1954-й год. Индокитай. Вьетнамский партизан обстреливает французский вертолет, и тот совершает вынужденную посадку в джунглях. Один пилот смертельно ранен, второй - Бернар Травен - жив и невредим. Он набредает на древний буддийский храм и обнаруживает там ценный артефакт. Наплевав на протесты монахов, Травен силой забирает реликвию. Вслед ему звучит проклятие, которому предстоит сбыться через много лет.
Наши дни. "Наши" для 1987-го, когда вышел фильм "Заклятье долины змей". В Париже работает ученый-поляк Ян Тарнас, по типажу - расхожий стереотип чудака не от мира сего. Он увлечен древними цивилизациями и так погружен в мысли, что в кафе размешивает кофе авторучкой. Яна находит постаревший Травен, ныне респектабельный любитель антиквариата. Он рассказывает ученому об артефакте и показывает древний манускрипт.
Ян расшифровывает манускрипт и более того - обнаруживает зашитую внутри него карту, которая ведет в некую Долину Тысячи Змей. В этой самой долине якобы хранится нечто такой невероятной силы, что ее владелец способен получить власть над всем миром. Травен загорается идеей найти искомый артефакт, и влечет его, в отличие от чудаковатого Яна, не научная ценность потенциальной находки, а самый что ни на есть корыстный интерес.
Стоило потревожить древнюю карту, и в Париже ни с того ни с сего, словно мистически материализуясь из ниоткуда, появляются ядовитые змеи - то в кабинете ученого, то в доме Травена, то в саду. Гибнет случайный человек, и на место происшествия прибывает бойкая журналистка, еще один ходячий типаж самоуверенной настырной представительницы "второй древнейшей".
Не только прессу привлекают загадочные события. На горизонте появляется некая секретная организация, прознавшая о манускрипте и его содержании. Ее руководители, как и Травен, заинтересовались возможностью получить безграничное мировое могущество.
Наконец, Травен и Тарнас оказываются во Вьетнаме на пути к Долине Тысячи Змей. Догадливый зритель, само собой, уже знает, что им поневоле придется принять упорную журналистку Кристин в состав "экспедиции". Легко догадаться, что и агент "синдиката" тоже окажется поблизости...
Охотники за сокровищами снова подвергнутся атаке змей - в "загадочной Азии", ближе к заветной долине, змеи увеличиваются в количестве. Но дурные предзнаменования в виде отвратительных рептилий не останавливают решительно настроенных путешественников...
В 1981-м году закадычные друзья Джордж Лукас и Стивен Спилберг удивили мир первым фильмом об Индиане Джонсе - "В поисках утраченного ковчега" (Raiders of the Lost Ark). Друзья-коллеги сняли современный блокбастер в духе любимых ими в детстве старомодных cliffhanger-киносериалов категории "Б".
"Ковчег" принес рекордные сборы и вызвал цунами подражаний по всему миру, введя в моду стиль "большого приключения". Фильм в духе Индианы Джонса - отчаянно абсурдный (в хорошем смысле слова) сюжет, невероятные приключения в экзотических уголках мира, мистические артефакты, зловещие подземелья, смертельные ловушки, мумии и скелеты, змеи и крокодилы, отвратительные насекомые и крысы. Зритель должен ощутить эффект американских горок, когда дух захватывает от страха и восторга.
"Заклятие долины змей" - любопытный ответ "кино социалистических стран" на заморский блокбастер. Как к "Заклятию..." ни относись сегодня, вспомнить его, мне кажется, имеет смысл. "Заклятие..." - само по себе артефакт эпохи 80-х и кинематографии соцлагеря, которой уже нет и больше не будет. Формально это ко-продукция СССР и ПНР, однако в титрах увидишь едва ли не пару русских фамилий. Практически вся съемочная группа - поляки, поэтому не обессудьте, буду называть эту картину польской.
Когда пересматриваешь "Заклятие..." 35 лет спустя, в глаза бросаются две особенности фильма.
Первая. Насколько старательно режиссер Марек Пестрак (известный в СССР по фантастическому "Дознанию пилота Пиркса") имитирует стиль Спилберга! Многие сцены и даже отдельные кадры откровенно копируют режиссерский почерк Спилберга. Сравнивать возможности польского постановщика и голливудского "вундеркинда", автора легендарных "Челюстей" (Jaws, 1975) и других мировых блокбастеров, - занятие бесплодное. И все-таки стоит признать - пан Пестрак искренне старался не ударить в грязь лицом.
Вторая. Насколько старательным по подходу, настолько и беспомощным по исполнению выглядит grand adventure Пестрака в сравнении с оригиналом от Лукаса и Спилберга. Есть висячий мост прямо как в "Храме судьбы" (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984), но нет ни пропасти под ним, ни крокодилов, ни грандиозной развязки с уникальными трюковыми съемками. Есть змеи, джунгли и мумии - нет напряжения, тревоги, испуга. Есть коварные злодеи - нет яростного противостояния. Есть симпатичный ученый в азиатских дебрях - нет обаятельного Героя. Есть длинноногая "королева крика" - нет ни грамма "химии" между ней и профессором.
Давайте для наглядности рассмотрим пару-тройку показательных эпизодов.
Наверное, каждый помнит знаменитый эпизод в пещере со змеями из "Ковчега". Аналогичная сцена есть и в "Заклятии..." - тоже пещера, змеи, черепа и скелеты, тоже смертельная ловушка. Только у Спилберга получилась классическая по саспенсу, пугающая и одновременно увлекательная борьба за спасение из вроде бы безнадежной ситуации. У Пестрака - исключительно плоская по режиссуре и напрочь лишенная напряжения секвенция. Змеи, конечно, вызывают отвращение сами по себе, но для этого не надо снимать художественный фильм - вполне сойдут документальные съемки рептилий.
Кристин падает в подземелье. Кристин видит змей. Кристин кричит. На помощь прыгает Ян. Озирается и застывает, скованный ужасом. Травен бросает им гранату с ядовитым для рептилий газом. Ян неумело кидает гранату, забыв вынуть чеку. Кристин кричит. Тревен спускается и бросает гранату как надо. Змеи обезврежены.
Я словно расписал режиссерскую раскадровку и монтажный лист этого эпизода - именно так, механистически, без творческого азарта и изобретательности, без намека на фантазию, он снят и смонтирован.
Обезвредив змей, герои попадают в подземелье, охраняемое каменными истуканами, которые вдруг как начнут стрелять лазерными лучами! Сообразительные искатели артефакта прикрываются тяжелой дверной створкой. Забавно, что смертоносные лучи вовсю буравят толстую дверь, а при отсутствии цели растворяются в воздухе, не дотянув до пола! Впрочем, будем великодушны к относительно пристойной мультипликации. Ведь впереди куда более веселый момент...
Появляется гигантский змей. Тут главное не смеяться, хотя это задача почти невыполнима. Вот честно, не верю я, что в великих кинематографиях СССР и ПНР не нашлось бы ни одного приличного дизайнера или художника-постановщика, который придумал бы и визуализировал что-то менее нелепое и более пугающее, чем это чучело. Да тот же "Чужой" вышел в 1979-м! Просто возьмите кадр из фильма Ридли Скотта и поручите сделать что-то похожее!
Движения смехотворного монстра трудно наблюдать без смеха. Змей-Горыныч в бесподобном "Илье Муромце" Птушко в 1956-м управлялся и выглядел куда "живее" и натуральнее, чем "монстр"из 1987-го.
Наконец, развязка, которая должна была, видимо, произвести впечатление не меньшее, чем эпизод вскрытия ковчега в спилберговском блокбастере. Помните, как, вскрыв артефакт, нацисты буквально "плавятся" на наших глазах? Надо полагать, что-то подобное задумывал и Пестрак. Что в итоге?
У Спилберга - один из лучших практических эффектов в истории кино. Желающие могут найти интереснейшие видео, посвящённые кропотливой подготовке и съемке легендарного момента. У Пестрака - плохонькая анимация и работа гримеров, похожая на маски нечистой силы в советском шедевре "Вий", который, правда, был снят аж двадцатью годами ранее...
Кто-то скажет: Чего ты докопался до польского фильма 87-го года? Индиана Джонс - это Лукас, Спилберг, Харрисон Форд, музыка Джона Уильямса, качество первоклассной голливудской продукции. Тут... тут чем богаты, тем и рады. Богаты, очевидно, не многим.
У меня в таких ситуациях неизменно возникает один и тот же вопрос. Зачем пытаться имитировать эталонные образцы того или иного жанра, если заранее понятно, что в итоге получится "блокбастер для бедных", подделка под "фирменный" продукт? Неужели расчет на то, что не особо требовательная аудитория "съест" имитацию в отсутствии настоящего качественного "товара"? Такой ответ, кажется, подтверждается моим собственном опытом, о котором я вспомнил, продумывая эту публикацию.
Я вспомнил, что впервые смотрел "Заклятие долины змей" в 1988-м, во время службы в Советской Армии. Наш взвод отправился в культпоход, как раз на этот, тогда совсем новый, фильм. Наша аудитория была очень пестрой - студенты из больших городов, колхозные водители из Белоруссии, деревенские парни с Дальнего Востока и из Сибири, рабочие и крестьяне из российской провинции, Средней Азии, Азербайджана, Армении и Грузии. Короче, обычные молодые ребята со всех концов необъятного СССР.
И, знаете что? Простой аудитории, пришедшей в кинотеатр расслабиться и отдохнуть без претензий, "Заклятие..." зашло на ура. Зрители, затаив дыхание, смотрели на экран, пугались змей, сопереживали героям, с нетерпением ждали развязки, впечатлилась мутацией человека в монстра. Всем до лампочки были режиссура, операторская работа, монтаж, качество пленки. Спилберг, Пестрак - какая разница? Приятно провели время - и отлично.
Вспомнил я тот культпоход и... примирился с "Заклятием долины змей". В конце концов, пара часов в кинотеатре приятнее пары часов в казарме. Лучше дешевая имитация Спилберга, чем мытье полов и уборка территории.
,