Каких только забавных дорожных знаков не бывает - в Британии был вот такой, например:
Думаете, прикол? А вот и нет:
Много странного творится и творилось на этих островах. Снимок сделан 44 года назад. Королевские водолазы-инженеры переходят из места расположения своего подразделения для тренировок в военный порт Марчвуд. Почему этого нельзя было делать менее экзотичным образом - сейчас понять трудно.
Кто такие эти Royal Engineer Divers? Я бы их назвал привычнее для нас - водолазы-сапёры. Есть у них водолазы-коммандос, ярким представителем которых был погибший под советским крейсером Лайонел Крэбб, о чём я подробно писал в статье
А те, о которых бы говорим сейчас, диверсиями не занимаются. Их основная роль заключается в обеспечении инженерной поддержки, такой как подводная разведка, расчистка гаваней и пляжей, а также строительство и ремонт – по сути, все, что сапёр может делать на земле, он должен выполнять и под водой.
Конечно, в первую очередь они военнослужащие и отбор в это подразделение весьма придирчивый. Всего их не больше 300 человек. Будь то устранение препятствий, мешающих британским военно-морским силам, или ремонт критически важной инфраструктуры, Royal Engineer Divers гарантируют выполнение своих задач в сложных подводных условиях. Их уникальная подготовка и возможности делают их незаменимым помощником в современных военных операциях.
Ну, а Титаник тут причём? Ха, при желании можно найти связь между самыми, казалось бы отдалёнными темами, а тут уж и совсем просто - это подразделение было создано ещё в 1838 году сэром Чарльзом Уильямом Пэсли
которому, на тот момент полковнику Corps of Royal Sappers and Miners, было поручено расчистить Темзу от затонувших судов, в том числе и HMS Royal George.
Он был спущен на воду 18 февраля 1756 года. Самый большой военный корабль в мире в то время, он имел водоизмещение более 2000 тонн и был «эквивалентом оружия массового поражения восемнадцатого века». Т.е. по размером подходил под Титаник того времени, вот он на картине:
Вторым же аналогом было количество жертв при его затоплении. А дело было так: 28 августа 1782 года Royal George готовился к отплытию с флотом адмирала Хоу для прорыва морской блокады осаждённой испанцами и французами крепости Гибралтар. На нем находились 548 тонн припасов и 83 тонны оружия, т.е. загружен под завязку.
Во время предпоходовой подготовки возникла необходимость заменить клапан приёма забортной воды, расположенный ниже ватерлинии по правому борту. Времена, когда воду, например для мытья палубы, просто черпали вёдрами через борт, уходили в прошлое. Через этот клапан вода попадала в специальную цистерну, а оттуда помпами могла подаваться потребителям, в том числе и для тушения пожаров. Чтобы добраться до клапана, надо было накренить корабль на левый борт, тогда устройство выходило на поверхность. Находился он в заведовании корабельного плотника, механиков-то ещё не было :)
А теперь, что творилось в тот момент на корабле. Поскольку команды тогда комплектовались в немалой степени отловом зазевавшихся в припортовых районах подданных короля и даже иностранцев (я писал уже, как под эту гребёнку попадали например матросы с американских судов, не вовремя решившие заглянуть в портовый кабачок) - то имелись веские опасения, что они могут слинять перед самым походом.
Посему сход на берег команде за исключением офицеров был запрещён. А команда составляла более 800 человек. Проститься со многими из них на борт прибыли жёны, дети, другие родственники, торговцы - всего порядка 300 человек. Но мало того, - как толерантно пишут англичане, много «дам из Пойнта [в Портсмуте], которые, хотя и не ищут ни мужей, ни отцов, но посещают наши недавно прибывшие военные корабли». Короче, проститутки числом около сотни. В сумме набиралось порядка 1200 человек. В результате всего этого корабль сидел в воде "по самые уши".
Но и этого мало - к левому борту пришвартовалась баржа, с которой начали загружать большое количество бочек с ромом.
Чтобы создать крен, было решено пушки левого борта выкатить по-боевому, т.е. к самому борту, так, чтобы стволы торчали из орудийных портов, которые, естественно были открыты. Однако, никого, кто бы мог грамотно проследить за этим, на борту не было - старший канонир, боцман и штурман улизнули на берег оторваться напоследок. В итоге пушки правого борта тоже стали перемещаться влево, ещё более увеличивая крен.
Плотник, возившийся с клапаном, заметил, что правый борт выходит из воды всё больше и кинулся наверх к вахтенному лейтенанта Монину Холлингбери, чтобы тот принял меры, но он послал его подальше. На повторные просьбы ответил, типа - ну тогда и становись на вахту, если такой умный. Когда отчаявшийся плотник добрался до капитана, было уже поздно - проникшая через порты вода быстро заполняла корабль.
Капитан Уэгхорн немедленно отдал приказ выправить ситуацию, но сделать уже ничего было нельзя - корабль начал всё быстрее крениться на левый борт и затонул, унеся с собой около 900 человек, в том числе до 300 женщин и 60 детей, которые посещали корабль в гавани. Чем вам не Титаник?
Люди метались по помещениям и палубам, пытались выбраться через орудийные порты правого борта, давя и топя друг друга
Было спасено 255 человек, в том числе одиннадцать женщин и один ребенок. Мальчик спасся, уцепившись за шерсть живой овцы, доставленной в качестве провианта. Поскольку родные его погибли, а он от потрясения забыл своё имя, его окрестили заново, назвав Джон Лэмб (от lamb — ягнёнок).
Как обычно, невиновные были наказаны, в данном случае интенданты и работники верфи, поскольку их обвинили в "гнилости" корабля. Капитан не пострадал, а лейтенант Холлингберри вскоре стал командиром другого корабля. Плотник, чьё имя не упоминается, вместе с другими отчаянно боровшимися за живучесть, был затоплен в трюме корабля. Его правда откачали, но он всё равно умер на следующий день.
Ну вот, прошло время и решили корабль как-то убрать, поднять его было нереально. Это старая гравюра, здесь, похоже, используются ещё водолазные колокола:
Снимали пушки и другие части, но это не решало проблемы в целом.
Тут и пробил час Пэлси. Его водолазы-"инженеры" стали закладывать заряды пороха и взрывать корабль по частям. В 1840 году рвануло так, что повылетали стёкла из окон достаточно отдалённого Портсмута. К 1843 году был поднят киль и это место объявлено чистым.
Ранее я уже писал о водолазах, правда, давно:
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: