности парламентом, запуганным протестующими массами.

Архиепископ Баграт Галстанян стал лидером протестного движения
Архиепископ Баграт Галстанян стал лидером протестного движения

Проблема протестного движения в Армении в том, что оно, получив с созданием движения «Тавуш за Родину» организационную структуру и признанного вождя, так и не приобрело ни ясной цели (кроме отстранения ненавистного Пашиняна), ни сколько-нибудь внятной программы.

На митинге в центре Еревана Галстанян заявил, что цель движения «Тавуш за Родину» - это устойчивое, безопасное, надёжное и стабильное государство и прочный мир, наличие друзей и реальных союзнических связей, партнеров и сторонников во внешнем мире, а премьер-министр должен уйти в отставку.

«Это движение направлено на создание системы образования, которая готовит морально безупречных людей, поколение, которое уважает свою идентичность и ценности, обладает конкурентоспособными знаниями, способно преобразовать свою собственную страну и берет на себя ответственность», - сказал он.

По его словам, это движение о признании реальной сущности сельского хозяйства и крестьянства и реальной опоры государства, речь идет о том, чтобы сделать здравоохранение доступным и доступным для людей, об инновационных достижениях в мире, речь идет о укрепление армянской армии, восстановление истинного призвания правоохранительной системы.

«Это движение за то, чтобы не иметь политзаключенных, вернуть военнопленных из бакинских тюрем. Речь идет об амнистии от необоснованных обвинений и лишения свободы многих наших соотечественников в тюрьмах РА, а также о превращении тюрьмы и содержания под стражей в целом в среду, которая не только наказывает людей, уничтожает людей, но также доминирует и переосмысливает жизнь.

Наконец, это движение направлено на создание равных и достойных возможностей жизни для наших сестер из Арцаха на родине и возвращение наших вынужденных переселенцев на родину, отвечая требованиям, высказанным международным сообществом.

Короче говоря, это движение за райскую страну (!!!). Кроме того, препятствием на этом пути является сегодняшняя власть и особенно ее лидер с его неценностями, неидентичностью и нереальностью в словах и поведении. Поэтому он [Пашинян] должен уйти», - заявил архиепископ.

Не стоит смеяться над формулировкой «движение за райскую страну» - это не смешно, а страшновато. Такие движения в истории возникали не раз и не два, и всегда заканчивались трагедиями. Можно вспомнить маздакитов, анабаптистов, адамитов, карматов, тайпинов, и, разумеется, большевиков. Все они (включая большевиков) были религиозными сектами хилиастического толка, требовавшие установления «Царства Божьего на земле», готовыми ради этого перевернуть вверх дном и сжечь весь мир. Впрочем, Галстанян и его сторонники ничего переворачивать и сжигать не собираются – во всяком случае, пока. Но персидский маг Маздак тоже хотел только добра и солидарности, а вот его адепты превратили жизнь персов в кромешный ад…

Не будем забегать вперёд и демонизировать архиепископа, мечтающего о превращении Армении в «райскую страну». Из его, весьма скупого, изложения взглядов рисуется патриархальное общество, в первую очередь аграрное, населённое «безупречными людьми», основанное на религиозной морали и нетерпимости к грехам. Прямо фаланстер в стиле Шарля Фурье или Михаила Петрашевского. А для строительства Царства Божьего программа не нужна – необходима только пламенная вера. Галстанян – не просто духовное лицо: религия – вся его жизнь. Очевидно, поэтому, он считает, что созданное им движение не нуждается в разработанной политической, экономической и социальной программе.

Некоторые эксперты, как в Армении, так и за её пределами, полагают, что за Галстаняном стоят некие могущественные силы, среди которых называют прежних, до-пашиняновских, руководителей страны, и сторонников союза с Россией. Вполне возможно, бывшие лидеры Армении пытаются использовать движение в своих целях, но это вряд осуществимо. Ведь даже самые ярые ненавистники Пашиняна не могут не понимать, что в неготовности Армении к войне с Азербайджаном виноваты в первую очередь те, кто руководил страной со второй половины 1990-х до 2018 г., когда к власти пришёл Пашинян. За два года премьерства он был не в состоянии превратить Армению в военный лагерь и подготовиться к новой битве за Нагорный Карабах (хотя, прямо говоря, он и не пытался). Вряд ли в движении замешаны сторонники ориентации Армении на Россию: Россия не променяет сотрудничество с Азербайджаном и Турцией на союз с маленькой, слабой и бедной Арменией. Поэтому ждать от России помощи в возвращении Нагорного Карабаха или хотя бы сёл Тавушского района бессмысленно.

По сути, и Пашинян, и Галстанян хотят одного и того же – строительства самостоятельной и благополучной Армении. Пашинян для этого налаживает отношения с Западом и Индией (она – важнейший военный партнёр Армении), а Галстанян, похоже, считает достаточной опору на собственные силы, сдобренную верой в Бога – этакий религиозный вариант чучхе.

Движение за «райскую страну» типично для обществ, переживающих сильнейшую фрустрацию (а армянское общество после поражения в войне и изгнания армян из Нагорного Карабаха переживает её в полной мере). Но это слишком архаично и бесперспективно в современном мире. Хотя и в прошлом подобные движения ни к чему хорошему не приводили.

Протестное движение, скорее всего, со временем выдохнется. А если государственная власть всё-таки сломается, не выдержав напора отчаявшихся людей, новой власти придётся решать те же проблемы, что и нынешней. И, если Галстанян действительно станет премьером, ему придётся не строить «райскую страну», а договариваться с другими странами, изыскивать деньги в бюджет, думать об экономике и много о чём ещё. Думается, что тогда он по-христиански пожалеет Пашиняна, поняв, что другого выбора у него не было.