Найти в Дзене
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2005. Оптимизация, первый сотовый телефон, хороший заместитель

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Год почтамт работает под флагом новой организации «Почта России». Для работников никаких существенных изменений не произошло: зарплата осталась одной из самых низких в районе и области. Много разговоров о корпоративном духе, стиле, поведении, которые в нашем захолустье кажутся издевательством на фоне затрапезных зданий и операционных залов отделений почтовой связи, давно не знавших капитального ремонта. Электросвязь, газовый участок, электросети, коммунхоз, не говоря уже о муниципальных организациях, подновили фасады своих зданий, а то и новые уже возвели, провели ремонты внутри, только здание почтамта почти в центре станицы мозолит глаза облупившимся фасадом с фирменной вывеской. Даже церковь на другой стороне улицы заблестела позолочённым куполом и что-то пристраивает к храму, а к входу почтамта никак не сделают дорожку с твёрдым покрытием. Мне не удалось уговорить местную администрацию, которая делала ремонт тротуара в сквере мимо нашего здания, заасфальтировать двадцать метров прохода ко входу в почтамт. Наконец, областное управление расщедрилось и пообещало выделить почтамту средства на отмостку вокруг здания. Ну, хоть по отмостке можно будет добраться к ступенькам почтамта в слякоть. Впрочем, обещать не значит жениться.

«Почта России» пытается увеличить доходы, вводит новые виды почтовых отправлений на базе компьютерных технологий и улучшения логистики, развивает торговлю. На почтамте стало больше товаров первой необходимости, торгуем косметикой, семенами, табачными изделиями, книгами, канцелярскими товарами и кондитеркой. Что только не носят в своих сумках почтальоны по станицам и хуторам! Доход почтамта растёт, но не таким темпом, чтобы опередить рост цен и налогов. И зарплату два раза поднимали работникам, но чисто символически. Обещали ведь, что будет увеличение зарплат…
Центр хвалится ростом прибыли, но до нас доходят только меры экономии в виде очередной оптимизации штатов, маршрутов и реорганизаций.

С оптимизацией маршрутов доставки в нашем почтамте ничего не получилось, как ни старались специалисты в областном управлении, а уменьшить пробег нашей почтовой машины не удалось. А как ты оптимизируешь маршрут, если по району проходит всего одна асфальтированная дорога и её пересекает областная трасса. В сухое время можно срезать путь по полям и балкам, но в ненастье… В ненастье можно проехать только по этому асфальтированному кресту. Кругового маршрута не получается. А соседним районам не так повезло в этом отношении. Сокращение затрат, конечно, хорошо, а сокращённых водителей жалко.
А вот с почтальонами и у нас пришлось немного ужать штаты: перемеряли доставочные участки с шагомерами, некоторые маршруты уменьшились, урезали штатные единицы почтальонам. Было у почтальона 0,5 единицы, а стало 0,45 или 0,4. В масштабах страны экономия накапает из этих десятых и сотых единиц во внушительную сумму. На крутую премию генеральному хватит. Тут и не только наши приписки вылезли, но и убыль населения хуторов оказала влияние. Бегут люди с окраин района в крупные станицы. Потому что оптимизируется сеть школ и ФАП. Да и с работой в хуторах стало хуже. Областное управление требует объединять маленькие участки, чтобы сократить почтальонов, но и этот финт у нас не проходит: хутора так разбросаны, что никак два участка один почтальон в светлое время дня не сможет обойти. Мы с Михайловной отбиваемся от сокращений штатов как можем, но теперь не всё от нас зависит.

У меня своё дополнительное направление работы: организовать приём платы за коммунальные услуги в отделениях связи и на дому почтальонами. Первой поддалась наша бывшая родня — электросвязь. У них тоже оптимизация, оказалось выгоднее отдать приём платежей и инкассацию денежных средств почте, чем держать по хуторам своих представителей. Правда, надо признать, что почте помог приход в район сотовой связи, из-за которой люди стали отказываться от стационарных телефонов. Умерло и проводное радио, как этому ни сопротивлялась районная служба ГОиЧС. Пришлось электросвязи прорядить своих телефонистов по хуторам. А почте прибавилось много хлопот и немного дохода. Принимать деньги и возить их в почтамт из отделений связи — дело привычное, но надо же доставить и квитанции, не потерять эти бумажки, передать в электросвязь, свериться по суммам и т. д. Вовремя перевести деньги электросвязи и получить от них плату за работу. Без накладок не обходится, но технология работы постепенно усваивается всеми участниками процесса, страсти утихают.

Следующие поддались электросети, но притирка продолжалась гораздо дольше: квитанций больше, а главное — операторы не обращали внимание на соответствие расхода электроэнергии и суммы. Какую сумму написал клиент, ту и приняли, некогда проверять математику у клиента. А электросетям это не нравится, им лишняя работа, возмущаются. Приходится все эти разборки между организациями пропускать через себя, но тут уж ничего не поделаешь — издержки должности.

Весной я атаковал ГИБДД с предложением организовать приём штрафов на почте, но мои доводы об удобстве для штрафников, которым не нужно ехать в райцентр в Сбербанк, а оплатить по месту жительства, показались неубедительными. Отказали.
Налоговая тоже пообещала подумать. А газовики посчитали, посчитали и пришли к заключению, что получат экономию, если сдыхают почте свои хлопоты по сбору платежей в хуторах. Тем более, что газовые сети потихоньку шагают вглубь района в хутора, куда гонять свою машину с кассиром или держать представителя слишком накладно. А тут к услугам почтовая сеть отделений связи и почтальоны, которые доходят до каждого хутора, до каждого двора. Однако, никакие приёмы платежей не могут нам дать столько дохода, сколько даёт доставка пенсии в каждый хутор. Больше половины дохода почтамта поступает из ПФР. Лишись почтамт доставки пенсии и почтовой сети придёт хана. По городам такая беда уже случается с почтамтами. Я не устаю при каждом удобном моменте долбить заместителю главы района по связи, строительству и коммунальному хозяйству, что такого допустить в нашем районе нельзя. Он со мной согласен, но я понимаю, что от него не столько в этом вопросе зависит, как мне хочется. Ведь в других местах именно властные структуры приложили руки, чтобы близкие им организации отобрали этот кусок у почты. И не везде новые организации справились с доставкой пенсий. А есть и такие, что присвоили средства ПФР и скрылись.

Не поддаётся на мои уговоры только коммунхоз. Начальник улыбается и твердит, что ему нужнее ежедневная наличка в кассе, чем безналичный расчёт с почтой. Деньги на заправку автомобилей каждый день нужны. Я понимаю и сам, что ему услуги почты ни к чему, он снабжает водой райцентр, а в хуторах не везде ещё центральный водопровод имеется. Пытаюсь давить, что почтамт расположен удобнее для клиентов, к нему на окраину ходить далеко, не все ежемесячно плату вносят из-за этого, но он только улыбается и качает головой. Ну и ладно, зато отпишусь областному управлению, что сделал очередную попытку уговоров, пока неудачную, но я не отступаю.

В начале года я стал владельцем сотового телефона. Стационарного телефона у меня дома нет и в обозримой перспективе не предвидится. Оказывается в нашем краю станицы свободных номеров нет и никто не собирается отказываться. Планировалось в электросвязь установить новую АТС с большей ёмкостью номеров, да сотовая связь планы подкорректировала, отпала такая необходимость. Другие начальники почтамтов уже давно с сотовыми щеголяют, а я всё без связи. Областное начальство тоже намекает, что нехорошо начальнику без телефона, а выдать служебный не торопится. Пришлось купить сотовый больше для статуса, чем по необходимости. И через пару месяцев после приобретения телефона сделал занятное наблюдение.

Областное начальство в целях экономии распорядилось добираться на совещания в управление на одном попутном автомобиле. Теперь четыре начальника северных районов области ездили в Ростов вместе. Досталась эта повинность вёшенцам, у них имелась пассажирская Газель.
Это было веселее, интереснее, коротали время в разговорах, я черпал опыт у коллег, которые отработали начальниками по несколько лет. Частенько коллегам поступали звонки на сотовые и они начинали руководить почтамтом на ходу. Это тоже было познавательно для меня. А когда появился телефон и у меня, заметил, что только мне никогда не поступают звонки из почтамта. Мне даже неудобно было перед коллегами, хотя никто про это мне и не говорил. Возможно я один это заметил. Хотя, слушая телефонные указания своих коллег, понимал, что аналогичные вопросы мои специалисты уже приучены решать сами. Мне нравится, когда организация не замечает отсутствия своего руководителя и функционирует, как ни в чём ни бывало. Но на фоне своих коллег, которые с колёс наперебой рассказывают своим подчинённым как надо поступить, бывает неловко, будто я вовсе не руководитель своего почтамта, а всем заправляет заместитель. Не будешь же рассказывать, что у нас с Михайловной получился прекрасный тандем, мы ладим и удачно дополняем друг друга.

Прихожу утром на работу после отсутствия на областном совещании. Михайловна заходит в кабинет доложить наши новости и узнать от меня областные.
- Вчера у нас начальник ОБЭП был, смотрел наши документы.
- Почему он их смотрел?
- Родственники пенсию получили за умершего пенсионера, открыл на них дело.
- Я спрашиваю: на каком основании он смотрел наши внутренние документы, он показал разрешение?
- Ничего он не показывал, девчата испугались и всё ему выложили.
- Ты же знаешь, что требуется постановление прокуратуры на такие действия, почему допустила?
- Ой, я отлучилась, когда пришла, он уже ушёл, это всё со слов операторов.
- А пенсию родственники вернули нам?
- Вернули, когда мы получили сведения о смерти, то почтальон сходил, потребовал. Пришлось немного поскандалить с людьми, но вернули, и мы эту сумму сразу перечислили в ПФР.
- Ну и какое же здесь дело, если деньги вернули?
- А кто его знает.
- Ничего ему не показывать, если придёт без постановления, отправляй ко мне. А операторов заставь повторить Почтовые правила. Испугались они… И объяснительные мне от всех кто выдавал документы.
- Может не надо, я девчатам и так хвосты накручу.
- Надо, Федя, надо. И побыстрее, хочу, чтобы объяснительные лежали у меня до его прихода.
- Ладно.


Через пару дней в моём кабинете появляется молодой уверенный капитан.
- Здравия желаю! Заместитель меня к вам отправил.
- Зачем же вы, товарищ капитан, меня так подставили?
- Я никого не подставлял, - настораживается начальник ОБЭП.
- Пришли без постановления, ковырялись в финансовых документах… А я теперь сижу и думаю: что же мне делать, докладывать в нашу службу безопасности в область или нет?
- Зачем в область докладывать, что я такого сделал, - заметно меняется в лице капитан.
- Нарушили тайну связи. Не санкционировано получили доступ к сведениям о людях с адресами и полученными суммами. А вдруг произойдёт хищение у людей пенсии или полученных переводов, выяснится, что постороннее лицо просматривало финансовые документы, а я об этом знал и не доложил. Вы своими действиями нарушили всё, что можно, а виноват буду я. Пусть лучше наше начальство в области разбирается с вашим, отправлю докладную, прикрою свою задницу.
- Я хотел побыстрее расследовать, без формальностей, - виноватится капитан, - давайте не будем выносить сор за пределы района. Я удостоверился, что почта деньги вернула в ПФР, претензий к вашим работникам нет, а меня уж простите.
- Со своими работниками я ещё разберусь, а как насчёт информирования вашего начальника РОВД?
- Не надо, он у нас очень строгий. Обещаю, больше такого не повторится.
- Ладно, договорились. А папочку с объяснительными я пока в сейфе подержу. Мало ли…


Капитан ушёл раскручивать дело со злостными экономическими преступниками, которые посчитали, что имеют право на пенсию своего умершего родственника, а я облегчённо выдохнул. Разошлись миром, в чём я не был уверен до самого конца разговора. Самолюбивы эти молодые щелкопёры, не терпят, когда их против роста волос по голове гладят, могут и месть организовать. В товариществах сельхозработникам зарплату месяцами не выплачивают, а руководители покупают дорогие легковушки, и ОБЭП этого не замечает. А статистику экономических преступлений делают на бедноте. Бог им судья, другой управы на милицию в районе нет. Раньше хоть секретаря райкома боялись.

А нового почтальона в почтамте работники между собой стали величать Петей. Петя пару раз меня расспрашивал у дома про соседей на нашей улице, он доставляет почту на нашем участке и интересовался адресами, а в почтамте мне с ним пересекаться не приходится. Но кое-какие слухи про Петю и до меня доходят. Я полагаю, что должность почтальона бывшему учителю по плечу, но слухи меня настораживают. Очень скоро мне становится понятно, что ласковое обращение к единственному почтальону-мужчине выплавилось из двух характеристик: нервомот и недотёпа. Интересно, сколько Петя продержится в нашем коллективе?