Как известно, иудаизм, как и ислам, является религией Закона. Это означает, что спасение верующего зависит от соблюдения предписаний, таинств и заповедей этой религии. Отказ от соблюдения Закона или отступление от него (вольное или невольное) влечет за собой наказание, которое выражается в различных испытаниях и, в конечном счете, в аду.
Наше приложение:
Христос тоже жил в таких условиях, но переломил сложившееся мировоззрение и принес миру радостную весть - Евангелие - о том, что Бог есть любовь, что Он не наказывает и что мы спасаемся по Его Благодати. Но чтобы эта милость, а значит, и наше спасение, были активированы, мы должны активно желать этого. Это будет видно из нашего покаяния, то есть из нашего решения жить так, как хочет Бог, в соответствии с Ним.
Жизнь в соответствии с Богом имеет определенные особенности, которые отличают ее от жизни в соответствии с миром (мир здесь употребляется в смысле греховного или демонического мировоззрения). Если характеристики этой жизни внешние, влияющие только на поведение, без духа Евангелия, то мы имеем законническую концепцию христианства, иными словами, иудаизм под прикрытием христианства.
Безусловно, соблюдение канонов Церкви, таких как пост, молитва, Святое Причастие и многое другое, важно. Но формальное соблюдение, без содержания, сводит новую Жизнь, провозглашаемую Христом и Его Церковью на протяжении веков, к сухой букве, которая может дать удовлетворение, но не радость и вечную жизнь.
Очевидно, что формальное соблюдение канонов гораздо проще, чем опыт, который приходит от смирения и любви. Первое требует дисциплины, второе - встречи сердца со Христом, Который есть абсолютное смирение и безграничная Любовь. Одно дело - жить с человеком, с которым ты ладишь и не конфликтуешь, и совсем другое - быть влюбленным в него. Отношения со Христом, любовь к Нему выходят за рамки канонов, что видно из жизни святых, которые из-за этой любви молились и подвизались за пределами установленного религиозного долга.
Если сравнить людей, соблюдающих все, что говорит Церковь, но не имеющих ни смирения, ни любви ко всему миру, с теми, кто их не соблюдает, но все же озабочен ими, то, думаю, надежда есть на последних. Они заставляют вспомнить слова Христа, обращенные к фарисеям: мытари и блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие (Мф. 21, 31).
Разве не печально, если с годами мы неукоснительно соблюдаем Закон, но стремимся к нему ошибочно, не понимая красоты, радости и полноты христианской жизни с ее свободой для детей Божиих.
Пусть мы сможем признать, что мы неправильно жили, как бы больно нам ни было от этого осознания. Пусть после этого у нас появится желание измениться, обратиться к отцу и учителю, который знает это на собственном опыте:
Жизнь свободы, которая является результатом борьбы
Жизнь смирения, которая рождается из боли
Жизнь любви, которая начинается с ощущения любви Бога.
И когда мы найдем его, если он пожелает, пусть он укажет нам путь спасения.