Найти в Дзене
Загорские истории

Воображаемое путешествие из Александрова в Дмитров по окружной железной дороге

Оглавление
История о том, каким могло бы быть путешествие на ретро-поезде от Александрова до Дмитрова по железной дороге, что проходит в стороне от торных путей, в коей представляется то, какими могли бы быть остановки и как бы они выглядели и что мог бы путешественник узнать из древней истории этого края.

КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

На северной окраине Сергиева Посада Углическое шоссе пересекает железнодорожные пути. Здесь редко увидишь поезда, тем более сейчас, когда построен автомобильный мост и водитель пролетает над железной дорогой, не обращая внимание на окрестности.

Этот участок железной дороги соединяет древнейшие города северного Подмосковья – Александров и Дмитров, минуя Москву. Он является небольшой частью дороги, которую называют «Большая Московская Окружная железная дорога».

Тем, кто желает больше узнать об истории создания окружной дороги, мы оставим здесь ссылку, по которой читатель сможет узнать подробности.

Ну а мы же, мы – призовём на помощь свою фантазию и отправимся в путешествие, которое состоится не ранее, чем через пять, а то и десять лет.

Участок БМО от Александрова (верхний правый угол) до Дмитрова (левая часть схемы)
Участок БМО от Александрова (верхний правый угол) до Дмитрова (левая часть схемы)

Представим же, что проложили по этой дороге туристический маршрут. Вот сразу по всей длине железной дороги. С остановками и экскурсиями, обедами и ужинами, ночёвками и завтраками. Пуст это лишь мечты, а может и мало осуществимые фантазии, но почему бы и не дать волю этим самым мечтам и фантазиям? Пусть и в мыслях, но не пуститься ли нам в столь интересный путь?

Готовность номер один
Готовность номер один

Кстати, большое количество людей увлечено этой дорогой. Некоторые же находят время, дабы «сделать круг» по большому железнодорожному кольцу, невзирая на то, что нет здесь всяческих удобств, мест притяжения и всего того, к чему привык наш современник.

Вот, например, товарищ решился-таки и совершил такое путешествие на перекладных, поставив себе целью сделать это за 24 часа.
БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ ОКРУЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ПОЛНЫЙ КРУГ ЗА 24 ЧАСА. ЧАСТЬ 1
Московский Компас3 июля 2023

Своё мысленное путешествие мы ограничим северным участком – от Александрова до Дмитрова.

НЕМНОГО РАЗМЫШЛЕНИЙ

Состав из вагонов в стиле девятнадцатого века, со всеми удобствами. Просторные купе, в коих с комфортом и без тесноты могут расположиться четыре человека. Отдельно – вагон-ресторан с лёгкими напитками и простыми, но вкусными блюдами.

Во главе состава – паровоз, и чтобы дым из трубы, пар из-под колес и гудок такой, как паровозы только и умеют давать.

Отправление поезда
Отправление поезда

Поезд идёт неспешно, пассажиры созерцают прекрасные виды из окна, внимательно слушают знатоков, кои рассказывают об истории этих мест с древнейших времён.

Состав останавливается на платформах. Пассажиры выходят из вагонов и прогуливаются по окрестностям. Но не просто так, не бесцельно, а со смыслом. Помимо осмотра местных красот, туристы узнают интересные истории и легенды здешних краёв.

Сами же здания выстроены в стиле и по чертежам конца XIX-го века. Благо, что такие альбомы сохранились и они доступны. Однако и современные архитекторы не должны остаться в стороне. Их усилиями возникнут красивые здания станций, платформ и окрестных достопримечательностей.

Пусть на чертеже изображен буфет при станции, но и сама станция могла бы так выглядеть. Чертёж из альбома чертежей сооружений Российских железных дорог 1872-го года
Пусть на чертеже изображен буфет при станции, но и сама станция могла бы так выглядеть. Чертёж из альбома чертежей сооружений Российских железных дорог 1872-го года

Да, сейчас места, по которым проходит дорога, в большинстве своём пусты, здесь нет "объектов притяжения" для туристов. Однако, создать их можно и даже – нужно. За основу можно взять исторические материалы, документы разных времён, местные легенды и сказания. К этому надо лишь приложить соответствующие усилия.

Будучи как-то в Дагестане, возвращаясь из туристической поездки в горные края, микроавтобус нёсся уже по равнине и приближался к Махачкале. И вот, по правую сторону дороги, показался бархан Сарыкун– местная достопримечательность. Это огромная дюна, который находится в предгорьях. Вокруг нет пустыни – поля, холмы и горы. И посреди всего возвышается песчаный холм со своей особой жизнью внутри, которая не распространяется за пределы Бархана.
Бархан Сарыкум - кусочек пустыни в предгорьях Кавказских гор. Дагестан
Бархан Сарыкум - кусочек пустыни в предгорьях Кавказских гор. Дагестан
Экскурсовод немедленно рассказала про особенности этого места. И не преминула упомянуть о том, что именно здесь снимался знаменитый эпизод фильма «Белое солнце пустыни». Тот самый, где товарищ Сухов откапывает Саида из песка. Экскурсанты немедленно возразили, что такого не может быть, ведь всем известно где снимался фильм и как оно всё было на самом деле. Однако, экскурсовод настаивала на этой версии.
В Крыму же, на Южном побережье, есть множество мест, где местные жители покажут вам камень, на котором Нина, «спортсменка, комсомолка и просто красавица», зажигательно танцевала под задорную песню про медведей, что трутся о земную ось.

В наших же краях ничего выдумывать и не надо. Ведь итак полны подмосковные просторы своими реальными историями, легендами и событиями. Хотя и почему бы не сочинить несколько мифов – захватывающих и претендующих на достоверность?

Вот, например, село Воздвиженское, что стоит чуть в стороне от Ярославского шоссе. Исторический факт – в конце XVII-го века по приказу царевны Софьи казнили князей Хованских, отца и сына. Им отрубили головы и тела бросили в болото. С тех пор и появилась легенда. На берегу болота слышны стоны князей. Ночами они выходят к путникам на дорогу и просят похоронить их по-христиански. При этом снимают головы с плеч и кланяются людям в пояс.
Старая церковь села Воздвиженское
Старая церковь села Воздвиженское
И даже сейчас есть те, кто расскажет вам о такой встрече, что случилось вот-вот, недавно. И расскажут о том, что у старого князя длинная борода, стонет он жалобно, а сын громко и навзрыд. И даже аварии на дороге по этой причине происходят.
Почему бы на старой Ярославской дороге и не построить нечто такое, где можно было бы узнать и историю князей Хованских, и историю того времени – про стрелецкий бунт и царевну Софья, как она оказалась в Воздвиженском и почему казнила своих людей.
И ведь это только одно из многих известных событий, кои произошли здесь. А сколько их ещё есть?

Северная часть железнодорожного кольца богата достопримечательностями. Это и город Александров, откуда отсчитывают километраж дороги. На восток – Киржач и Юрьев-Польский. На запад – Дмитров и Яхрома.

И, конечно же, Сергиев Посад, который и может стать отправной точкой всего маршрута.

ИТАК, ВПЕРЁД!

Путешественник приезжает в Сергиев Посад. Здесь его ждёт насыщенная программа. Он узнаёт интереснейшую историю монастыря, что начинается с четырнадцатого века и погружается в неповторимую атмосферу самого города, гуляет по его улицам и переулкам, посещает музеи. Устав от впечатлений, позволит себе отужинать в одном из ресторанчиков, на свой выбор. Переночует в уютной гостинице, а с утра отправится в Александров.

На станции «Сергиев Посад» будет ждать его поезде, такой, как мы описали чуть выше. В поезде он соизволит позавтракать и тут же прослушать истории окрестных мест, что проплывают мимо окна поезда.

По прибытии в Александров путешественник отправится осматривать достопримечательности Александрова, где первая среди всех — Успенский монастырь. Он окунётся в истории и легенды одного из древнейших городов Владимирской губернии. И вновь пройдёт целый день, наполненный незабываемыми впечатлениями, подлинными и легендарными историями. Ближе к вечеру ждёт его интереснейшее представление и, конечно же, вкуснейший ужин. Устав от прогулок и произошедших событий, он придёт в гостиницу, где крепко уснёт и будет видеть интереснейшие сны.

Но может случиться и так, что сам поезд будет оборудован спальными местами. Почему бы и нет?

А по утру поезд отправится в древний город Дмитров. Состав пройдёт по уже знакомым местам: от станции Александров через Струнино, Арсаки и Бужениново до поста «81-й километр». Здесь ветка Ярославской дороги, которая совпадает с большим железнодорожным кольцом, уходит на Сергиев Посад.

А наш путь лежит на восток запад. И первой нас встречает станция «Наугольная». Читатель подумает о том, что нет же здесь залежей угля и угольных шахт. Так откуда же такое название? Название это древнее, известное с века пятнадцатого. И правильно его произносить с ударением на букву «У» - Наугольная. Легенды гласят, что происходит название деревни от того, что стоит она «на углу». Но вот на каком углу? На углу дорог? Наверное да, но каких? Сегодня деревня действительно стоит на углу дорог – но только железных дорог. А вот как оно было в старину – нам ещё предстоит выяснить.

Поезд минует платформу «Наугольная» без остановок. Проплывёт мимо скромное, но симпатичное здание вокзала. Поезд даст приветственный гудок и пассажиры поезда помашут рукой ожидающим своего поезда, что привольно расположились на платформе .

Так мог бы выглядеть вокзал в Наугольном. А на самом деле это чертёж вокзала в городе Юрьев-Польский. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»
Так мог бы выглядеть вокзал в Наугольном. А на самом деле это чертёж вокзала в городе Юрьев-Польский. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»

Платформа «40-й километр» расположена на северной окраине Сергиева Посада. Здесь железная дорога пересекает Углическое шоссе. От самой платформы до исторического села Деулино всего лишь пара-тройка километров на север. Но и здесь наш поезд лишь сбавит ход и не сделает остановки, потому как нет тут дополнительного пути, куда мог бы встать на некоторое время поезд. Ведь движение других поездов будет просто-напросто заблокировано.

Потому поезд идёт дальше и «вступает» на территорию Инобожского стана. Так, в давние времена, называлась эта местность и входила она в Дмитровский уезд. Перед нами платформа «Бубяково». Место древнее и историями богатое.

Писцовые книги землям Троице-Сергиева монастыря от 1592-го года поведают нам: «сельцо Бибяково, а в нём двор монастырский, а живёт в нём замолотчик старец Варсунофей, да крестьян двадцать четыре двора, а людей в них тож; да пашни паханые монастырские и наёмные, земли худые, да лесом растёт сколько четей и сена сколько копен, и что пахали эту землю троицкие крестьяне, А найму взято четыре гривны».

Но и здесь поезд не сделает остановку. И платформу «47-й километр» тоже не почтит своим вниманием.

Первую и долгую остановку сделает поезд на станции «Желтиково». Прибыв на станцию, состав уходит на запасной путь и будет ждать своих пассажиров.

Говорят, что правильно писать название через букву «Ё». И мы готовы с этим согласиться.

На станции стоит здание вокзала. Построено оно в стиле ХIХ-го века. В вокзале – зал ожидания, буфет с напитками и холодными закусками. Небольшой зал отведён под музей, в коем собраны сведения о том, как строилась эта часть железнодорожного кольца.

Возможно так и будет выглядеть вокзал в Жёлтиково. А на самом деле это чертёж вокзала в городе Сергиев. Автор - Ф. О. Шехтель. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»
Возможно так и будет выглядеть вокзал в Жёлтиково. А на самом деле это чертёж вокзала в городе Сергиев. Автор - Ф. О. Шехтель. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»

Выйдя из здания вокзала, путешественник осмотрит красивую привокзальную площадь и, окунётся в атмосферу старинной крестьянской деревни.

В самом же селе стоит храм деревянный, по старинным образцам и чертежам построенный в память о той церкви, что стояла здесь в XVI-м веке. О том храме так сказано в упомянутой писцовой книге:

«… А в селе храм Никола Чюдотворец, древян клецки, а в церкви образов: деисус стоячий на бели [то есть на белом фоне], да на правой стороне образ месной Николы Чюдотворца с деянием на красках; да в олтаре образ Перчистыя Богородице за престолом, на золоте; … да перед церковью два колокола невелики…» А во дворе поп, проскурница да пономарь. Во дворе монастырском живёт клюшник, а дворов крестьянских всего три.
Маленькая деревенька была, да и земли худые пашенной, не много их. Пашут крестьяне землю и десятину отдают монастырю. Впрочем, как и в других деревнях и сёлах монастырских».

Теперь же стоит рядом с вокзалом гостиница, где путешествующий человек найдёт приют и ночлег. В трактире же, при гостинице, подают вкусные и оригинальные кушания.

АРХИТЕКТУРА. ВОКЗАЛЫ, СТАНЦИИ И ДРУГИЕ СООРУЖЕНИЯ

И возникает вопрос – а как могли бы выглядеть вокзалы, платформы, станции и всё то, что расположено на пути следования поезда?

Здесь мы обратимся к великолепному изданию «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)». Издан альбом в 2014-м году студией «4+4» и содержит множество информации, чертежей и описаний сооружений железнодорожной архитектуры

Вот, например, в таком стиле мог бы выглядеть здание на платформе "40-й километр". Стиль вполне соответствует - ведь рядом Сергиев Посад.

А. В. Щусёв. Станция Керженец Московско-Казанской железной дороги. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»
А. В. Щусёв. Станция Керженец Московско-Казанской железной дороги. Источник - «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)»

Кто-то скажет, Что это излишество и расточительство. Но если в здании будет музей, в коем расскажут об истории села Деулино? Потянутся сюда люди. Сначала - просто полюбопытствовать. Потом, глядишь, решат и сами прокатиться по тому или иному маршруту. Ведь будут же ходить регулярные поезда и выглядеть они будут соответственно.

Проекты А. В. Щусёва интересны по замыслу. Каждая из спроектированных им станций соответствует историческим особенностям той области, в которой она должна быть построена.

Материалов на эту тему достаточно много и есть из чего выбрать. Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог, изданный в 1872-м году И. Волгуновым богат на подобного рода материалы. Не стоит упускать из виду и другой источник – альбом исполнительных чертежей Московской окружной железной дороги издания 1903-1908 годов. Он не менее, а может и более интересен с точки зрения эстетической и архитектурной.

Ну а уж если наш поезд сделан в стиле XIX-го века, то и станционные сооружения, в том числе и вспомогательные, могут быть в том же стиле использованы. Пусть и не будут они нести функциональной нагрузки, но своей необычностью украсят окрестный пейзаж.

И пусть домики будут такими же по стилю и по конструкции

Из  альбома чертежей сооружений Российских железных дорог
Из альбома чертежей сооружений Российских железных дорог

ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ

От вокзала в разные стороны разбегаются маршруты по окрестным деревенькам и сёлам. В каждой из них есть что посмотреть и есть что узнать. Путешественники вольны выбрать по душе маршрут и отправится туда.

Сельцо Бубяково

Первый маршрут проложен в сельцо Бубяково. Там воссозданы строения прошлого и там же – усадьба владельца этого сельца. В те времена сельцом называли поселение, в котором жил помещик, владелец сельца и окрестностей.

Хоть в шестнадцатом веке Бибяково и было сельцом монастырским, а название вот сохранило от прежних времён, до того, как владелец пожаловал сельцо монастырю на помин своей души.

Есть там и дом Варсунофея, замолотчика. Он тут старший молотильщик и на нём надзор за молотьбой, овином и уборкой хлеба. И следит он не только за крестьянами сельца Бибякова, но и за всеми деревнями и сёлами монастырскими, что расположены окрест.

Почешет крестьянин затылок, ухмыльнётся, ударит шапкой оземь и скажет: «Хозяину новины ворошок, а замолотчикам каши горшок». Ещё раз горько ухмыльнётся, загрузит на подводу мешки с мукой и потащит конь телегу до дому. А крестьянин заведёт унылую песню, погрустит немного, а потом как жахнет от тоски задорное и забористое, запоёт во весь голос душевную песню. Так, глядишь, и к дому прибудет. Ну а тут жена, детишки и старики. Всем забота нужна, ласка и внимание. Когда уж тут грустить!

Ну а коль есть замолотчик, то и мельница должна быть. Да и улица с домами крестьянскими стоит. В одной избе – такой музей, а в другой избе – иной. А где и трактир с деревенскими щами и кашей, в русской печи приготовленной. А там вот и сувениры к вашему удовольствию. А тут, смотри-ка, и песни с плясками подоспели.

Вольная реконструкция
Вольная реконструкция

Словом, есть что посмотреть и чем заняться в сельце Бубяково.

Село Озерецкое на озере Галическом

Второй же маршрут – в село Озерецкое. Место не менее старинное, а то и более. Стоит оно на озере Галицком. Это сейчас носит оно название Озерецкое. А надобно вернуть ему имя подлинное, исконное. Тем более, что заставляет этот факт нас задуматься и вспомнить о Галиче, что в Костромской стороне находится. Уж не назвали ли озеро Галическим потому, что пришли сюда люди с тех, Галицких краёв и не осели ли здесь? А может какой князь Галицкий сюда заглядывал и нарёк таким именем озеро – по причинам нам неведомым?

Князь Галицкий, Василий Васильевич, в 1433-м году отписал село Озерецкое на озере Белом Троицкому монастырю, о чём в его духовной грамоте и записано. Так что обе версии, пусть косвенное, но подтверждение имеют.

В прежние времена стоял в селе храм «Никола чюдотворца, деревян верх, а в церкви образов: деисус стоячей на бели, венцы золотые, да на правой стороне образ местной Николы чюдотворца на бели, венец на золоте; двери царские на бели, на них писаны святители… ризы и стихари ветхи; да кадило медное невилико; да на монастыре на колокольнице 2 колокола невелики…». «При церкви – поп, пономарь и проскурница, да три кельи, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии…» - так записано в писцовой книге 1592-го года.

Между озером и селом, на поле, стоит храм деревянный – вылитая копия старинного храма. И улица деревенская, со своими забавами и развлечениями.

А. Ильичёв. Заонежье. 1988 год
А. Ильичёв. Заонежье. 1988 год

А рассказывают здесь о том, февраля месяца девятого дни 1534 года великий князь Иван Васильевич дал жалованную грамоту игумену Троице-Сергиева монастыря и всей братии. Сказано же в ней, что сёла Озерецкое, Жолтиково и Авраамовское освобождаются от постоя великокняжеских людей. И грамотою своею запрещает великий князь играть в этих сёлах скоморохам.

Тут и расскажут нашему путешественнику о том, кто ж такие княжеские люди, почему сёла от их постоя монастырь просил освободить. И о скоморохах многое поведано будет. Да и сами пляски и песни скоморошьи можно узреть.

Жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича. Из собрания Российской Национальной Библиотеки
Жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича. Из собрания Российской Национальной Библиотеки

А заодно увидеть то, как приходят в село княжеские служилые люди и на постой велят их определить. И как выходят крестьяне к ним и грамотку от великого князя им показывают, да нужные слова говорят.

Да не забудут упомянуть, что в селе останавливался великий князь Василий II-й Тёмный. В то время «скорой татарщины» в 1451-м году. Пришёл на Русскую землю за данью ордынский царевич Мазовши и встал под Москвой. Великий князь же из Москвы ушёл, взяв с собой сына князя Ивана. С ним и ночевал он в этом селе. А великую княгиню свою с малыми детьми отпустил в Углич. Ордынский царевич к Москве подошёл, посады зажёг, и Москва погорела вся, в который раз. Горожане же стольный град защищали и доблестно сражались. Поутру же не увидели никого из противников. И сказано в летописи, что «побежаша борзхо из земли гонимы гневом Божиим. Тако бо избави Бог град свой молитвами преччистыя Борородицы и Русских Чудотоврцев».

Руский времянник, сиречь, Летописец, содержащий российскую историю от 6370/862 лета до 7189/1681 лета. Фрагмент.
Руский времянник, сиречь, Летописец, содержащий российскую историю от 6370/862 лета до 7189/1681 лета. Фрагмент.

Да и о временах нам более близким здесь хранят память. Вот, например, в местной церкви, в начале прошлого века, венчался Дмитрий Николаевич Ушаков, составитель «Толкового словаря русского языка».

Обязательно покажут и расскажут прибывшим о братской могиле советских воинов, погибших в Великую Отечественную Войну.

Ну а коли захочет кто сам приехать – добро пожаловать. К услугам прибывших и гостиница, и ресторан при ней, да и в баньку можно заглянуть, косточки погреть. Днём же погулять по окрестностям можно, среди ельника, берёз и дубрав, видами с высоких холмов полюбоваться. А кто захочет – так и карасей половить в озере, да потом ушицы сварить.

Деулино и Захарьино

Можно и в Захарьино отправиться, посмотреть места, коими владели княжьи люди, вотчинники, узнать как их житьё-бытьё было устроено.

Да и про Деулино не стоит забывать. Здесь многое посвящено Смутному времени и Деулинскому перемирию. И отдельно стоит Девулинская улица, где живут деули. Любят они «деулить» и других готовы этому научить с радостью.

Ну а кто такие деули, можно почитать здесь, про село Деулино. Там же и о Смутном времени написано.

И СНОВА В ПУТЬ!

Усталый и довольный, исполненный впечатлений, прибудет наш путешественник на вокзал в Жёлтиково. Освежится настойками ручной работы в местном буфете, закусит закусками холодными, окинет взглядом окрестности, с радостью вспомнит всё, что видел и с некоторой грустью и сожалением зайдёт в вагон, проникнет в своё купе, сядет у окна, подопрёт голову и станет смотреть в окно. Тут и дежурный по станции три раза ударит в медный колокол. Поезд выпустит пар из-под колёс, даст громкий прощальный гудок, пыхнет паром из трубы и неспешно тронется дальше.

Поезд неспешно следует своим путём
Поезд неспешно следует своим путём

Набирая ход, продолжит он свой путь на Восток запад, мерно постукивая колёсами на стыках и уютно погромыхивая на стрелках путей, останавливаясь на пустынных платформах и в шумных городах. Пассажиры, уютно устроившись в купе, а может и за столиком вагона-ресторана, будут с интересом внимать новым сведениям, обсуждать увиденное и услышанное. Кое-кто задремлет и уснёт, ведь так уютно и сладко спится под стук колёс. Придёт поезд в древний город Дмитров, где наш путешественник чуть передохнёт, наберётся сил, да и вновь погрузится в неисчерпаемые глубины русской истории.

Мы же, расставшись с нашим героем в старинном городе Дмитрове, вернёмся в родные края и послушаем Загорские истории. Новые же не заставят себя долго ждать!