Найти в Дзене
Школа Вокала.

Как прекрасно звучать в любом зале. Вибрационные ощущения певца.

На что ориентируются певцы на выступлениях в разных залах,где разная акустика,чтобы прозвучать великолепно? Продолжаем тему статьи "Внутренние ощущения певца",где я подробно писала про это со множеством цитат известных певцов. Так на чем основаны внутренние ощущения при пении ? Каждый вокалист постоянно контролирует свое пение при помощи различных ощущений: слуховых, вибрационных, зрительных, мышечных. Начинающие певцы, которые регулируют звучание своего голоса только на слух, попадают в зависимость от акустики помещения. И ,когда помещение меняется, то это их сбивает и они начинают либо форсировать ,либо теряются. Поэтому в процессе обучения надо развить мышечную память, запоминая: Вибрационные ощущения. Это вибрация в области лицевых костей и грудной клетки, которые принято называть грудным и головным резонированием. Певцы широко пользуются вибрационным контролем. У многих он является ведущим среди всех внутренних ощущений и развит очень тонко. Место, где у певцов ощущается голо

На что ориентируются певцы на выступлениях в разных залах,где разная акустика,чтобы прозвучать великолепно?

Продолжаем тему статьи "Внутренние ощущения певца",где я подробно писала про это со множеством цитат известных певцов.

Так на чем основаны внутренние ощущения при пении ?

Каждый вокалист постоянно контролирует свое пение при помощи различных ощущений:

слуховых,

вибрационных,

зрительных,

мышечных.

Начинающие певцы, которые регулируют звучание своего голоса только на слух, попадают в зависимость от акустики помещения. И ,когда помещение меняется, то это их сбивает и они начинают либо форсировать ,либо теряются.

Поэтому в процессе обучения надо развить мышечную память, запоминая:

  • степень напряжения мышц брюшного пресса,
  • мышц спины,
  • степень натяжения мягкого нёба,
  • установку языка,
  • установку гортани
  • момент включения голосовых складок в работу при атаке звука.

Вибрационные ощущения.

Это вибрация в области лицевых костей и грудной клетки, которые принято называть грудным и головным резонированием.

Певцы широко пользуются вибрационным контролем. У многих он является ведущим среди всех внутренних ощущений и развит очень тонко.

Место, где у певцов ощущается головное резонирование, неодинаково. Некоторые ощущают вибрацию:

  • лицевых костей — «маски»
  • другие — у передних зубов,
  • третьи — в лобных пазухах, темени.

Резонаторные вибрационные ощущений у певца показывают ему о правильном формировании звука.

Мычание.

  1. Головное резонирование можно ощутить простым «мычанием».
  2. Грудное резонирование певец сможет ощутить, приложив руку к грудной клетке во время «мычания».

Если костный скелет грудной клетки вибрирует, значит, звук резонирует в груди. Вибрационный контроль не подвержен маскирующему воздействию внешнего звука.

Это вибрационное ощущение поможет вам всегда петь правильно в любых залах.

Важно развить и зафиксировать в своем сознании это вибрационное ощущение и по нему настраивать ежедневно свой голос.

Где искать ощущения, которые помогут.

Гортань.

В гортанной области концентрируются только рассеянные возбуждения, очень слабые, которые часто почти не воспринимаются. Все профессиональные певцы едины во мнении, что в области гортани в сущности и должны возникать только рассеянные, но приятные ощущения.

Кости лица.

В области, охватывающей все лицевые кости, порой отмечается весьма интенсивная вибрация, которая воспринимается в основном тройничным нервом и передается по рефлекторной дуге на языкоглоточный нерв и затем на гортань.

Трахея.

Внутритрахеальная область характеризуется внутренними ощущениями, которые редко бывают осознанными у профессиональных певцов.

В трахее при фонации возникают у певца осознанные интенсивные вибрационные ощущения, называемые грудным резонированием.

Брюшной пресс.

В областях брюшного пресса и нижнебрюшной, охватывающей мускулатуру таза и даже промежности , могут возникать ощущения большой интенсивности, создаваемые фонационным выдохом.

Твердое нёбо.

Наиболее четкие вибрационные ощущения отмечаются в нёбных областях.

Итого, в большинстве случаев поэтому самые сильные ощущения в области костей лица и твердого нёба, меньше в трахее и области спины и брюшного пресса. На них и надо ориентироваться.

Ощущения ярче при оперном пении ,т.к. там более сильный импеданс.

В эстрадном более слабый импеданс, так как не требует такого большого подскладочного давления и такой большой силы звука.

Характерными признаками у оперных певцов являются:

  • высокая активность брюшного пресса;
  • вибрационные ощущения в груди на всех частотах;
  • отсутствие каких-либо ощущений в гортани, кроме рассеянных, имеющих приятный характер;
  • очень яркие ощущения в ротоглотке, особенно в переднем участке нёба;
  • отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в теменной области;
  • ощущения горизонтальной направленности звука в нёбе на всех частотах.

Характерными признаками у эстрадных певцов являются:

  • малые ощущения в области брюшного пресса;
  • отсутствие ощущений в глотке и в области грудной клетки;
  • сильные ощущения в области гортани;
  • легкие ощущения в задней части ротовой полости;
  • отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в передней части ротовой полости;
  • сильные ощущения вертикальной направленности на верхнем регистре.

Более подробно вы можете прочитать об этом в книге 3. И. АНИКЕЕВА, Ф. М. АНИКЕЕВ КАК РАЗВИТЬ ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС.

Под влиянием ежедневных тренировок мышечная память, слух, вибрационный контроль достигают высокого совершенства, улучшая в конечном итоге певческий голос.

В книге собраны:

1.УПРАЖНЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ВОКАЛИСТА.

2.УПРАЖНЕНИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ ВОКАЛЬНУЮ ДИКЦИЮ.

3.УПРАЖНЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ ВОКАЛИСТА.

Авторы книги.

Фёдор Михайлович Аникеев - заслуженный артист России, солист Самаркандского, Новосибирского, Пермского оперных театров и Московской государственной филармонии, лирический тенор.

В свои 80 он выглядел на 60, а пел на 30. С утра - йога, поход в бассейн, днём - занятия с учениками, вечером - поход в театр, чтение книг, просмотр новостей. Он не отставал от современного ритма жизни, был бодр, добр и весел.

Фёдор Михайлович Аникеев
Фёдор Михайлович Аникеев
Как-то его спросили : « А почему Вы не преподаёте вокал в учебных заведениях?» . Он ответил, что в наших учебных заведениях главное выполнить учебный план.
А как же работа над каждым звуком? Именно это и является постановкой голоса. На это же практически не остаётся времени.

Золотые слова.

Его жена Зоя Ивановна Аникеева, доктор медицинских наук, член Европейского общества фониатров, врач оториноларинголог.

Зоя Ивановна Аникеева,
Зоя Ивановна Аникеева,

Есть полезное видео с ней на ютуб Зоя Аникеева - Некоторые вопросы фониатрии. При чем это не просто лекция врача , а с показательными примерами и отрывками из выступлений певцов. Качество видео не очень, но польза превыше.

Она много работала с вокалистами и прекрасно восстанавливала голоса.

И в заключении.

Помните, что одни и те же многократно повторяемые упражнения, становятся навыком. И при этом в коре головного мозга образуются устойчивые рефлексы. Только отсутствие тренажа приводит к их постепенному угасанию.
Тот, кто правильно формирует звук, владеет совершенной кантиленой, искусством дыхания и превосходной дикцией, стремится к созданию своего собственного стиля пения, своей художественной интерпретации музыкального произведения всегда поет красиво и качественно.