Посмеяться над "Дознанием пилота Пиркса" (ПНР-СССР, 1978) легко и просто. Достаточно хотя бы заметить, что в будущем человечество изготавливает человекоподобных роботов с искусственным интеллектом и отправляет экспедиции к Сатурну. И при этом космический ас Пиркс щегольски водит красный Ford Mustang, засаду на него устраивают с помощью дизельного грузовика Volvo, а злодеи следят за операцией сверху из советского вертолета, окрашенного в "иностранный" цвет хаки...
Нелепо, чуть ли не пародийно выглядят представители "зла". Самый плохой парень обязательно носит темные очки, причем не снимая их даже в помещении и во время переговоров. Видимо, по мысли авторов, так он выглядит более зловещим. Ну а главный злодей вообще не может не вызвать улыбку, неловко косплея классических мегаломаньяков из ранних фильмов о Джеймсе Бонде. Он заседает в гордом одиночестве в огромной пустой зале, одетый в полувоенный френч в духе китайских партработников 70-х.
А еще, конечно, бросается в глаза разница в конструкции двух ракет. Под одной разговаривают персонажи фильма перед полетом. Документальные съемки другой - американской - использованы для кадров запуска.
Все именно так. Не случайно режиссера Марека Пестрака именуют "польским Эдом Вудом" (напомню, Эд Вуд - ставшее нарицательным имя автора худшего фильма всех времен Plan 9 from Outer Space). Не случайно и опус Пестрака "Заклятие Долины Змей" (1987) включен в десятку худших польских кинолент по мнению польских же критиков.
Все так. И тем не менее...
Тем не менее я вспоминаю начало 80-х. Не существующий ныне кинотеатр "Планета", что в московской Матвеевке. Нам лет по двенадцать, и после уроков наша компания отправляется на "Дознание пилота Пиркса". Фильм новый - ему всего три года! Это сейчас, когда на нас ежедневно вываливаются тонны свежего "контента", три года - что целая вечность! А тогда трехлетний фильм - считай что новинка.
В зале кинотеатра-тысячника гаснет свет, проходит киножурнал, и начинается "магия кино". Секретная лаборатория, оживающий под разрядами тока робот. Всесильная корпорация, космическая экспедиция, напряженный полет, эффектная кульминация - много ли было нужно, чтобы увлечь и развлечь неизбалованных советских мальчишек той поры? Лично я сходил на "Дознание..." еще раз прямо на следующий день.
Прошло лет сорок, и я чуть ли не случайно снова посмотрел фильм Марека Пестрака. Смотрел предвзято, причем предвзято как с отрицательной, так и с положительной стороны. За много лет богатого зрительского опыта я познакомился с классикой мировой фантастики, с блокбастерами 80-х, 90-х годов и нового века, жанровыми боевиками и авторскими высказываниями. После всех этих лент, как воспримется плод творчества "польского Эда Вуда"? С другой стороны, в памяти живы первые детские впечатления от знакомства с пилотом Пирксом, и приятно греет душу теплая ностальгия.
Мне кажется, что два этих разнонаправленных вектора помогли пересмотреть "Дознание..." на правильной волне. Увидеть Пиркса таким, каков он есть. Без цинизма и высокомерия, но и без ностальгических "розовых очков".
Напомню завязку сюжета, в основе которого - исключительно качественная литература от мастера "умной" фантастики Станислава Лема.
Корпорация "Кибертрон Электроникс" произвела опытную партию роботов, которые внешне не отличаются от людей, зато превосходят их по физическим и интеллектуальным возможностям. Чтобы получить "зеленый свет" на массовое производство, корпорации нужно подтверждение от авторитетной мировой организации ЮНЕСКО о том, что революционный сдвиг в развитии цивилизации не таит в себе опасности для человека.
Предполагается провести тест в экстремальных условиях полета к Сатурну. Корпорация предлагает свою кандидатуру в качестве командира экипажа, покладистого, лояльного, бесконфликтного пилота. Чиновники выдвигают альтернативного кандидата - опытнейшего Пиркса, известного крутым нравом, бескомпромиссностью и честностью. Если такой профи уживется на одном борту с киборгами, его слову поверят самые отъявленные скептики.
Корпорация, скрипя зубами, дает согласие, и Пиркс, несмотря на изначальное нежелание участвовать в сомнительном, с его точки зрения, эксперименте, все-таки дает согласие. У эксперимента, однако, есть особенность - Пирксу, дабы его мнение не было предвзятым, не сообщают, кто в составе экипажа человек, а кто киборг. Космическое путешествие выявит кто есть кто...
Скажу честно, с точки зрения сегодняшнего дня "земное" начало фильма - вяловато и бледновато (равно как и финальная, тоже "земная", часть). То, что могло стать увлекательной, завораживающей завязкой, превращается в несколько затянутую, излишне многословную прелюдию к космическому путешествию. Понятно, что в повести великого фантаста затронуты важные этические проблемы, но, на мой взгляд, это не повод для скучноватых диалогов на "общие темы".
Кстати, некоторые моменты - покушение на Пиркса, слежка за ним, знакомство с экипажем - показывают, что при более компактном сценарии и более собранной, "упругой" режиссуре "Дознание..." смотрелось бы куда увлекательнее и выигрышнее. Все было в руках у "польского Эда Вуда", но, видать, не хватило мастерства и киношной интуиции.
Наконец, начинается "космическая одиссея" - и это, несомненно, лучшая часть фильма. Пусть непосредственно "дознание" случается после долгой прелюдии, зато на борту "Голиафа" сюжет Лема открывает перед авторами все возможности для крепкого "космического" триллера.
Каковы же впечатления после нового просмотра "взрослыми" глазами?
Во-первых, должен признать, что, несмотря на некоторые опасения, космические спецэффекты меня не разочаровали и десятки лет спустя. Напомню, "Дознание..." снималось в те же годы, что, к примеру, легендарные "Звездные войны"и "Чужой". Разумеется, я далек от мысли сравнивать мировые супер-блокбастеры Джорджа Лукаса и Ридли Скотта со скромной лентой Пестрака. И тем не менее рискну сказать, что космос от польских и советских кинематографистов воссоздан в павильоне пусть не так масштабно, технически изощренно и эффектно, но точно не "позорно".
Да, в некоторых местах - особенно во время пролета сквозь кольца Сатурна - видно несовершенство комбинированных съемок, задний план размыт, видно, что это проекция заранее отснятого материала, в то время как на переднем плане все четко и потому "оторвано" от фона.
Но тут я могу сказать, что созданные в куда более технически продвинутых условиях некоторые кадры из блокбастеров Лукаса и Спилберга кое-где тоже "выдают" заметные опытному глазу старомодные комбинированные съемки.
Во-вторых, в очередной раз отдаю должное качественной литературной основе. На борту "Голиафа" разворачивается интрига в духе этакой "Агаты Кристи в космосе". Любой из членов экипажа может оказаться киборгом. Важно не только кто это, еще важнее как этот кто-то себя поведет. Поэтому хорошо бы понять, за кем нужно особенно пристально следить.
Я бы не сказал, что сценаристы "Дознания..." виртуозно развили сюжет Лема. Фильм Пестрака не заставляет зрителя ерзать на краешке кресла или грызть ногти от напряжения. Тем не менее смотреть "Дознание..." интересно.
Один из космонавтов приходит в каюту пилота и заявляет, что он - человек, хоть и ведет себя странно. Просто натура у него рациональная и расчетливая, совсем как у робота. Зато он точно вычислил, кто настоящий робот! Посещает Пиркса другой член экипажа и, наоборот, открыто признает, что он - киборг. Но у него, организма с высоким интеллектом, есть свои корыстные интересы, и он готов помочь в идентификации другого робота. Кто-то из экипажа избегает откровенного разговора с командиром. Неизвестный устраивает диверсию на борту, провоцируя серьезные технические проблемы. Некто ускользает от Пиркса в извилистом коридоре станции.
В общем, космическая часть фильма заскучать не дает.
Тем более что киборг проявляет уже открытую агрессию, оставляя Пирксу кассету с "манифестом" о том, что человечество, мол, проявляет себя не с лучшей стороны и пора "высшему разуму" навести на Земле порядок. Кстати, это обращение сделано в стилистике поп-арта и даже сейчас выглядит очень симпатичным визуальным экзерсисом "искусственного интеллекта".
Пирксу брошен прямой вызов неведомым сильным противником. Сможет ли человеческая смекалка одолеть могучий холодный интеллект машины?
В-третьих, надо отдать должное изобретательности съемочной группы в плане так называемых "практических эффектов". Понятно, что в арсенале у Марека Пестрака и его коллег не было технической базы и экспертизы Стенли Кубрика, Джорджа Лукаса, Ридли Скотта. И все-таки они смогли наполнить "Дознание..." эффектными, пусть и нехитро сделанными кадрами, которые мы бурно обсуждали в детстве, и которые при всей бесхитростности и сегодня смотрятся вполне неплохо. Да, мы видим, как они "сделаны", да, их наивность может вызвать улыбку. И все-таки лично я помню их уже более сорока лет.
Выглянувший из кабины грузовика робот со стертыми чертами "лица" и запаянным ртом. Жутковатый соглядатай, следящий за Пирксом на улице вечернего города. Отрывающиеся во время перегрузки руки киборга. Неловкое движение скальпелем во время операции и крик медсестры, увидевшей на месте пореза вместо крови и плоти микросхемы и провода...
Все эти моменты мы взахлеб обсуждали с друзьями после просмотра в начале 80-х. Уверен, многие из тех мальчишек до сих пор помнят "страшные" кадры из далекого детства.
Итак, сорок лет спустя мое впечатление остается вполне благожелательным. Во всяком случае, я точно не хватался за голову во время просмотра: Мол, как нам могла нравиться такая ерундистика?
Да, сейчас взгляд опытного зрителя подсказывает: Здесь действие должно быть динамичнее, в этом эпизоде легко сократить говорильню, тут режиссеру не хватило мастерства в нагнетании саспенса. Такие заметки - естественные и не криминальные в случае "Дознания...". Как обычно, высказываю только собственное мнение. Так вот, пилот Пиркс лично меня не разочаровал, развенчивания очередной детской "легенды" на этот раз не случилось.
Могу ли я рекомендовать "Дознание пилота Пиркса"? Сложный вопрос. В мировом кино много фильмов, созданных куда более талантливыми мастерами. С внушительным бюджетом и впечатляющими эффектами. С более искусными операторами, с более "звездными" актерами, с музыкой Джона Уильямса и других великих кино-композиторов.
Надо ли при таком богатом выборе тратить время на скромную польско-советскую ленту? Думаю, да. В двух случаях:
Первый. Вы всерьез интересуетесь кинофантастикой и досконально изучаете предмет своего интереса. В таком случае "Дознание..." - любопытный и достойный внимания артефакт. Тем более что фантастических лент в соцлагере снимали не так уж много.
Второй. Вы любите с чувством благодарной ностальгии пересматривать время от времени те фильмы, которые много лет назад подарили вам счастливые моменты детства и юности. Холодный космос "Дознания...", на мой взгляд, по-прежнему способен скрасить вечер теплых воспоминаний.