Найти тему

Цифровой этикет

Мы живем в эпоху цифровых коммуникаций. А где есть коммуникация, там обязательно формируется этикет.

Лайки, комментарии и даже простое «прочитал» могут влиять на отношения. Пунктуальные ответы на электронные письма и сообщения, использование волшебных слов, типа спасибо и пожалуйста, а также корректная речь в онлайн-пространстве для многих (или для всех?) имеют значение.

Цифровой этикет охватывает множество аспектов. Нужно признать, что его нормы могут сильно отличаться в зависимости от возраста коммуницирующих. Тем не менее, я бы выделить несколько ключевых правил цифрового поведения.

Первое правило - это уважение к времени другого человека. И тут мне сразу хочется поговорить о голосовых сообщениях. Бесспорно, это очень удобный инструмент. Но часто он экономит время и силы отправителю, а забирает время у получателя. Бывает, что человек в движении или за рулем, ему проще и быстрее записать голос, чем печатать. Но в таком случае, если у вас нет установившегося формата общения голосом с этим конкретным получателем сообщения, стоит обычным сообщением коротко предупредить, о чем ваше голосовое и насколько оно срочно, или хотя бы в начале голосового извиниться и сослаться на ограничивающее обстоятельство.

А еще голосовые сильно расслабляют автора сообщения. Говорить гораздо проще, чем писать, поэтому можно позволить себе долгие паузы, полёты мыслей и слова-паразиты. Поверьте, это очень бесит, когда ты получаешь пятиминутный войс, суть которого сводится к вопросу: «Во сколько встречаемся вечером?».

Второе правило касается времени ответа, и оно как и войсы имеет две стороны медали. Не стоит ожидать мгновенного ответа на ваши сообщения, а уж тем более торопить людей с ответом, если вопрос не экстренный. Люди могут быть заняты или просто не в настроении отвечать сразу. Терпение и понимание демонстрируют ваше уважение к ним.

С другой стороны, уже во всех мессенджерах появилась возможность быстрой реакции с помощью эмодзи, причём палитра эмодзи просто безгранична. В целом, отправка быстрой эмодзи-реакции на чьё-то сообщение - это легкий способ проявить уважение с вашей стороны. Только не ошибитесь с эмодзи и не пользуйтесь слишком экстравагантными значками, чтобы не навредить собственной репутации 😉

Третье правило простое и короткое: не используйте CAPS LOCK и многочисленные !!!!!! Это считается эквивалентом крика в интернет-пространстве.

Четвёртое правило: не разбивайте одно сообщения на 3, 5, 10 отдельных сообщений. Несколько последовательных сообщений: привет, как дела, когда встретимся, я закончу в 7, хочу еще успеть на тренировку - взбесят большинство людей.

Пятое правило: будьте осторожны с гифками, открытками, пересылкой чужих сообщений (особенно если это что-то вроде "моя знакомая…. попала в беду/бесплатно пристраивает щенков/собирает беженцам и т.п."). Я бы сказала, что этого лучше вообще не делать.

Шестое правило касается конфиденциальности. Пересылать чужие сообщения, делать скриншоты из личной переписки или чатов - это то же самое, что сплетничать и распространять слухи о ком-то. Так себе занятие 👎.

И наконец, грамотность. Прошу не путать это с общепринятыми сокращениями. Бесспорно опечатки со всеми случаются. Тем не менее, если вы не хотите прослыть безграмотным и необразованным человеком, лучше перечитывайте свои сообщения перед отправкой.

В общем, цифровой этикет, хоть и не свод законов, но он существует, и лучше его соблюдать. Он отражает ваши профессиональные и личные качества, делая ваш образ более привлекательным.
Этика
7343 интересуются