Найти тему
Школа Вокала.

Вокальный слух-главный регулятор голоса.Какие способности у вас проявятся при развитии вокального слуха.

Термин «вокальный слух», упоминающийся в певческой практике, связан не только со способностью различать в голосах малейшие оттенки, нюансы, краски, но и с возможностью определить движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

Одним из ценных свойств «вокального слуха» является умение «заглянуть» в свой внутренний мир и разобраться в физических и эмоциональных ощущениях.

В статье Как прекрасно звучать в любом зале. Вибрационные ощущения певца, речь шла о том, на что ориентируются певцы выступая в разных залах с разной акустикой, чтобы прозвучать великолепно.

В противоположность опытным певцам,начинающие певцы регулируют звучание своего голоса только на обычный слух, попадают в зависимость от акустики помещения. Поэтому ,когда помещение меняется, то это их сбивает и они начинают либо форсировать ,либо теряются.

Чтобы понять природу сложнейших певческих ощущений, которые скрывают в себе тайну вокального слуха, необходимо изучать работу различных органов чувств в процессе пения.

Вокальный слух, в отличии от обычного, дает возможность зафиксировать в своем сознании вибрационные ощущения и по ним настраивать ежедневно свой голос и ориентироваться в любой акустике.

Развитый вокальный слух помогает ориентироваться на внутренние ощущения при пении и понимать, какого качества получается звук, идущий в уши слушателям, особенно на выступлениях.

Выдающиеся певцы ориентировались на свои внутренние ощущения на выступлениях.Этому много примеров и цитат в статье Внутренние ощущения певца.Так чем мы поём на самом деле?

Поэтому для певца оказывается важным использование энергетических тел, дающих возможность расправлять полости своего инструмента, непосредственно «не прикасаясь» к ним, а также ощущение незвучащих опорных «точек» в области вокальной «маски»: в куполе твёрдого нёба (точка Морана) и между развёрнутых надбровных дуг с внутренней стороны надпереносья.
Научить подсознание создавать новые, ранее не известные условия работы певческого инструмента и управлять работой последнего в этих новых, непривычных для него условиях. Не «я делаю», а «у меня происходит».
цитата Юшманов В.И. в книге «Вокальная техника и ее парадоксы»

Итак.

Вокальный слух дает возможность определить движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

Рассмотрим слух, как главный регулятор голоса.

Если речевая способность воспитывается «путем слушания речей», то в основе певческой способности лежит слушание и восприятие чужого исполнения.

Слуховое восприятие — это первый этап приобретения любого певческого навыка, акустическая норма, которой будет подчинено налаживание работы мышечного голосового аппарата

Значит нужно постоянно слушать других исполнителей, но что важно, слушать лучших мастеров вокала! Тогда ваше насыщение слуховыми впечатлениями и звуковыми образами, совершенными как в художественном, так и в техническом отношении, будет вам полезно.

При таком формировании вокального слуха, являющегося одной из основ точного звукоизвлечения, естественным образом улучшается тембр вашего голоса. Слушание лучших певцов ведет к улучшению качества голоса.Кого вы слушаете большую часть времени, тому вы подражаете и становитесь похожи.

Но не только положительные образцы правильно формируют вокальный слух. Проанализированные ошибки также могут стать источником совершенствования.

Именно в этих целях Серваль использовала совместное пребывание на уроках всех студентов, где каждый имел возможность слушать другого и, видя со стороны свои ошибки, мог их исправить. Она часто поднимала студента с места и просила его спеть фразу, над которой работала с учеником у рояля. Таким образом, любой мог почувствовать своим вокальным аппаратом сложность в решении тех или иных задач, отшлифовать свой профессиональный слух.-
Вокальные способности и их развитие в классе Н. А. Серваль
Н. А. Серваль Аида
Н. А. Серваль Аида

СЕРВАЛЬ, Нина Александровна (1910- 1994, Санкт-Петербург) — оперная и концертная певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. Заслуженная артистка РСФСР.

Педагогический метод работы Серваль развивал у студентов:

  • естественность голосоведения,
  • организованность певческого дыхания,
  • соединение воедино всех элементов звукообразования.

Благодаря своей методе, Серваль исправляла многие болезни голосового аппарата певцов.

Среди выпускников класса Серваль — выдающиеся солисты ведущих театров страны и известные педагоги: Н. А. Григорьева, Ю. Н. Григорьев, Л. Ф. Ковалева, Т. С. Ерастова, Л. А. Шевченко, А. А. Стеблянко, В. Р. Панкратов, А. И. Штода, А. В. Гергалов, М. Р. Валиулина, М. Л. Алпатов, Т. В. Кравцова, В. Г. Герелло и другие.

Алексей Алексеевич Стеблянко
Алексей Алексеевич Стеблянко
А.А.Стеблянко - тенор, народный артист РСФСР, солист Мариинского театра, профессор кафедры сольного пения РГПУ имени А. И. Герцена.

Что мешает осознавать и фиксировать ощущения при пении.

Напряжение в мышцах не дает разобраться во внутренних ощущениях.

Это препятствие есть у всех и сначала вы даже не понимаете о чем речь.

Наши мышцы реагируют:

  • на мысли и слова,
  • на ритм музыки,
  • на высоту звука,
  • на силу звука,
  • на тембр голоса.

И ощутить это начинающие певцы не способны,потому что не слышат. Только развивая вокальный слух, слушая мастеров пения, слушая свои аудиозаписи, можно проникнуть в глубину ощущений и научиться распознавать их, а значит и фиксировать. Ведь ощущения мимолетны у начинающих именно из-за того, что они не осознаются и не фиксируются.

И ещё раз.Вокальный слух дает возможность определить движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

Не только представления ритма и высоты звука опосредуются у певцов мышечным чувством, но также представления о силе и даже тембре голоса связаны с внутренними мышечно-двигательными и вибрационными ощущениями.
Развитие этих ощущений, умение «заглянуть» в свой внутренний мир и разобраться в нем является ценным свойством вокалиста, точнее, свойством его «вокального слуха».
Наилучшим способом разобраться в своих внутренних ощущениях — как физических, так и эмоциональных, человек может только тогда, когда все мышцы свободны от излишнего, ненужного напряжения.
Вокальные способности и их развитие в классе Н. А. Серваль

Вокальный слух.

Звуки артикулируются в слове под контролем слуха.

В процессе речи и пения слуховые и мышечные голосовые ощущения оказываются рефлекторно связанными между собой.
Эта внутренняя связь между слуховыми ощущениями и мышцами голосового органа была научно обоснована еще И.М. Сеченовым; он говорил, что звуки артикулятируются в слове под контролем слуха.
Происходит ассоциация ощущений, вызываемых сокращением голосовых и разговорных мышц и слуховыми ощущениями от звуков собственного голоса; ассоциация – это и есть путь последовательных рефлексов, присущий всей работе мозга.
Аксенова С.С. Вокальный слух. (цитата научной статьи по специальности «Искусствоведение»)

Все дело в том, что наш слух при воспроизведении речевых и музыкальных звуков, контролирует как смысловую, так и акустическую сторону звука (тембр, силу, высоту, тональность).

Под вокальным слухом мы понимаем слух, достаточно натренированный на музыкально – вокальных звуках, способный тонко анализировать их качества; слух, позволяющий выбрать правильные и отклонять непригодные певческие звуки.

ПОЧЕМУ ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ ГОЛОСА.

Слух и голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы. Раздельно функционировать не могут.
Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовую моторику побуждает к действию и регулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.
В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения. Это, прежде всего слуховые ощущения от спетого им звука.
Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки.
Аксенова С.С. Вокальный слух. (цитата научной статьи по специальности «Искусствоведение»)

Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание на этих ощущениях и запоминать их.

Об авторе статьи.

Аксенова Софья Станиславовна окончила Московскую Государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, солистка оперы в Большом театре(1994-2004), преподаватель ГМК им. Гнесиных с 2006 г.

Аксенова Софья Станиславовна
Аксенова Софья Станиславовна

Преподает 32 года, гастролирует( Париж, Мадрид, Сан-Франциско, Пекин, Япония, С-Петербург, Ярославль, Новосибирск, Чебоксары, Екатеринбург),дает мастер-классы у нас и за рубежом (во Франции и Испании).

В ютубе можете посмотреть ее Мастер-Класс.

Так какие способности проявятся у певца при развитии вокального слуха.

На уроках часто ученики, слушая как в песне исполнитель делает какой- либо необычный пассаж, который кажется им недостижимым, спрашивают :

"Как он это делает?"

Подумайте, а откуда педагог может это знать и сразу спеть точно также, если сейчас впервые это услышал?

Именно развитый вокальный слух дает эту возможность.

Я слышу, как делает это другой певец буквально мышечно и как идет у него звук, каким путем в голосовом аппарате. Я могу буквально проследить этот путь в его теле по звуку ,осознавая, как он производиться и поэтому сама могу это воспроизвести. Потому я могу определить каким путем идёт звук у ученика и скорректировать его очень точно.

Вы научитесь постепенно делать тоже самое со своим голосом,если будете на этом сосредотачиваться и постоянно практиковаться.

Итак. Что возможно с вокальным слухом.

  1. Вы сможете разобраться в своих внутренних ощущениях при пении, сможете их фиксировать и точно повторять.
  2. Вы сможете за любым певцом повторять любые трудные места, буквально мышечно понимая, как он это поёт.
  3. Вы сможете услышать свой уникальный способ пения и развить его.
  4. Вы сможете повысить качество вашего звучания в разы!
педагог по вокалу Державцева Ирина
педагог по вокалу Державцева Ирина

Автор статьи- педагог по вокалу Державцева Ирина.