Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О таинственной гибели Лайонела "Бастера" Крэбба под днищем крейсера "Орджоникидзе"

Если вы доживёте до 2057 года, когда в Британии должны быть рассекречены сведения об этом деле, то возможно и узнаете правду. Хотя я лично не сильно доверял бы "джентльменам" из британской разведки.

На сегодняшний день остаётся копаться в массе совершенно противоречивых описаний этой истории. Казалось бы, черту под ней подвел рассказ нашего бывшего боевого пловца Эдуарда Кольцова, в 2007 году поделившегося подробностями того, как он перерезал воздушные шланги, а заодно и горло подводному диверсанту, пытавшемуся установить мину под днищем крейсера, прибывшего в Британию с государственным визитом. И фильм известного всем РЕН-ТВ на эту тему есть.

Однако журналист "Красной Звезды" Александр Хроленко в своём расследовании камня на камне не оставляет от всей этой героической истории и личности самого Кольцова. Подробности можно узнать в его статье Фальшивая "Барракуда"

А мы давайте-ка почитаем, что пишут об этом англичане - а пишут они столь разнообразные версии, что голова кругом идёт.

Начнём с личности самого Крэбба.

Лайонел Кеннет Филип Крэбб родился в бедной семье 28 января 1909 года в Стритхэме, Лондон. До войны работал на торговом флоте. В самом начале войны служил в сухопутных войсках, но потом перешёл в Королевский военно-морской добровольческий резерв (RNVR), где прошел обучение в качестве офицера по обезвреживанию подводных взрывных устройств.

В октябре 1942 года он был назначен на HMS CORMORANT в Гибралтаре, как офицер по разминированию и обезвреживанию бомб. Ещё с лета подводные диверсанты итальянской 10-й флотилии МАС провели там ряд диверсий, прикрепляя мины к днищам кораблей и выведя из строя пять из них за три месяца

-2

Англичане принимали меры по предотвращению этих взрывов. Но они не имели не только аквалангов, но даже и ласт, ныряя под воду в обычных комбинезонах и кедах, используя аппарат для спасения подводников Дэвиса (DSEA) с использованием кислорода. Кстати, на заглавном снимке Крэбб именно с этим аппаратом на груди.

Заядлый курильщик со склонностью к виски с пивом, Крэбб избегал физических упражнений и мог проплыть только три длины в бассейне. Однако в конце концов он стал руководить командой водолазов. Во время атаки 7 декабря 1942 года двое итальянских диверсантов - лейтенант Личио Висинтини

-3

и старшина Джованни Магро

-4

подбираясь к линкору HMS Nelson погибли в результате взрыва неожиданно сброшенных в воду глубинных бомб. Их тела обнаружили через несколько дней, и их ласты и дыхательные аппараты стали использоваться Крэббом и одним из его подчинённых, Сидни Ноулзом. Я о нём ниже отдельно расскажу, он тоже замешан в историю исчезновения Крэбба.

В 1943 году они участвовали в поиске и подъёме тел польского генерала Сикорского и его спутников с упавшего в море в районе Гибралтара самолёта. В январе 1944 года награждён Георгиевской медалью, в том же году участвовал в разминировании портов в Северной Африке, в 1945 - итальянских портов. Его повысили в звании до лейтенант-коммандера и поставили во главе всего разминирования вдоль итальянского побережья. Основной задачей его команды была очистка гавани в Венеции от неразорвавшихся немецких боеприпасов. Вот снимок того времени:

-5

В августе 1945 года его отправили в Палестину для борьбы с подводными взрывными устройствами, устанавливаемыми еврейскими сионистами. Он был награжден Орденом Британской империи 11 декабря 1945 года. Не стану перечислять всю его деятельность - от попыток спасти экипажи двух затонувших британских подлодок до поисков подводных сокровищ и обследования участка выпускной трубы из Исследовательского центра атомного оружия в Олдермастоне.

Согласно официальным источникам, он был уволен из RNVR 30 апреля 1948 года, но впоследствии прикомандирован к кораблю водолазного обеспечения HMS RECLAIM.

Весной 1949 г. ему удалось сделать подводные фотографии кавитации винта крейсера HMS AMPHION. Он добился этого, цепляясь за линь буя, когда AMPHION проплывал мимо него на пугающе близком расстоянии на разных скоростях. Вполне возможно, что именно винты крейсера, только советского, стали причиной его гибели, но об этом ниже.

Крэбб был повторно принят на службу 12 октября 1951 года в том же звании и назначен на HMS VERNON в качестве «офицера по водолазным испытаниям». 30 июня 1952 года Крэбб был повышен в звании до коммандера и стал главой экспериментальной водолазной группы, базирующейся в Центре подводного противодействия (UCWE) в Вест-Ли-Хаус, Хавант, к северу от Портсмута.

Непроверенные источники сообщают, что Крэбб предпринял тайную миссию в Суэцкий канал в 1953 году . В том же году он впервые полез под днище советского крейсера. Это был "Свердлов", крейсер проекта 68-бис. Он прибыл в Британию для участия в международном военно-морском параде по случаю коронации королевы Елизаветы II летом 1953 года. Вот он на фоне британского авианосца «Indomitable», несколько далее — легкий крейсер «Swiftsure»:

-6

Его командир капитан 1 ранга О. И. Рудаков со своими офицерами, он самый высокий:

-7

Крейсер прославился тем, что при нормативе на сложную постановку на якорь в 1 час 20 минут сумел сделать это всего за 12 минут. Это был фурор и англичане предположили, что крейсер имеет какие-то специальные устройства для такой маневренности и Крэббу было поручено проверить это.

Ночью со своим старым напарником Сидни Ноулзом они подобрались под днище "Свердлова". По словам Ноулза, они обнаружили круглое отверстие в носовой части корабля и внутри него большой гребной винт, который мог создавать боковую тягу. Иначе, как побрехеньками это назвать нельзя, ибо вот снимок подводной части крейсера этого проекта:

-8

И где тут подрулька? А что за личность был этот самый Ноулз?

Сидней Джеймс Ноулз родился в 1921 году в семье железнодорожника. С начала войны служил кочегаром на эсминцах, в 1940 году он был ранен в грудь и получил перелом челюсти, после излечения продолжил службу на кораблях атлантических конвоев.

-9

Однажды на доске объявлений корабля Сидни прочитал листок с предложением присоединиться к команде водолазов. С ним побеседовали лейтенанты Крэбб и Бейли, офицеры по обезвреживанию бомб и мин, и это положило начало важной главе в его жизни. Впоследствии Сидни стал партнером коммандера «Бастера» Крэбба по дайвингу, и у них сложились крепкие отношения, которые длились всю жизнь. Имеется в виду жизнь Крэбба, которая оборвалась в 1956, году, но и после его смерти Ноулз попытался оказать последнюю услугу своему командиру и товарищу.

В течение многих лет Сидни снились кошмары, связанные с его военной службой под водой. Он умер 31 июля 2012 года в возрасте девяноста лет. Вот он в 2009 году:

-10

Ну, и давайте ещё чуть-чуть отвлечёмся - при чём тут прозвище Крэбба "Бастер"? А дело в том, что был ещё один Крэбб с таким прозвищем: Кларенс Линден Крэбб II. Он был Олимпийским чемпионом по плаванию в 1928 и 1932 годах:

-11

Стал киноактёром, исполняя среди других роли Тарзана и вообще Короля джунглей:

-12

Не благодаря ли британскому юмору Лайонел Крэбб, отличавшийся, как выше упоминалось, очень плохими способностями к плаванию, унаследовал эту кличку?

Ну, и перейдём уже к его последней операции.

18 апреля 1956 года советский крейсер « Орджоникидзе» всё того же проекта 68-бис в сопровождении эсминцев «Совершенный» и «Смотрящий» прибыл в Портсмутскую военно-морскую базу и пришвартовался к Южному железнодорожному причалу. Это VIP-причал прямо перед характерной сигнальной башней. Крейсер доставил Никиту Хрущева и Николая Булганина на переговоры в Лондон с премьер-министром сэром Энтони Иденом. Момент швартовки крейсера:

-13

Крэбб был окончательно освобожден от действительной службы 8 апреля 1955 года, хотя он «остался прикрепленным к RNVR, чтобы его можно было отозвать в случае необходимости». Его склонность к алкоголю осталась неизменной.

В книге «Торпедоносцы» лейтенант-коммандер Гордон Гаттеридж сказал о нем:

«Он оставался… ныряльщиком с огромным опытом, обладающим исключительной способностью терпеть дискомфорт, но не склонным к долгим и тяжелым погружениям под воду. Отсутствие страха у него не вызывало сомнений, но его оценка экспериментального оборудования и методов граничила с причудливостью. К тому времени его личность, поведение и одежда вполне устоялись; типичный ворчливый, но любезный легкомысленный петух, дополненный тростью со шпагой внутри с серебряным выгравированным крабом на ручке. Конечно, со своими друзьями он был очень приятным и веселым человеком».

Накануне прибытия советских кораблей Крэбб и кто-то, назвавший себя «Смит», забронировали номер в отеле «Салли Порт» в Старом Портсмуте. Впоследствии выяснилось, что он был агентом МИ-6 Бернардом Смитом, который зарегистрировался, используя настоящие имена его и Крэбба. Адмирал Поланд в своей книге пишет, что Крэбб и Смит встретились в отеле с начальником полиции мистером А. С. Уэстом, который назначил суперинтенданта Джека Лэмпорта офицером связи Крэбба с полицией. Днем 17-го Крэбб пил чай с командиром HMS VERNON (корабль, занимавшийся различными водолазными работами, в том числе и секретными). Вечером он встретил в пабе лейтенанта Джорджа «Фрэнки» Франклина, офицера по водолазным работам HMS VERNON, и попросил его выступить в роли его обеспечивающего для погружения, которое он собирался предпринять. Согласно словам Франклина, Крэбб сказал, что это будет производиться в частном порядке и он ни при каких обстоятельствах не должен информировать ответственные военно-морские власти.

Франклин доставил специальный катер на стоянку лодок к югу от Южного железнодорожного причала. К утру следующего дня прибыли советские корабли. Крэбб при содействии Франклина совершил свое первое погружение с катера в тот же день. Во время прилива около 17:30 он вошел в воду примерно в 80 ярдах от места стоянки советских кораблей, но застрял в сваях причала и прервал погружение всего через 20 минут. Рано утром следующего дня, 19 апреля, Крэбба сопровождали Франклин и, возможно, Смит к катеру, где Франклин помог ему одеться. Он вошел в воду около 07:00, но вернулся через 20 минут после некоторых проблем со своим снаряжением. Через некоторое время он вернулся в воду, и больше никто из британцев живым его не видел.

Во-первых, какие цели он мог преследовать? Дон Хейл, автор книги «Последнее погружение: Жизнь и смерть «Бастера», напрочь отрицает возможность установки им мин на днище крейсера. По его мнению, дело могло обстоять ровно наоборот и Крэббу могло быть поручено проверить, нет ли на корпусе корабля мин. Ну, то такое.

Скорее всего, он должен был обследовать, что там у крейсера с гидроакустическими устройствами и возможно винты корабля, которые много чего могут рассказать. Вон они какие знатные:

-14

К ним мы ещё вернёмся. Как же он был обнаружен, если был? Тут есть варианты - то пишут что он случайно был замечен вахтенным с палубы, когда ненароком подвсплыл у борта. То, что его обнаружили гидроакустическим прибором. Потом был зарезан нашим аквалангистом и пущен по течению.

Меж тем, когда Крэбб не вернулся, почти сразу же была начата операция по сокрытию. Смит выписался из отеля Sally Port, взяв с собой багаж Крэбба. Несколько дней спустя полиция удалила четыре страницы журнала регистрации отеля Sally Port, но журналисты уже просмотрели их. Удаление страниц вызвало у них еще большие подозрения. Франклин был отправлен в отпуск с указанием никому не рассказывать о случившемся. Выяснилось, что Крэбб был замечен одним из советских кораблей, и Хрущев в шутливой форме упомянул об инциденте на званом обеде с Иденом. Не зная о шпионской миссии, Иден был озадачен, пока на следующий день его не проинформировали об этих событиях. Впоследствии Советы заявили дипломатический протест.

Значит, наши кое-что знали об этом водолазе?

Далее. Поскольку военно-морской флот официально не участвовал в операции, а Крэбб больше не числился в его списках, Адмиралтейству было трудно дать какое-либо правдоподобное объяснение исчезновению Крэбба, не вызывая еще больше вопросов. Тем не менее, 27 апреля контр-адмирал Дж. Г. Т. Инглис, директор военно-морской разведки, поручил Адмиралтейству объявить, но только в случае необходимости, что Крэбб был специально задействован в связи с испытаниями подводных аппаратов; он не вернулся из пробного погружения в заливе Стоукс 19 апреля и должен считаться утонувшим. Но это место находится достаточно далеко от места стоянки советского крейсера. Такое заявление настолько вопиюще противоречило известным фактам, что 14 мая премьер-министр был привлечен к даче объяснений в парламенте.

Сэр Энтони Иден попытался отмахнуться от всего этого вопроса, заявив: «Не в интересах общества раскрывать обстоятельства, при которых, как предполагается, коммандер Крэбб встретил свою смерть». Затем он загадочно добавил: «Я считаю необходимым, учитывая особые обстоятельства этого дела, дать понять, что то, что было сделано, было сделано без разрешения или ведома министров Ее Величества. Принимаются соответствующие дисциплинарные меры». Инцидент, безусловно, вызвал значительное затруднение у тогдашнего правительства Великобритании и спецслужб. Вероятно, не случайно директор МИ-6, генерал-майор сэр Джон Синклер, был заменен сэром Диком Уайтом из МИ-5 в 1956 году.

На этом история не закончилась. 9 июня 1957 года, через 14 месяцев после исчезновения Крэбба, два рыбака обнаружили тело, плавающее в воде у Пилси в Чичестер Гавань, в 14 милях к востоку от г. Портсмут. У тела, одетого в гидрокостюм Pirelli, не было головы, рук и части грудной клетки.

А не кажется ли вам, что это очень напоминает то, что может сотворить с водолазом корабельный винт? И сразу вспоминается ещё одна версия, что Крэбб был умерщвлён проворачиванием винтов крейсера. Но тут такое дело. Я, конечно, не служил на кораблях с паросиловой установкой. Даже если предположить, что корабль постоянно стоял под парами, можно ли провернуть гребные винты, не вводя в действие паровые турбины? А это процесс не одномоментный и их пуск сопровождается вполне определёнными звуками, смысл которых матёрый водолаз Крэбб не мог не понимать, чтобы продолжать шнырять прямо у винтов. А можно ли их провернуть, скажем, воздухом, подготовка к чему вряд ли будет сопровождаться особым шумом? Если кто из читателей служил на таких крейсерах или им подобных кораблях - не прояснят ли они этот вопрос?

11 июня лейтенант-коммандер Уильям Макланачан, водолазный офицер с HMS VERNON, и бывшая жена Крэбба были призваны опознать останки.

Тут опять разногласия, то ли жена признала мужа, то ли категорически с этим не согласилась. И снова появляется Сидни Ноулз. Уж он-то знал командира как облупленного и помнил о характерных шрамах у одного его колена. Но шрамов этих не нашли. Что не помешало коронеру 29 июня 1957 года официально заявить, что тело принадлежало Крэббу. Позже Тим Биндинг из "The Mail on Sunday" заявил, что Ноулз утверждал: МИ-5 приказала ему идентифицировать найденное тело как Крэбба, хотя он знал, что это определенно не Крэбб.

Далее пошло-поехало... И что на самом деле Крэбб, будучи агентом ЦРУ, просто перешёл на сторону русских и жил в Москве под псевдонимом . Патрисия Роуз, которая называла себя невестой Крабба во время его исчезновения, даже заявила в интервью газете в сентябре 1974 года, что он был двойным агентом, обучавшим русских водолазов в Черном море, но передал ей сообщение о том, что хочет вернуться в Великобританию.

И что его пристрелили прямо в воде с борта советского эсминца, а тело унесло течением. И что он-де сам собирался слинять в СССР, но верный долгу Ноулз прикончил его (как он там оказался - неважно, версия-то хайповая).

Есть и версия, что погиб он от отравления кислородом или, возможно, от отравления углекислым газом во время погружения в результате высоких нагрузок на организм. В сочетании с его плохим физическим состоянием это привело к потере сознания и смерти от утопления.

Как бы то ни было, однозначного объяснения, что случилось с Лайонелом Крэббом пока нет. Появится ли оно в 2057 году? Кто знает...

*****

Ещё пара статей о водолазах:

Легко ли жить водолазам?
Чем водолаз отличается от бутылки с газировкой

...............................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь