Найти тему
MR7.ru — Мой район

Комздрав рекомендует «ждать» — диабетикам Петербурга отказывают в получении жизненно важных медикаментов

Оглавление
   Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

СПРАВКА

Сахарный диабет I типа — аутоиммунное заболевание. Организм ошибочно принимает полезные клетки за нападающих микробов и атакует их. Из-за этого у диабетика не вырабатывается инсулин — гормон, который регулирует углеводный обмен. На протяжении всей жизни диабетики вынуждены вводить его искусственно, с помощью ежедневных уколов.



Чтобы рассчитать дозу инсулина, необходимо измерять сахар в крови. Эту процедуру диабетики повторяют от пяти до десяти раз в день, в зависимости от самочувствия и приёмов пищи. Для измерений используется глюкометр и тест-полоски — для применения каждый раз нужно прокалывать палец.

Однако существует и более «инновационный» метод — система непрерывного мониторинга глюкозы (чрескожный датчик или сенсор). Это небольшое устройство, которое устанавливается на две недели. Чтобы с помощью него узнать уровень сахара в крови, необходимо всего лишь поднести специальный монитор к датчику. Такой способ позволяет значительно точнее контролировать уровень сахара, а также почти полностью убрать процедуру с проколами пальцев.

Пропали из аптек

В Петербурге датчик чрескожного мониторинга глюкозы диабетики должны получать бесплатно — в 2020 году Минздрав России включили эти системы мониторинга как медицинские изделия в «Стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете I типа». Петербургские диабетики старше 18 лет смогли начать получать системы мониторинга по льготе (то есть бесплатно) с конца 2022 года. До этого некоторые покупали их самостоятельно. Правда, позволить себе такой метод мониторинга могли далеко не все — датчики стоят порядка 12 тысяч рублей в месяц.

— Когда нам начали выдавать системы мониторинга бесплатно, это стало большим облегчением. У меня тяжёлое течение заболевания, стаж уже более 18 лет, нужен тщательный и качественный мониторинг, — рассказывает диабетик Артём.

„— Пять лет назад я попал в реанимацию — после этого постоянно хожу с датчиком, только так получается выровнять сахара. Мне кажется, если бы не система мониторинга, я был бы уже труп.

Так, с декабря 2022 года в льготных отделах аптек появились датчики конкретной марки под названием «FreeStyle Libre» (сокращённо — «Libre»). Они понравились пациентам, так как являются безопасными, удобными в использовании и точными. Однако диабетическая радость продлилась недолго — уже в конце 2023 года льготники обнаружили, что получить положенные по закону датчики они не могут. Их просто нет в аптеках.

Система мониторинга «FreeStyle Libre». Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Система мониторинга «FreeStyle Libre». Фото: Дарья Дмитриева / MR7

— Последний раз я получил «Libre» где-то в ноябре прошлого года. После этого говорят, что датчиков нет. На вопрос, когда будут, в аптеках отвечают, что ничего не знают, — рассказывает Артём.

Некоторым диабетикам повезло больше — последний раз они смогли получить сенсоры этой зимой. Правда, не в полном объёме.

— Нам повезло — 7 февраля мониторинг штучно развезли по аптекам и мы успели получить два датчика. Там чуть ли не драка за них была. При этом на аптеку выделили всего по два-три датчика из четырёх положенных по рецепту (на два месяца). То есть это меньше, чем нужно, даже на одного человека, — рассказывает мама диабетика и активистка Лариса Андреенко.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Для того, чтобы забрать в аптеке льготные лекарства, для начала необходимо получить на них рецепт у профильного врача. Он выдаётся раз в два месяца и действует в течение 90 дней. Если за это время льготнику не удаётся получить медикаменты, в том числе и потому, что их нет в аптеках, рецепт «сгорает». Количество выписываемых и получаемых за год лекарств и датчиков не пересчитывается.

— Получается, что у меня пропали уже три рецепта. Всё, я просто остался без датчиков, — отмечает Артём.

При этом, чтобы узнать о наличии льготных лекарств в аптеках, вначале нужно дозвониться на горячую линию комитета по здравоохранению или в справочную службу «Здоровье города». Время ответа обычно составляет около часа.

После начала февраля датчики уже ни в каком количестве в аптеки не поступали. По словам диабетиков, на их вопросы о возможности получения систем мониторинга в справочной службе комздрава регулярно переносят срок поставки.

— В марте заявили, что датчики будут в апреле, в апреле сказали, что ждите в мае, в начале мая обещали после праздников, сейчас просто «ждите», — рассказывает Артём.

Опасно выгодные медикаменты

Почему в городе уже три месяца в принципе отсутствуют датчики, диабетикам остаётся только предполагать. Обеспечением всех льготников в Петербурге лекарствами, медицинскими изделиями и медикаментами занимается комитет по здравоохранению. Согласно сайту госзакупок, в марте этого года они выложили два контракта на закупку систем мониторинга.

Уже тогда диабетики в соцсетях озадачились вопросом, почему закупку объявили не в начале года, а только спустя три месяца. Лариса предполагают, что комитет буквально забыл о том, что должен обеспечить льготников датчиками.

Так, суммарно на системы мониторинга комздрав в этом году уже потратил 617,6 млн рублей. На эти деньги закупили 127 тысяч датчиков. При этом привычная диабетикам «Libre» не выиграла ни в одном из тендеров. Вместо неё закупить решили китайские датчики двух марок «СТ-202» в количестве 120 тысяч штук и ещё семь тысяч датчиков «Dr. Brinner». Второй вид мониторинга привлёк внимание диабетиков.

Ранее эти датчики уже неоднократно критиковали люди с диабетом в других городах — в Новосибирске дело дошло до местной прокуратуры. В тематических сообществах пациенты жалуются, что, в отличие от «Libre», «Dr. Brinner» имеет не одну иглу, а три. Это вызывает кровотечение при установке. Также люди недовольны точностью показаний — при попадании воды датчик значительно искажает результаты измерений глюкозы в крови. При этом, как отмечают диабетики, всех этих проблем не было при использовании «Libre».

В Петербурге эндокринолог Вадим Платонов протестировал китайскую новинку на себе. Он также отметил, что «Dr. Brinner» среди всех систем мониторинга в его рейтинге занял последнее место.

Закупки — есть, отгрузок — нет

Узнав о перспективе получать новые азиатские датчики, петербургские диабетики обратились в комздрав и Следственный комитет (документы есть в распоряжении редакции). В апреле, согласно сайту госзакупок, контракт на поставку «Dr. Brinner» всё-таки расторгли. Официальная причина — «в связи с невыполнением поставщиком условий проведения закупочных процедур».

Контракт на датчики «СТ-202» отменять не стали (напомним, их в количестве 120 тысяч штук закупили ещё в марте). На вопросы диабетиков о том, когда же они поступят в аптеки и пациенты смогут их получить, в начале месяца в комздраве уверяли, что ждут разгрузку к 20 мая (документ есть в распоряжении редакции). В этот день на горячей линии комитета корреспонденту MR7 подтвердили, что датчики действительно поступили на склад, а значит, диабетикам останется только дождаться, когда медикаменты развезут по аптекам. Обычно это происходит в течение 2-3 дней. Однако уже 24 мая MR7 по тому же номеру ответили, что никакой разгрузки на склад ещё не было.

„— Сейчас датчики пока не поступили на склад. Когда приёмочный контроль закончится, мы сразу отправим их в аптеки. Когда это будет — мы не можем сказать на сегодня,

ну, нет у меня такой информации. Поэтому ждём — на следующей неделе в среду перезвоните, — посоветовали корреспонденту MR7 утром 24 мая.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Узнать, с чем именно связаны задержки с поставками систем мониторинга и будут ли компенсировать «пропавшие» рецепты, MR7 пытался у комздрава, направив в комитет официальный запрос. Однако ответа на него в положенный срок так и не поступило.

Невостребованные рецепты

Несмотря на то, что пока комздрав так и не разобрался со старыми контрактами, на сайте уже появились новые заявки на закупку систем мониторинга — тендер проведут в июне.

При этом, когда (и если) датчики всё-таки окажутся в аптеках, диабетикам нужно будет получить на них новые рецепты. Так как эти виды систем мониторинга впервые закупались в Петербурге, врачи, по словам пациентов, не могут выписать на них рецепты заранее. А это значит, что после появления датчиков в аптеках вначале диабетикам придётся перезаписываться к врачам — талончики к эндокринологам в городских поликлиниках часто разобраны на месяц вперёд.

Пока комздрав советует диабетикам измерять сахар по старинке — с помощью глюкометров и тест-полосок, то есть постоянно прокалывая пальцы. Правда, и тест-полоски — недёшевое удовольствие — если покупать их самостоятельно, в месяц они обходятся в пять-восемь тысяч рублей. А в льготные отделы аптек с середины мая также не было поставок тест-полосок — сейчас они уже почти закончились, в некоторых районах города можно найти лишь две-три коробочки с полосками из положенных по рецепту пяти.

Измерение сахара «классическим» способом — с помощью глюкометра и тест-полосок. На каждое измерение требуется капля крови, в день люди с диабетом I типа проводят от пяти до десяти замеров. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Измерение сахара «классическим» способом — с помощью глюкометра и тест-полосок. На каждое измерение требуется капля крови, в день люди с диабетом I типа проводят от пяти до десяти замеров. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

— Важно отметить, что если ты приходишь в аптеку с рецептом, где указано, что тебе нужно пять коробок тест-полосок, а в аптеке остались только две, тебе выдадут эти две и всё, рецепт считается реализованным. Получить оставшееся не выйдет. Поэтому многие ждут, когда хотя бы полоски завезут в полном объёме. А пока покупаем сами, за свои деньги, — отмечает Артём.

P.S.

Автор этого текста и корреспондент MR7 живет с сахарным диабетом I типа уже 12 лет. И также с конца прошлого года не может получить датчики.

Больше всего удивляет то, что диабет — уже достаточно исследованное заболевание. Список необходимых медикаментов и их количество давно определены. При этом каждый месяц начинается «лотерея» с получением жизненно важных лекарств. Ты вынужден драться в поликлинике за талончики к врачу, обзванивать аптеки, ездить получать остатки медикаментов на другой конец города.

Что касается системы непрерывного мониторинга глюкозы, она сильно облегчает жизнь. Это помогает тщательнее следить за здоровьем. Часто измерять сахар с помощью глюкометра неудобно, а иногда и невозможно. Особенно некомфортно проводить измерения в судах, где часто работает автор этого текста, на занятиях в университете или в общественном транспорте. В этом случае можно часами сидеть с высокими сахарами, или, наоборот, не почувствовав низкий сахар, упасть в кому. Некомпенсированные сахара со временем приводят к серьёзным осложнениям — таким как слепота, ампутация конечностей, поражение почек.