Весь окружающий наш мир человечество узнаёт по-разному. Кто-то с помощью экспериментов и доказательств, а кто-то на примере прошлого поколения. Разберёмся с этим поподробнее. Поехали!
Ф. Бэкон говорил:
Знание-сила.
Познание-это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
Источник познания - внешний мир, окружающий человека.
Формы познания:
- Чувственное познание(познание с помощью чувств; ощущение, восприятие, представление). Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень осуществляет связь человека с внешним миром.
- Рациональное познание(познание с помощью разума; понятие, суждение, умозаключение.)
- Иррациональное(интуиция, мистические озарения)
Ощущение-отражение свойств сторон предметов или явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие-целостное отражение предметов и явлений й при воздействии на органы чувств.
Представление-воспроизведение в сознании образа предметов и явлений без чувственного восприятия(на основе припоминания или воображения).
Понятие-мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
Суждение-мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение-это вывод из нескольких логически связанных суждений.
Умозаключение делится на индуктивное и дедуктивное.
Философы:
- Эмпирики(признают чувственный опыт источником знаний)
- Рационалисты(считают разум основой познания)
- Цель познания - в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Истина-соответсвие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности.
Правда-истина в отношениях между людьми.
Этапы поиска истины:
- Незнание
- Заблуждение
- Другое заблуждение
- Частичное, ограниченное, приблизительное знание
- Неполное знание
- Глубокое, точное, полное знание.
Критерий истины- общестаенно-историяеская практика
Познавательная деятельность-особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познавательной деятельности:
- Житейская-отражает эмпирический опыт, основывается на здравом смысле и возможности сознавать.
- Научная-достоверное и доказанное понимание действительности в разном временном разрезе.
- Практическая-забируется на возможности овладевать вещами, преобразовывать мир
- Художественная-выстраивается на образах и помогает осознавать
- Рациональная-аозможность отражать в сознании реальность в логических понятиях, мыслить о происходящем.
- Иррациональная-основана на жмоциях , интуиции, воле, не подвластно логике.
- Личностная- зависит от частных возможностей человека в интеллектуальной деятельности.
Интуиция-вид познания, в котором проявляется способность непосредственноо постидения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Задача научного познания-раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития
Основные методы научного познания:
- Научное наблюдение-целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде.
- Эксперимент-исследование в специально созланных , искусственных условиях.
- Моделирование-воспроизводство одного предмета посредством другого.
- Анализ-расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.
- Синтез-вещественное или мысленное объединение частей, сторр предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предметы закономерности.
- Индукция-двидение мысли от единичных явлений ц к общим выводам.
- Дедукция-движение от общего к единичному.
- Теория-логияески обоснованная система знан й о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
Обыденное познание-житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности.
Социальное познание-познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Структура познавательной деятельности:
- Субъект познания-человек(тот, кто познает)
- Объект познания-предмет(то, что познаётся)
- Цель познания-осознанный образ результата, достижение истины, правильное, достоверное знание об окружающей действительности.
- Результат познания- новое знание.
Знаре вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.
Вот самое основное, что нужно знать. Обязательно подписывайся на канал и ставь лайки, чтобы не пропустить выход новых статей!
Наш телеграмм-канал:
С нетерпением жду ваших комментариев! Желаю всем наилучшего настроения!