На что ориентируются певцы на выступлениях в разных залах,где разная акустика,чтобы прозвучать великолепно?
Продолжаем тему статьи "Внутренние ощущения певца",где я подробно писала про это со множеством цитат известных певцов.
Так на чем основаны внутренние ощущения при пении ?
Каждый вокалист постоянно контролирует свое пение при помощи различных ощущений:
слуховых,
вибрационных,
зрительных,
мышечных.
Начинающие певцы, которые регулируют звучание своего голоса только на слух, попадают в зависимость от акустики помещения. И ,когда помещение меняется, то это их сбивает и они начинают либо форсировать ,либо теряются.
Поэтому в процессе обучения надо развить мышечную память, запоминая:
- степень напряжения мышц брюшного пресса,
- мышц спины,
- степень натяжения мягкого нёба,
- установку языка,
- установку гортани
- момент включения голосовых складок в работу при атаке звука.
Вибрационные ощущения.
Это вибрация в области лицевых костей и грудной клетки, которые принято называть грудным и головным резонированием.
Певцы широко пользуются вибрационным контролем. У многих он является ведущим среди всех внутренних ощущений и развит очень тонко.
Место, где у певцов ощущается головное резонирование, неодинаково. Некоторые ощущают вибрацию:
- лицевых костей — «маски»
- другие — у передних зубов,
- третьи — в лобных пазухах, темени.
Резонаторные вибрационные ощущений у певца показывают ему о правильном формировании звука.
Мычание.
- Головное резонирование можно ощутить простым «мычанием».
- Грудное резонирование певец сможет ощутить, приложив руку к грудной клетке во время «мычания».
Если костный скелет грудной клетки вибрирует, значит, звук резонирует в груди. Вибрационный контроль не подвержен маскирующему воздействию внешнего звука.
Это вибрационное ощущение поможет вам всегда петь правильно в любых залах.
Важно развить и зафиксировать в своем сознании это вибрационное ощущение и по нему настраивать ежедневно свой голос.
Где искать ощущения, которые помогут.
Гортань.
В гортанной области концентрируются только рассеянные возбуждения, очень слабые, которые часто почти не воспринимаются. Все профессиональные певцы едины во мнении, что в области гортани в сущности и должны возникать только рассеянные, но приятные ощущения.
Кости лица.
В области, охватывающей все лицевые кости, порой отмечается весьма интенсивная вибрация, которая воспринимается в основном тройничным нервом и передается по рефлекторной дуге на языкоглоточный нерв и затем на гортань.
Трахея.
Внутритрахеальная область характеризуется внутренними ощущениями, которые редко бывают осознанными у профессиональных певцов.
В трахее при фонации возникают у певца осознанные интенсивные вибрационные ощущения, называемые грудным резонированием.
Брюшной пресс.
В областях брюшного пресса и нижнебрюшной, охватывающей мускулатуру таза и даже промежности , могут возникать ощущения большой интенсивности, создаваемые фонационным выдохом.
Твердое нёбо.
Наиболее четкие вибрационные ощущения отмечаются в нёбных областях.
Итого, в большинстве случаев поэтому самые сильные ощущения в области костей лица и твердого нёба, меньше в трахее и области спины и брюшного пресса. На них и надо ориентироваться.
Ощущения ярче при оперном пении ,т.к. там более сильный импеданс.
В эстрадном более слабый импеданс, так как не требует такого большого подскладочного давления и такой большой силы звука.
Характерными признаками у оперных певцов являются:
- высокая активность брюшного пресса;
- вибрационные ощущения в груди на всех частотах;
- отсутствие каких-либо ощущений в гортани, кроме рассеянных, имеющих приятный характер;
- очень яркие ощущения в ротоглотке, особенно в переднем участке нёба;
- отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в теменной области;
- ощущения горизонтальной направленности звука в нёбе на всех частотах.
Характерными признаками у эстрадных певцов являются:
- малые ощущения в области брюшного пресса;
- отсутствие ощущений в глотке и в области грудной клетки;
- сильные ощущения в области гортани;
- легкие ощущения в задней части ротовой полости;
- отсутствие ощущений или очень слабые ощущения в передней части ротовой полости;
- сильные ощущения вертикальной направленности на верхнем регистре.
Более подробно вы можете прочитать об этом в книге 3. И. АНИКЕЕВА, Ф. М. АНИКЕЕВ КАК РАЗВИТЬ ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС.
Под влиянием ежедневных тренировок мышечная память, слух, вибрационный контроль достигают высокого совершенства, улучшая в конечном итоге певческий голос.
В книге собраны:
1.УПРАЖНЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ВОКАЛИСТА.
2.УПРАЖНЕНИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ ВОКАЛЬНУЮ ДИКЦИЮ.
3.УПРАЖНЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ ВОКАЛИСТА.
Авторы книги.
Фёдор Михайлович Аникеев - заслуженный артист России, солист Самаркандского, Новосибирского, Пермского оперных театров и Московской государственной филармонии, лирический тенор.
В свои 80 он выглядел на 60, а пел на 30. С утра - йога, поход в бассейн, днём - занятия с учениками, вечером - поход в театр, чтение книг, просмотр новостей. Он не отставал от современного ритма жизни, был бодр, добр и весел.
Как-то его спросили : « А почему Вы не преподаёте вокал в учебных заведениях?» . Он ответил, что в наших учебных заведениях главное выполнить учебный план.
А как же работа над каждым звуком? Именно это и является постановкой голоса. На это же практически не остаётся времени.
Золотые слова.
Его жена Зоя Ивановна Аникеева, доктор медицинских наук, член Европейского общества фониатров, врач оториноларинголог.
Есть полезное видео с ней на ютуб Зоя Аникеева - Некоторые вопросы фониатрии. При чем это не просто лекция врача , а с показательными примерами и отрывками из выступлений певцов. Качество видео не очень, но польза превыше.
Она много работала с вокалистами и прекрасно восстанавливала голоса.
И в заключении.
Помните, что одни и те же многократно повторяемые упражнения, становятся навыком. И при этом в коре головного мозга образуются устойчивые рефлексы. Только отсутствие тренажа приводит к их постепенному угасанию.
Тот, кто правильно формирует звук, владеет совершенной кантиленой, искусством дыхания и превосходной дикцией, стремится к созданию своего собственного стиля пения, своей художественной интерпретации музыкального произведения всегда поет красиво и качественно.