Найти тему

Теория познания. Познавательная деятельность.

Весь окружающий наш мир человечество узнаёт по-разному. Кто-то с помощью экспериментов и доказательств, а кто-то на примере прошлого поколения. Разберёмся с этим поподробнее. Поехали!

Ф. Бэкон говорил:

Знание-сила.

Познание-это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Источник познания - внешний мир, окружающий человека.

Формы познания:

  • Чувственное познание(познание с помощью чувств; ощущение, восприятие, представление). Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень осуществляет связь человека с внешним миром.
  • Рациональное познание(познание с помощью разума; понятие, суждение, умозаключение.)
  • Иррациональное(интуиция, мистические озарения)

Ощущение-отражение свойств сторон предметов или явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие-целостное отражение предметов и явлений й при воздействии на органы чувств.

Представление-воспроизведение в сознании образа предметов и явлений без чувственного восприятия(на основе припоминания или воображения).

Понятие-мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.

Суждение-мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.

Умозаключение-это вывод из нескольких логически связанных суждений.

Умозаключение делится на индуктивное и дедуктивное.

Пять основных чувств.
Пять основных чувств.

Философы:

  • Эмпирики(признают чувственный опыт источником знаний)
  • Рационалисты(считают разум основой познания)
  • Цель познания - в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

Истина-соответсвие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности.

Правда-истина в отношениях между людьми.

Этапы поиска истины:

  1. Незнание
  2. Заблуждение
  3. Другое заблуждение
  4. Частичное, ограниченное, приблизительное знание
  5. Неполное знание
  6. Глубокое, точное, полное знание.

Критерий истины- общестаенно-историяеская практика

-3

Познавательная деятельность-особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познавательной деятельности:

  1. Житейская-отражает эмпирический опыт, основывается на здравом смысле и возможности сознавать.
  2. Научная-достоверное и доказанное понимание действительности в разном временном разрезе.
  3. Практическая-забируется на возможности овладевать вещами, преобразовывать мир
  4. Художественная-выстраивается на образах и помогает осознавать
  5. Рациональная-аозможность отражать в сознании реальность в логических понятиях, мыслить о происходящем.
  6. Иррациональная-основана на жмоциях , интуиции, воле, не подвластно логике.
  7. Личностная- зависит от частных возможностей человека в интеллектуальной деятельности.

Интуиция-вид познания, в котором проявляется способность непосредственноо постидения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

Задача научного познания-раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития

Основные методы научного познания:

  • Научное наблюдение-целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде.
  • Эксперимент-исследование в специально созланных , искусственных условиях.
  • Моделирование-воспроизводство одного предмета посредством другого.
  • Анализ-расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.
  • Синтез-вещественное или мысленное объединение частей, сторр предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предметы закономерности.
  • Индукция-двидение мысли от единичных явлений ц к общим выводам.
  • Дедукция-движение от общего к единичному.
  • Теория-логияески обоснованная система знан й о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

Обыденное познание-житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности.

Социальное познание-познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

Структура познавательной деятельности:

  1. Субъект познания-человек(тот, кто познает)
  2. Объект познания-предмет(то, что познаётся)
  3. Цель познания-осознанный образ результата, достижение истины, правильное, достоверное знание об окружающей действительности.
  4. Результат познания- новое знание.

Знаре вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.

Вот самое основное, что нужно знать. Обязательно подписывайся на канал и ставь лайки, чтобы не пропустить выход новых статей!

Наш телеграмм-канал:

История и обществознание, ОГЭ/ЕГЭ.

С нетерпением жду ваших комментариев! Желаю всем наилучшего настроения!

Наука
7 млн интересуются