В монастыре сохранились три фрагмента настенных росписей, происхождение которых неизвестно. Два из них относятся к декору позднекомниновского периода, третий - к декору раннепалеологовского периода.
Наше приложение:
На двух ранних фрагментах размером 50 х 65 и 65 х 65 см изображены обнимающиеся апостолы Петр и Павел, а также святой Марк.
Сцена обнимающихся апостолов Петра и Павла как самостоятельный сюжет, выражающий экуменический мир и единство поместных православных церквей, была принята в византийском искусстве довольно рано, по образцам, известным из раннехристианского искусства.
С художественной точки зрения эти фрагменты настенной росписи в монастыре Ватопайди отличаются дроблением массы лика на отдельные единицы, что контрастирует с характером живописи настенной росписи Георгия в Джурдеви-Ступови (ок. 1175 г.) в Сербии, с которой их связывает профессор Радоичич. Так, ощущение скульптурности, особенно заметное в ватопаидских росписях, отличает их от росписей церкви Георгия в Джурдеви Ступови и связывает в художественном отношении с росписями кафоликона исторического монастыря Христа Спасителя Ту Латому (Осиос Давид) в Салониках (1160-1170 гг.) и росписями часовни Богоматери и первого этапа оформления трапезной монастыря Патмос (1176-1180 гг.).
Следовательно, мнение Радоичича о том, что настенная роспись объятий апостолов Петра и Павла является работой художников греческой мастерской, украшавшей за счет средств краля сербов Стефана Немани и Саббаса церковь Святого Георгия в Джурджеви-Ступови, на наш взгляд, исходя из художественных критериев, является неверным.Отсутствие связи с творчеством художника, ответственного за росписи Джурджеви Ступови, означает, что ватопаидские росписи не могут быть отнесены к деятельности краля сербов Стефана Немани и Саббаса, как это хотел бы представить Радоичич. Таким образом, мнение о том, что эти росписи происходят из трапезной Ватопаидского монастыря, украшение которой, согласно сербским источникам, на которые ссылается Радожичич, осуществлялось на средства Стефана Немани и Саввы, и их датировка 1197-98 гг. должны быть признаны ошибочными. Очевидное художественное родство ватопаидских росписей с росписями монастыря Латому (Осиос Давид) в Салониках и монастыря Патмос позволяет датировать их примерно 1170-1180 гг.
На третьем фрагменте размером 99 х 60 см Пресвятая Дева изображена до пояса, на троне и с Младенцем по типу Гликофилусы, в окружении архангелов Михаила и Гавриила.
Несмотря на то, что от оригинала сохранились только лица изображенных фигур и одеяние Богородицы, высокое качество работы очевидно.
С художественной точки зрения косое положение вознесенной на престол Богоматери и благородные позы архангелов с их широкими, хорошо обтекаемыми телами, переданными не статично, а с уравновешивающим движением, свидетельствуют о стремлении художника интегрировать фигуры в пространство.
Эта настенная роспись датируется ок. 1260 года. Однако сравнение с такими произведениями этого периода, как росписи Сопокани и капеллы Святой Троицы в монастыре Чиландари, показывает, что она отличается от них. Мягкий характер росписи в Сопокани и часовне Чиландари сменяется в ватопаидской росписи строгой формой, скульптурным характером, напоминающим роспись в церкви Протатона в Кариесе на Афоне (ок. 1290 г.).
Кроме того, широта и массивность в передаче тел фигур, художественные типы, черты лица и техника, использованная при передаче лица, указывают на роспись Протатона. В частности, оливково-зеленые тени, теплая охристая окраска участков плоти, линейные белые блики над бровями, красные параллельные линии на переносице, схематизация грудины у основания шеи, мясистые полуоткрытые губы, задумчивый взгляд - все это характерно для живописи художника Протатона Панселиноса и его мастерской.
Поэтому мы считаем, что в этой настенной росписи в Ватопаидском монастыре можно распознать не только манеру живописи Панселиноса, но и несравненную духовную этику его произведений. Поэтому датировка настенной росписи концом XIII века или около 1300 года представляется весьма вероятной.