За шесть веков существования поселения так сложилось, что Соловки оживают только летом. Регулярные пассажирские рейсы начинаются с первых дней июня; практически ежедневно из Кеми, реже с Беломорска, Онеги и Архангельска.
Грузовая навигация в акватории Соловецкого архипелага открывается немного раньше. Так, в нынешнем году капитан порта Онега Виктор Ермолин издал распоряжение о судоходстве в районе морского терминала Соловки (удаленный участок № 2 порта Онега) с 00 часов 17 мая. Как сообщил региональный корреспондент Флагман-ньюс, документ стал руководством к действию для грузоотправителей, работающих на линии Архангельск – Соловки. Надо сказать, что из других портов груз сюда приходит крайне редко.
Как только бухта Благополучия очистилась тот льда, туда из Архангельска отправился буксир «Борей» с плавкраном. Уже несколько навигаций подряд установленный возле берега на сваях плавкран выполняет роль технического причала, в которому швартуются грузовые суда и баржи. 20 мая под проводкой теплохода «Беломорск» на Соловки прибыл первый баржебуксирный караван, груженный стройматериалами (около 900 тонн).
Такая оперативность вполне объяснима; в поселке развернуто строительство на нескольких объектах. Близки к завершению работы в аэропорту, продолжается стройка новой поселковой больницы, требуется обновление системы водоснабжения населенного пункта, включая жилые и административные здания. Понятно, что на заповедные острова с материка приходится доставлять все – от бетонных конструкций до гвоздей и шурупов.
Основным отправителем строительных грузов на Соловки остается район Жаровиха, расположенный в южной части порта Архангельск. К примеру, за навигацию 2023 года на этой линии работали теплоходы «Надежда», «Волго-Балт – 138», «Балтийский-108», которые выполнили более 20 рейсов с грузом. А также за прошлую навигацию докеры района отгрузили 15 барж назначением на Соловки.
В нынешнем году теплоход «Балтийский-108» с грузом около двух тысяч тонн уже прибыл к месту назначения, начал выгрузку. А буксиры «Борей» и «Беломорск» вернулись в Архангельск, чтобы принять к проводке новые баржи, груженные стройматериалами.
Кроме баржебуксирных караванов и грузовых судов готовится к рейсу на Соловки небольшой теплоход «Даурия» (судовладелец – Архангельский водорослевый комбинат). Его задача – обеспечение всем необходимым участков заготовки водорослей – Реболда, Жижгин, Большой и Малый Жужмуй, Муксолма. Зачастую эти рейсы совмещаются с доставкой продуктов и промтоваров для жителей Соловков. За навигацию «Даурия» обычно выполняет более десяти таких рейсов.