Мимолетные нужные ощущения в начале обучения пению.
Любой, кто учился петь, знает, как мимолетны нужные ощущения, когда звук получается красивый. При этом все так легко получается?!
В этот момент ты думаешь-"вот оно! Теперь всегда так буду делать и все будет получаться?!"
Но увы! Даже сразу повторить этот же результат почему-то не получается или получается частично. А дома и подавно. И ты пребываешь в недоумении и непонимании от этого явления.
Что главное при обучении?
Развивать голос!
Но по факту главное-развивать ощущения во время пения, осознавать их, анализировать, многократно повторять и закреплять.
Сложность не только в этом. Ощущения не только мимолетны, но они все время меняются. Ты вроде бы поймал нужное ощущение, сумел повторить и закрепить, но через день это ощущение трансформировалось в новое ощущение. И это происходит постоянно. Ощущения меняются-это их природа.
Так что задача-научиться управлять меняющимися ощущениями, вычленить, что в них остается одинаковым, а что разным. И повторять стабильную часть ощущений. Руководствоваться ей.
Фокус внимание на развитие ощущений во время пения.
Что будет, если при обучении поставить эту задачу? То есть сместить фокус внимание на развитие ощущений во время пения ,чтобы эти самые мимолетные. стали понятными и управляемыми?
В результате вы, благодаря осознанию своих ощущений в своем голосовом аппарате в тот момент, когда ваш звук получается красивым, умеете их повторять и звук всегда красивый.
Анализ своих ощущений во время пения.
Анализ ощущений -это единственный способ судить о том, как работает голосовой аппарат, и управлять его работой.
На основе анализа этих ощущений устанавливаются связи между акустическим результатом и способом его достижения.
Естественно, что если эти ощущения не развиты, то и управление работой голосового аппарата будет весьма несовершенным.
Ассоциации, чтоб вызвать нужные ощущения.
В начале обучения ассоциации помогают нам вызвать нужные ощущения в теле и все получается само собой. С помощью ассоциаций можно всегда вызывать нужные внутренний ощущения и получать лучшее качество звука. Но одни и те же ассоциации не всегда срабатывают. Их надо менять.
Про всемогущественный метод «как будто» в вокале подробно в статье:
Причина использования ассоциаций в обучении вокальной технике в том, что они на самом деле являются универсальным средством.
- Ассоциация даёт подсознанию целостное представление о всей совокупности условий работы той или иной части певческого инструмента.
- Ассоциация позволяет певцу избегать соблазна управлять работой мышечной системы, предоставляя эту возможность подсознанию.
- Ассоциации открывают для певца возможность осознанного использования всего прошлого опыта подсознания, включающего не только физический опыт тела, но и интеллектуальное знание, почерпнутое из литературы и жизненных наблюдений.
- Ассоциации позволяют певцу сохранять интеллектуально-волевой контроль за фонационным процессом и корректировать работу подсознания, не мешая, а в нужных случаях и помогая ему.
Ощущения всегда индивидуальные, но по ощущениям других, вы можете понять и найти свои.
Внутренние ощущения при пении невидимы и у всех свои. Каждый певец будет описывать их по-своему.
Но именно на них надо ориентироваться при пении, чтоб понимать, какого качества получается звук, идущий в уши слушателям, особенно на выступлениях.
Примеры описания ощущений Образцовой, Дейши-Сионицкой и Хворостовского в статье:
Использование образов - это эффективный способ включения нужного состояния во время пения.
Образ - это ментальное представление, которое помогает визуализировать и передать определенное состояние или ситуацию. В пении образы могут быть связаны с текстом песни, мелодией, инструментальным сопровождением или внутренними ощущениями. Образы помогают передать эмоции и настроение песни, улучшить технику пения и справиться с нервозностью.
Как на занятиях, так и на концертах этот приём очень помогает, поэтому всегда его используем. Примеры в статье:
Как понимать, как найти и осознать эти ощущения.
Ощущения ярче при оперном пении ,т.к. там более сильный импеданс.
В эстрадном более слабый импеданс, так как не требует такого большого подскладочного давления и такой большой силы звука.
Характерными признаками у оперных певцов являются:
- высокая активность брюшного пресса;
- вибрационные ощущения в груди на всех частотах;
- отсутствие каких-либо ощущений в гортани, кроме рассеянных, имеющих приятный характер;
- очень яркие ощущения в ротоглотке, особенно в переднем участке нёба;
- отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в теменной области;
- ощущения горизонтальной направленности звука в нёбе на всех частотах.
Характерными признаками у эстрадных певцов являются:
- малые ощущения в области брюшного пресса;
- отсутствие ощущений в глотке и в области грудной клетки;
- сильные ощущения в области гортани;
- легкие ощущения в задней части ротовой полости;
- отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в передней части ротовой полости;
- сильные ощущения вертикальной направленности на верхнем регистре.
Подробнее об этом в статье:
Развитие вокального слуха, как главного регулятора голоса.
Эта внутренняя связь между слуховыми ощущениями и мышцами голосового органа была научно обоснована еще И.М. Сеченовым; он говорил, что звуки артикулятируются в слове под контролем слуха.
Одним из ценных свойств вокального слуха является умение заглянуть в свой внутренний мир и разобраться в физических и эмоциональных ощущениях.
Вокальный слух, в отличии от обычного, дает возможность зафиксировать в своем сознании вибрационные ощущения и по ним настраивать ежедневно свой голос.
Вокальный слух развивается при обучении пению так, что вы начинаете слышать то, что раньше не слышали. Сначала слух начинает различать лишь грубую разницу в звучании, но потом, по мере тренировки и сравнения, способность к различению будет все время возрастать.
Вокальный слух дает возможность определить движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
Слух и голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы. Раздельно функционировать не могут.
Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовую моторику побуждает к действию и регулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.
В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения. Это, прежде всего слуховые ощущения от спетого им звука.
Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки.
Аксенова С.С. Вокальный слух. (цитата научной статьи по специальности «Искусствоведение»)
Только развивая вокальный слух:
- слушая мастеров пения,
- слушая свои аудиозаписи,
можно проникнуть в глубину ощущений и научиться распознавать их, а значит и фиксировать.
Ведь ощущения мимолетны именно из-за того, что они не осознаются и не фиксируются.
Что мешает вам осознавать и фиксировать ощущения при пении?
Напряжение в мышцах! Оно есть у всех и сначала вы даже не понимаете о чем речь.
А речь о том, что наши мышцы в течении дня постоянно меняют степень напряжения и расслабления,потому что реагируют на все мысли и все слова. И чаще напряжением, чем расслаблением.
А на уроке вокала плюс к этому еще и:
- на музыку,
- на высоту и силу своего звука,
- на тембр своего голоса,
- .на многочисленные задачи по технике вокала,по выразительности в произведениях.
Постоянно меняющееся напряжение в мышцах?
Кто бы мог подумать?!
Вы от чего-то напряжены и мышцы напряжены. Вы не ощущаете, ведь это незаметно. А это,как раз и не дает разобраться во внутренних ощущения. Следовательно ,надо время от времени сбрасывать напряжение и на занятиях на аыступлениях.
Тогда разобраться во внутренних ощущения станет легче.