В серии «Гербарий» Михаил Шемякин удивляет зрителя необычной техникой – коллажем из разных засушенных листьев и лепестков. Особое место в них занимают не яркие соцветия, радующие красочными оттенками, а гербарии из осенних опавших, старых, помятых листьев.
Шемякин – не первый художник, кого привлекают невзрачные, не считающиеся красивыми и эстетичными вещи. Но в отличие от многих других, он не использует их как символ разрушения или распада, а наоборот, видит в них потенциал новых форм и источник вдохновения. Так выстраивается диалог с природой, где любое проявление её естественных ритмов является предметом восхищения и наблюдения.
Однако такой интерес у Шемякина на самом деле возник очень давно, но в каждой серии он применяет его в новой технике и вкладывает новые смыслы. Одна из самых известных серий Шемякина «Тротуары Парижа» тоже была создана благодаря цепкому взгляду художника, который однажды заострился на парижском асфальте.
Метод вглядывания
Метод вглядывания в окружающий мир – изначально не осознанное и придуманное действие, а свойство его характера. Это даже нечто большее, чем наблюдательность – ведь она не заставит нас остановиться вдруг посреди улицы, чтобы разглядеть грязный затоптанный лист. Это огромное любопытство к миру, стремление учиться у всего, что окружает, и творческая энергия, которая постоянно ищет выхода. Этими же качествами отличался Леонардо да Винчи, который писал в дневниках о наблюдениях за крошечными явлениями природы.
Чуткость и любопытство ко всем проявлениям жизни может быть свойственна и людям нетворческих профессий – это помогает им постоянно расширять свой кругозор, с радостью и надеждой смотреть на окружающий мир. По воспоминаниям Михаила Шемякина, описанных в его автобиографии «Моя жизнь: до изгнания», его отец, военный офицер, тоже часто фотографировал разные мелочи, попадавшиеся ему на сложном солдатском пути. Хотя мелочи эти зачастую были мрачными деталями чудовищной войны, он умел находить в них красоту и смысл.
Тротуары
Наверное, именно из-за этой взаимосвязи часть серии «Тротуары Парижа» посвящена теме Великой отечественной войны, блокады Ленинграда, которую пережили родственники с маминой стороны, и Гражданской войне, в которой участвовал его отец. Но также там есть метафизические темы - призраки и фантомы, литературные персонажи и прочие фигуры и образы. «Тротуары Парижа» стала первой масштабной серией, где Шемякин обращается напрямую к тому, что в повседневной жизни принято считать мусором.
Его привлекает то, что лежит на парижских улицах - пакеты, окурки, бумажки, старые чеки, и листья, конечно же, тоже. Он не собирает их физически - но собирает их образы, фотографируя каждый такой мелкий предмет. Затем распечатывает фото в мастерской и дорисовывает цветными карандашами или чернилами. Так появляются необычные фигуративные образы - грубые и изящные, трогательные и трагические, метафизические и хорошо узнаваемые.
От метода к технике
Михаил Шемякин, будучи студентом Средней художественной школы, тщательно копировал графику старых мастеров. Это было скрупулёзным трудом, требующим невероятной усидчивости и концентрации. Линия за линией он копировал детализированные ксилографии и офорты, выписывая их пером с чернилами по листу. С таким же усердием позже он будет вглядываться в лессировки картин старых мастеров, в ритуальные предметы из коллекцией древних цивилизаций, в любые найденные символы, а затем, наконец – в непритязательные артефакты окружающего мира и малейшие проявления природы. А уже в 2010-х – так же терпеливо соединять крошечные кусочки засушенных листьев и лепестков, соединяя их в свою «Симфонию цвета».
Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»