Какие картины висели в музеях вверх ногами?

3,6K прочитали

1. "Бретонская деревня в снегу", Поль Гоген (1894). 

Эта картина была написана после путешествия Гогена во Францию, где он провел полгода. Художник умер в мае 1903-го, а 2 сентября проходила распродажа имущества и произведений, в окружении которых его застала смерть. Однако люди, которые готовили картины к продаже, не совсем верно поняли, что именно изображено на картине. Оценщик демонстрировал работу вверх ногами, а потому дал ей неожиданное название - "Ниагарский водопад".

П. Гоген, "Бретонская деревня в снегу". В таком виде картину продали под названием "НИагарский водопад"...
П. Гоген, "Бретонская деревня в снегу". В таком виде картину продали под названием "НИагарский водопад"...

Ошибка была устранена другом художника, который купил картину за смешные деньги (7 фунтов). Он перевернул работу и всем стало понятно, что на ней на самом деле изображена французская деревня. Эта забавная история изложена в книге Анри Перрюшо "Жизнь Гогена".

«Бретонская деревня в снегу».
«Бретонская деревня в снегу».

2. "New York City I", Пит Мондриан (1941).

Незадолго до смерти художник закончил картину «New York City I». Работа посвящена городскому пейзажу Нью-Йорка — на холст наклеены разноцветные ленты. После смерти Мондриана картина выставлялась в различных музеях мира, а не так давно "осела" в музее Дюссельдорфа. Однако в 2022 году выяснилось, что все эти годы картина висела вверх ногами.

"New York City I", Пит Мондриан.
"New York City I", Пит Мондриан.

К такому выводу пришла эксперт Сюзанна Мейер-Бюзер. Она утверждает, что низ картины, в котором сетка из лент становится более частой, изображает тёмное небо.

«Как только я указал на это другим кураторам, мы поняли, что это невероятно очевидно», — сказала Мейер-Бюзер, подчеркнув, что на «на 100%»

Самое интересное, что картина так и продолжает висеть неправильно: за годы работа стала слишком хрупкой, и в другом положении может испортиться.

"Ленты уже очень ослабли и висят на волоске. Если работу перевернуть, то гравитация потянула бы их в другую сторону", — объясняет Майер-Бюзер.

3. «Черное на коричневом», Марк Ротко (1958)

Эта необычная картина была создана американским художником Марком Ротко, которого относят к представителям абстрактного экспрессионизма и живописи цветового поля (разновидность абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности).

«Черное на коричневом», Марк Ротко.
«Черное на коричневом», Марк Ротко.

Позже художник говорил о работе над картиной следующие слова: «После того, как я некоторое время работал, я понял, что на меня очень сильно повлияли стены Микеланджело в лестничной комнате Библиотеки Медичи во Флоренции. Он добился именно того чувства, которое мне было нужно…».

Марк Ротко.
Марк Ротко.

Картина была создана под заказ для модного ресторана "The Four Seasons" в Нью-Йорке, однако художник решил оставить ее себе, так не хотел, чтобы его картины служили "фоном для трапез привилегированных классов". Спустя несколько лет он отправил ее в лондонскую галерею «Тейт» в качестве подарка.

Здание галереи на берегу Темзы.
Здание галереи на берегу Темзы.

Когда картина прибыла в Лондон, художника уже не было в живых. До сих пор неизвестно, каким образом должна висеть работа, поэтому ее несколько раз переворачивали.

4. Лодка», Анри Матисс (1953).

Анри Матисс - французский художник, один из основоположников фовизма (течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века). Эта картина относится к заключительному периоду творчества художника и представляет собой художественную сумму его поисков.

Анри Матисс.
Анри Матисс.

Матисс изобразил лодку под парусом и отражение, которое можно увидеть в воде. В 1961 году картина, выставленная в Нью-йоркском Музее современного искусства, провисела вверх ногами 47 дней. Мимо картины за это время успело пройти около 116 000 человек.

Картину в итоге повесили правильно и лодка сменила курс с west на на ost.

1. "Бретонская деревня в снегу", Поль Гоген (1894).  Эта картина была написана после путешествия Гогена во Францию, где он провел полгода.-8

5. "Четыре жены рыбаков в Кадакесе", Сальвадор Дали (1928)

Картина "Четыре жены рыбаков в Кадакесе" была написана Сальвадором Дали в 1928-ом году, вскоре после его первого самостоятельного приезда в Париж. Художник, благодаря протекции своего земляка и "старшего коллеги" Жоана Миро, сразу же был тепло принят сюрреалистами, что сказалось на творчестве Дали того периода.

Молодой Сальвадор Дали.
Молодой Сальвадор Дали.

На протяжении долгой жизни Сальвадора Дали эта картина хранилась в его личной галерее. Спустя несколько лет после смерти художника работа оказалась на лондонской выставке. Именно там один из посетителей заметил, что картина висит неправильно.

Тогда работники музея решили пригласить друга Сальвадора Дали, который мог бы подтвердить или опровергнуть догадку. Предположение посетителя оказалось верным - картина висела вверх ногами. 

Друг художника подтвердил, так как видел эту картину в мастерской Дали. Также он поделился, что Дали изобразил женщин так, какими он видел их из окна: они чинили сети на берегу и походили на крабов.

"Четыре жены рыбаков в Кадакесе", Сальвадор Дали.
"Четыре жены рыбаков в Кадакесе", Сальвадор Дали.

6. «Восточные маки», Джорджия О’Кифф (1928).

Джорджия О'Кифф прославилась загадочными картинами с крупномасштабными цветами. Также ее творчество включает в себя необычные пустынные и городские пейзажи, изображение костей животных.

Джорджия О'Кифф.
Джорджия О'Кифф.

Почти 30 лет самая известная картина «матери американского модернизма» висела неправильно. Ошибку обнаружили благодаря старому снимку, который был опубликован в газете 1937 года вместе с заметкой о «Восточных маках».

1. "Бретонская деревня в снегу", Поль Гоген (1894).  Эта картина была написана после путешествия Гогена во Францию, где он провел полгода.-12

Феминистки искали в работах художницы скрытые символы и считали Джорджию источником вдохновения движения за права и свободы женщин во второй половине ХХ века. Сама художница отрицала фрейдистские интерпретации её искусства. Постоянные поиски тайной символики и уничижительные отзывы некоторых критиков приводили Джорджию в ярость, и однажды она заявила:

«Я ненавижу цветы, я их рисую, потому что они дешевле, чем модели, и они не двигаются!»

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: