Маргарита Порет, монахиня-бегинка, автор текста "Зерцало простых душ", известна как первая казненная на Гревской площади 31 мая 1310 г. на костре за ересь. Книга ее тоже публично сжигалась несколько раз до этого. Проходили ли казни на Гревской площади раньше неизвестно, но после, все знают, что да. Что это главное место в Париже для проведения публичных экзекуций, собиравших толпы горожан. Но подчеркну, что не единственное. Казни, в смысле наказания за преступления, не только с летальным исходом, проводились во многих районах города. Но именно Гревская площадь стала за столетия практически синонимом казни.
Здесь лишали жизни протестантов, евреев и прочих еретиков, настоящих убийц, государственных преступников с особым пристрастием: ла Моль и Коконас, Монтгомери, Равайак, Жюльен и Маргарита де Равале, брат с сестрой, вроде бы вступившие в кровосмесительную связь, известная маркиза Бранвийе, Картуш, чудовищно замученный Дамьен, ну много их было, еще и безымянных. Ну и революционная гильотина, конечно, здесь впервые ее опробывали. Последняя казнь состоялась в 1830 г. гильотинировали некоего Жана-Пьера Мартена, вора и убийцу.
На площади еще обязательно проходил праздник накануне летнего солнцестояния, Иванов день с большим костром, танцами и угощением. Первым королем, пришедшим зажечь этот костер был Людовик XI (хворост, хлеб, вино, вишни, факелы и свечи - из городского бюджета). В какой-то момент (не спрашивайте даже) в костер или на столб в центре стали подкладывать кошек, иногда лису (тоже за городской счет). Людовик XIV, конечно, прервал эту традицию хождения в народ. А к к XVIII века и Иванов день перестали отмечать.
И фейерверки, конечно, и прочие празднества по самым разным поводам, от заключения мира до крестин, именин, рождения, свадьбы монархов.
А еще по понедельникам не проводили казни и площадь заполняли торговки поношенным женским и детским платьем. Ярмарка эта носила название Святого духа, по больнице Святого духа, построенной в 1362 г рядом с ратушей (тоже в к. XVIII в. не знаю, было ли такое раньше)
Но все это позднее, а сначала здесь был порт, возможно с римских времен, точно еще до Каролингов. Как пишет главный современный историк Парижа, до XII в. на месте площади был пустырь, поселения группировались вокруг уже известных нам церквей, Сен-Мерри, Сен-Жан де ля Бушери и Сен-Жерве, а к реке вел удобный, пологий спуск и лодки можно было разгружать просто вытащив их на берег и Гревский порт стал самым крупным и важным в Париже, заменив порт Сен-Ландри на Сите. По сути, было несколько портов, куда привозили вино, зерно, древесину, уголь, соль.
И на площадь стали приходить люди в поисках работы, этакая биржа труда образовалась. Таким образом, вроде бы, появилось слово "забастовка" (Grève - забастовка") сначала оно означало «стоять на Гревской площади в ожидании работы», а затем получило сегодняшнее значение.
И все это происходило еще до появления на площади ратуши. Историю парижской ратуши принято отсчитывать с 1357 г., когда Этьен Марсель, купеческий прево, купил от имени муниципалитета у Жана д'Осера «Дом на столбах» (или колоннах, Maison aux Piliers) точно на месте сегодняшней ратуши. Из документов известно, что это здание включало в себя два двора, курятник, кухни, бани, парадный зал, молельню, часовню, большое помещение и чердак.
До этого момента не слишком хорошо известно, где располагались городские власти, возможно на Сите или на левом берегу, более-менее подтверждено их пребывание в районе Большого Шатле. Именно там, ближе к концу XII в. сосредоточилась парижская торговля: рынок Лез Алль, мясники, торговцы рыбой и вином, естественно было видеть там городские власти.
Этьен Марсель сделал ратушу своей штаб-квартирой и своим арсеналом, перевез туда артиллерию Лувра, но его скоро убили, а последствием этого восстания, среди прочего, стала отмена городской автономии, но не слишком надолго.
Около 200 лет городской совет использовал для своих заседаний древний Дом с колоннами. Но примерно в 1530 г. в здание ратуши были внесены довольно существенные изменения в соответствии с духом времени и в стиле Ренессанса по проекту итальянца Доменико да Кортона. Но строительство было закончено только через 100 лет.
Что происходило в Ратуше? После Этьена Марселя и восстановления городских свобод купеческий прево, четыре олдермена и двадцать четыре члена городского совета заседали в ратуше до 14 июля 1789 года, когда все те же горожане убили последнего купеческого прево Жака де Флесселя на ступенях ратуши. Нельзя сказать, что муниципальная власть была полностью автономна, но это была грозная сила и королям приходилось с ней считаться, иногда заигрывать, освобождая от налогов или даруя привилегии (не навсегда, разумеется), иногда даже занимать у города денег случалось.
В 1465 г. Людовик XI кажется сам изъявил желание отужинать в ратуше и пригласил на этот ужин прево и олдерменов с женами и было там «много прекрасного мяса и рыбы».
Видимо в 1514 г. в ратуше принимали с большим размахом королеву Марию Английскую, муж ее Людовик XII очень быстро умер). Ей в подарок от города преподнесли позолоченную серебряную посуду и пригласили на ужин в воскресенье 20 ноября и этот ужин был уже королевским, в отличие от «много прекрасного мяса и рыбы». Проходил он в большом зале, но смотреть на королеву и торжество пришло столько народу, что слуги с блюдами не могли пробиться к столу и много еды просто испортилось на кухне.
В честь взятия Кале в 1558 г. Генрих II с семьей ужинал в ратуше. По этому случаю городские власти пригласили на прием самых красивых красавиц Парижа, а купеческие сыновья, одетые в желтые и пурпурные ливреи, должны были разносить угощенья. Зал был украшен плющом и гербами присутствующих и отсутствующего Гиза, он как раз Кале и брал.
И прочая и прочая, сторонники Лиги, сторонники Фронды, балет Людовика XIII, очень долгая и тщательная подготовка к визиту Людовика XIV (там такой райдер, что его отдельно надо описывать), революция, которую ратуша пережила, все перипетии следующего столетия, обновление здания в 40-х гг., новые балы и приемы (надо о них? Скорее всего в телеграм буду рассказывать, там, кстати будет точно один не вошедший сюда сюжет, но может быть нужно здесь написать второй пост о ратуше и ее судьбе в XIX в? а то и так текст огромный получился) и тут конец.
Парижская коммуна не пощадила Отель-де-Виль, как и множество других важных столичных объектов. Ратуша выгорела полностью, сегодняшнее здание стали строить почти сразу, и оно прекрасно, на самом деле, с соблюдением пропорций и с уважением к наследию, ему уже тоже больше 100 лет, но понимаете же, посвятительную надпись 1533 г. не восстановить и не заменить, как и библиотеку, и деревянную резьбу.
Есть такая книга о Париже "Анатомия великого города", не рекомендую ее, но дело в названии и подходе, когда имеется попытка рассмотреть функционирование города как человеческого организма. Если принимать такой взгляд и определять, где в Париже какой жизненно важный орган, то понятно, где сердце (Сите), где желудок (Лез Алль), где мозг (Левый берег и университет). Следуя этой аналогии Гревскую площадь и ратушу стоило бы назвать легкими, здесь Париж дышит, здесь пускает в кровь кислород, а то яд, здесь пытается отстаивать свои интересы, иногда средствами сомнительными, в любом случае, здесь, а не на месте Бастилии рождается свободолюбивый парижский дух. Немного пафосно, ну да ладно.
Приходите в телеграм, там другие истории или начать те истории публиковать здесь? В сомнениях.
Избранная библиография:
Nouvelle histoire de Paris et de ses environs. Tome 2 / par M. J. de Gaulle,
Connaissance du vieux Paris by Hillairet, Jacques
Hôtel de Ville de Paris et la Grève à travers les âges d'après Éd. Fournier / Jehan de la Cité
L'Hôtel de ville de Paris par Lucien Lambeau