Найти в Дзене
Загорские истории

Село Деулино - памятное место Отечественной истории

Вольное изложение истории села Деулино - откуда пошло название и чем так значимо для русской истории. От Сергиева Посада на Север разбегаются дороги – Дмитров, Ярославль, Углич. Скользит взглядом любопытствующий путешественник по сторонам из окна машины. И если зацепиться его скучающий взор за что-то, то он произнесёт что-то вроде: «Посмотри, как красиво!» И тут же скользнёт взгляд в другое место в поисках нового, интересного и необычного. А ведь необычное и, что самое главное, интересное, оно же вот – спряталось за деревьями, чуть вдалеке от дороги. В трёх или верстах на старой Углицкой дороге, на возвышенности, приютилось село Деулино. В прошлый раз мы не стали останавливаться здесь, а сразу свернули налево и промчались мимо. Однако стоит здесь остановиться, выйти из машины и не только осмотреться вокруг, посетить уютную церковь, полюбоваться природой. Надо бы и познакомиться с этим старинным и, не побоимся этого слова, легендарным местом. Ведь здесь свершались события, значимые и дл
Оглавление

Лирическое вступление

Вольное изложение истории села Деулино - откуда пошло название и чем так значимо для русской истории.

От Сергиева Посада на Север разбегаются дороги – Дмитров, Ярославль, Углич. Скользит взглядом любопытствующий путешественник по сторонам из окна машины. И если зацепиться его скучающий взор за что-то, то он произнесёт что-то вроде: «Посмотри, как красиво!» И тут же скользнёт взгляд в другое место в поисках нового, интересного и необычного.

А ведь необычное и, что самое главное, интересное, оно же вот – спряталось за деревьями, чуть вдалеке от дороги.

В трёх или верстах на старой Углицкой дороге, на возвышенности, приютилось село Деулино. В прошлый раз мы не стали останавливаться здесь, а сразу свернули налево и промчались мимо.

Однако стоит здесь остановиться, выйти из машины и не только осмотреться вокруг, посетить уютную церковь, полюбоваться природой. Надо бы и познакомиться с этим старинным и, не побоимся этого слова, легендарным местом. Ведь здесь свершались события, значимые и для Русской, и для мировой истории.

Может быть и осталось бы Деулино деревенькой, коих множество попряталось по округе, никому неизвестной и мало чем примечательной, если бы не Смутное время и события, за ним последовавшие.

Неоднократно в Смутное время была разорена деревенька Деулино. И в годы первой осады монастыря, в 1608-160 годах. Да и второе пришествие поляков на Москву в 1618 году не прошло мимо сего места. Именно здесь был заключен Деулинский мир, положивший конец Смутному времени на Руси. Именно здесь польский королевич окончательно отказался от своих притязаний на русский Престол и здесь же Михаил Фёдорович Романов утвердился на Царстве.

Откуда пошло название села - столь необычное?

Итак, поговорим о названии села.

В старинные времена название это звучало по-разному. Кто-то говорит о Дегулино, другие – Девулино. Другие же производит название села от личного старинного имени Девуля. А некоторые вспоминают предания глубокой старины о «делюях» [1], чем, кстати, утверждают древность сего места.

Делюи – особого рода наймиты, говорят нам историки 19-го века. Делюям давались земли, а они обязались платить с них господину оброк. Ну а далее, по свойственному языку нашему привычке переставлять слога и буквы, вышло Делюино, а потом уже и Деулиным стало.

А вот Владимир Даль говорит о том, что есть такое слово «деулить» или «девулить». И значит оно есть со вкусом, солощить (то бишь вкусный, сладкий), вкушать наслаждаясь.

На Севере же, среди поморов девулей называли ребенка, а потом и взрослого парня, коей сохранял в чертах лица своего и характера нежную женственность, имел ухватки девичьи, застенчив был и на слово краснел. Да мало того – так ещё стыдился того, чего мужчинам стыдиться не следует, а к девкам равнодушен были и с парнями не сходился. А слово «раздевулье» означало поведение и манеры такого парня. [2]

Так и просится на язык, так и хочется выразиться, глядя на кое-какие вещи вокруг нас - Прям раздевулье какое-то!

А вот известный справочник имен, прозвищ и фамилий Северо-Восточной Руси имя собственное «Девуля» не знает. Есть там только Деулин Аким, посадский человек из Казани, живший в середине семнадцатого века.

Но читатель вправе выбрать ту версию, которая ему ближе и приятнее. И, при желании, поделиться в комментариях

Лирическое отступление о деулях

Хотя кто же нам мешает выдать и свою версию, обобщающую?

Жил в старинные и незапамятные времена на здешнем холме землепашец. Взял он эту землю в найм у боярина, пахал её, урожай собирал и боярину оброк платил. Однако любил вкусно и сладко покушать. Да и жена его готовила вкусно и обильно. И на всю округу была известна семья их своим хлебосольством и гостеприимством. Уж очень они деулить любили.

Придут, бывал, к нему соседи-хлебопашцы, а он их за стол зовёт: «Садитесь, люди добрые, к столу проходите. Сейчас деулить будем». А хозяюшка знай гостей потчует! Блюда всё новые им подносит, блюда разные, вкуса необыкновенного! Откушают соседи и скажут хозяину: «Ну спасибо, ублажил! Деуля!».

Тут и из дальних краёв, куда молва дошла, приедут гости, сказав прежде: «Поедем-ка деулить к Деуле. Посидим, поговорим, подеулим. Уж больно молва о нём идёт славная и знатная!».

А глядишь, и сам боярин пожалует. Хозяин и его за стол зовёт, от души потчует. Посмотрит боярин и скажет: "Экие вы все тут деули!"

Так и прилипло прозвище и ничего уж тут не поделаешь! Умеет русский человек подметить суть и главное, дать меткое прозвище так, что будто и родился человек с ним.

Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство!
Гоголь Николай Васильевич. "Мёртвые души"

Тот, который первый Деуля, знал толк в еде и угощениях, да и сам кушал всегда с наслаждением. И так у него это вкусно и ловко получалось, что и соседи по его стопам пошли. Тоже научились искусству новому.

Вот и прозвали то место «Деулино» - там, где деули-деюли живут, что деулят так, что и не оторваться. Так и повелось с незапамятных времён.

Это если исключить поморское толкование. Но давайте уж не будем его трогать.

Писцовые книги Троице-Сергиева монастыря 1593-1594 годов знают деревню Девулино. Владел деревней монастырь, было в ней десять крестьянских дворов с покосами и пашнями. И пахали крестьяне земли 20 четей и косили сена 30 копен. И стоит заглянуть в эти книги, узнать имена тех жителей. Может и найдётся там кто с именем интересным?

Деулинское перемирие 1618-го года

Как бы то н было, именно здесь, в Деулино, в 1619 году и был подписан Деулинский мир, вернее – перемирие на четырнадцать с половиной лет.

Спустя восемь лет после первой осады Троице-Сергиева монастыря, в сентябре 1618 года внезапно явился к его стенам пан Чаплинский с войском. Шёл он от Переславля к войскам королевича Владислава. Жители посада и монастырские воины вступили с ним в бой и выгнали его из Стрелецкой слободы. Уходя, поляки выжгли село Клементьевское и слободы, за прудом расположенные.

Защитники монастыря ожидали новой осады. Келарь Аврамий Палицын вместе с воеводами Семёном Жеребцовым и Яковым Дашковым, решили и остальные слободы выжечь. И это было верным решением. В ноябре Москва отразила нападение войск королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III-го, и отогнала от своих стен. И он двинулся к Троицкому монастырю, думая встретиться с другими своими войсками.

С севера, в Рогачёво, встал сам королевич. Пан Сапега стал в Сватково, а паны Хоткевич и Чаплинский отошли от монастыря на Север и встали у дороги, ближе к Переславлю-Залесскому.

Вполне возможно, что русские войска возвели в Деулино укрепления и встали здесь, ожидая врага. Не желали они вновь допустить польских панов к Троицкому монастырю. Место же сие вряд ли случайно было выбрано. Находилось оно ровно посередине между польским табором и Троицким монастырём. Может потому и не рискнуло польское войско пойти дальше. Тем более, что было истощено холодом и голодом.

Да и само польское войско было в плачевном состоянии. Аврамий Палицын так писал в своём «Сказании» [3]:

… солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзах

С другой же стороны возвышал свои стены Троицко-Сергиев монастырь, который выдержал полуторагодовую осаду того же пана Сапеги. Было это десять лет назад и поляки наверняка хорошо всё помнили. Видимо, потому и не рискнули вновь подойти к стенам монастыря. Да и события 1612-го года, особенно последствия, были живы и ярки в памяти захватчиков, вновь пришедших на русскую землю.

Троекратно съезжались послы польские во главе с канцлером Сапегой и его свитою и русские уполномоченные: Федор Михайлович Шереметьев, князь Даниил Иванович Мезецкий, да окольничий Артемий Васильевич Измайлов с московскими дворянами и стряпчими. С польской же стороны прибыли бискуп Новодворский, Плихта и канцлер Сапега.

Троекратно они пытались договориться о мире. Первые два съезда ничего не решили, кончилось всё спорами и прекословиями. После же второго раза вознесли русские люди и Троицкие иноки молитву преподобному Сергию о прекращении войны миром.

И тогда сами поляки призвали русских и 1 декабря 1618-го года был заключен мир, столь нужный израненной и исстрадавшейся Русской земле. Вернее – заключили перемирие на 14 лет и 6 месяцев. Именно здесь, в Деулино, положен был конец опустошительной и кровавой многолетней войне и всему Смутному времени.

Польский царевич Владислав отрёкся от притязаний на Русский Царский Престол. Михаил Романов был окончательно признан законным Царём русским. Родитель же его, будущий митрополит Филарет, освобождён был из польского плена.

С полным правом можно сказать, что именно здесь, в Деулино, династия Романовых окончательно укрепилась на Престоле, была признана окончательно именно как династия и отсюда начала свою историю длиною в триста лет.

Заметим, что после Земского собора, на котором был избран Царём Михаил Романов, другие правящие дома не признали права Фёдора Михайловича Романова на Русский Престол и подвергали сомнению право его на Царствие. В том числе и потому и королевич Владислав пришёл на русскую землю, требуя ему отдать престол. Считал он, что более прав имеет, нежели Михаил Романов.

С того времени, с заключения мира, стали называть Деулино Мирным, а преподобного Сергия – миротворцем. Однако название Мирное так и не прижилось.

А вот что говорит о Деулине «Географический словарь» 1804-го года. [5]

При ней нет ни ручья, ни речки; ибо стоит на возвышенном месте, где река имеет свои источники, из коих одна часть течёт к Югу в реку Оку, а другая впадает в Волгу с Северной стороны… Жители сего места зная, что здесь происходили те мирные договоры, показывают батареи, сделанные с той, или с другой стороны.

В честь того события, в честь заключения перемирия, и воздвигли деревянную церковь, посвящённую преподобному Сергию миротворцу. С тех пор деревня Деулино стала селом.

Деревянная церковь с селе Деулино
Деревянная церковь с селе Деулино

На холщовом антиминисе времён построения церкви, сказано [6]

Освятися олтарь Господа нашего Iисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Сергия чюдотворца, при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси и святейшем Филарете патриархе московском всея Руси, Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандиртом Дионисием, лета семь тысяч сто двадцать осмаго (1620 г.) индикта 3.

Антиминис. Четырехугольный плат из шелка или льна, на котором, как правило, запечатлено положение Иисуса Христа во гроб. Сей плат есть свидетельство о разрешении на священнослужение, символ апостольской преемственности и подтверждение, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии. Его символическое значение — Тело Христово, положенное во гроб. Антиминс лежит в алтаре на престоле, на нём совершается литургия.

Деревянная церковь в селе Деулино.  По изданию А. Мартынова «Подмосковная старина» с его же рисунками. Год издания - 1889-й.
Деревянная церковь в селе Деулино. По изданию А. Мартынова «Подмосковная старина» с его же рисунками. Год издания - 1889-й.

О поставлении храма сообщает Аврамий Палицын в своём «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря. [3]

… келарь же Аврамей по обещанию своему, еже обещася к преподобному, и советовавше со архимаритом Деонисием и с соборными старцы и прочими; и тако по повелению самодержца в той деревне Девулине, идеже мирное поставление бысть промеж обою государств Московским и Польским, поставляют храм во имя преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго чудотворца Сергия Радонежского…

15 июня 1865 года деревянная церковь согрела до основания. Но, к счастью, в 1860-м году было сделано её подробное описание. [1] Из описания же следует, что церковь была выстроена по традициям того времени и таковые церкви во многих сёлах стояли.

Коли захочет пытливый читатель лицезреть подобную церковь, то может обратить свой взор в сторону села Благовещенское, что находится неподалёку и от Деулино и от Сергиева Посада. Пусть и недавно построена сия церковь, но во многом похожа со старинными церквями.

Церковь в селе Благовещенье, неподалёку от Сергиева Посада
Церковь в селе Благовещенье, неподалёку от Сергиева Посада

Ну а если этого недостаточно, то следует отправиться в музей деревянного зодчества в Суздале и осмотреть две подлинные деревянные церкви, что перевезены сюда из разных сёл.

Церковь принадлежала к числу немногих, кои уцелели к середине XIX века и замечательна как памятник народного зодчества. Благо, сохранился рисунок сей церкви.

Суздальский музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из села Козлятьево
Суздальский музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из села Козлятьево

Ныне же стоит в селе Деулино каменная церковь. В 1849 году обратились прихожане к митрополиту Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм (деревянны) и устроить при нём зимний придел. Однако же, осмотрев церковь, архимандрит Антоний, релиш поставить рядом церковь новую, каменную. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал 30-ть тысяч кирпичей на строительство. Освятили каменную церковь в 1853-м году в честь в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа.

Фотография каменной церкви начала 20-го века
Фотография каменной церкви начала 20-го века

Краткое изложение событий Смутного времени

Дерзнём же сказать несколько слов о тех временах и событиях, завершение которых случилось в Деулино в 1618-м году. Пытливый читатель же, коль возжелает, то может найти многие источники, из коих сумеет почерпнуть детальные сведения о том времени. Мы же опустим многие подробности и не станем сильно отдаляться от известной и принятой ныне версии.

События, что привели к Деулинскому перемирию, начались задолго до 1618-го года. Профессиональные историки тому времени дали название «Смутное» и до сих пор спорят они о том, когда то самое Смутное время началось и в чём же его причина. Но вряд ли стоит погружаться в столь сложные дискуссии, где и профессионалы не могут на едином сойтись. Куда уж нам, любителям истории и родного края, вмешиваться в столь великие битвы?

Итак, приступим.

Первый самозванец, Лжедмитрий I-й, выдавая себя за погибшего в Угличе сына Ивана Грозного – Дмитрия, невинно убиенного, вступил на русскую землю в 1604 году. Польский король Сигизмунд III-й Лжедмитрия поддержал. В те времена на Московском престоле сидел царь Борис Годунов, который в следующем году умер. Лжедмитрий уж больно успешно к Москве двигался и многие города, на пути его встававшие, присягали сыну Ивана Грозного. Московский престол он занял. В июне 1605-го года торжественно въехал в Москву. А в июле уже венчался на царство. И даже свадьбу с Мариной Мнишек сыграл Лжедмитрий.

Как гласят документы, торжества по случаю царской свадьбы и гуляния начались в пятницу, 9-го мая. Всю неделю устраивались пиры, палили пушки, гремела музыка и вино лилось рекой. Поляки же себя почувствовали вольно и в силе. И бесчинствами своими вызвали недовольство и простых людей, и людей знатных. Созревал не то, чтобы заговор. Зрело восстание.

Лжедмитрий был же спокоен. Думал он, будто «всех в руку свою объял, яко яйце». Так об этом Авраамий Палицын написало. Но нет, не был он в безопасности.

В общем, через девять дней князь Василий Шуйский и многие с ним люди. Что за это время на Москве творилось, пытливый читатель и сам найдет по этой ссылке.

Убили Лжедмитрия в тот же день. Труп самозванца отвезли к Серпуховским воротам, здесь и закопали. Кстати, в тот год морозы в мае стояли. И люд московский так решил – не уничтожим тело самозванца – не оставит беда Московскую землю. Через четыре дня тело выкопали и сожгли в месте, что ныне Котлы называется. А пепел собрали, всыпали его в пушку и пальнули туда, откуда самозванец пришёл.

Взошёл на трон Василий Шуйский. Но вновь не слишком долгим было его царствование. И вновь недовольство, вновь мятежи и восстание Болотникова в придачу.

И тогда явился на русскую землю второй самозванец, Лжедмитрий II-й, коего прозвали «тушинский вор», по месту тому, где лагерем он под Москвой стоял. Здесь он обосновался в 1608 году. Кстати, жена Лжедмитрия I-го, Марина Мнишек, приехала к нему Тушино и признала в нём мужа своего законного.

И стало на Москве два царя, две думы Боярские, патриархов двое тож. Русские земли на двое разделились. Одни самозванцу на верность присягнули, вторые же хранили верность Шуйскому.

И стали поляки русскую землю разорят, грабить и насильничать, и подлости совершать, бесчинствовать в местах, где уж и сил у народа не было от прежних бед и разорений.

Многие события последовали далее и о них долго можно повествовать.

Василий Шуйский заключил договор со Швецией. Передал им крепость Карелы с уездом, взамен же получил войско наемное. Князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде войско и двинулся на Москву. Он успешно двигался на Москву и в августе 1609-го года под Калязиным разбил войско Яна Сапеги.

В 1608-м году Ян Сапега и сподручник его Лисовский осадили Троицкий монастырь. Полтора года осаждали монастырь польские войска и многие беды и лишения претерпели защитники монастыря. Но выстояли, не сдали крепость. Отступил враг от стен монастырских зимой 1610-го года. И об этой славной странице истории русской мы вскоре отдельно расскажем.

 Оборона Троице-Сергиевой лавры. Автор - А.Д. Кившенко (1884)
Оборона Троице-Сергиевой лавры. Автор - А.Д. Кившенко (1884)

В году 1609-м польский король Сигизмунд III-й объявил войну земле Русской и войско его осадило Смоленск. Летом т1610-го года разбили поляки русское войско во главе с Дмитрием Шуйским в Клушинской битве. Наёмники же немецкие, что в руском войске были, перешли на сторону поляков.

Лжедмитрий II-й же, чуть ранее, видя такое дело, из Тушина сбежал в Калугу, но, там вновь укрепился и под Москву вернулся. Но обосновался уже с юга, в селе Коломенском.

Сигизмунд III-й с войском подошёл к Москве с Запада, с Юга же стоял Тушинский вор. И тогда бояре московские свергаю царя Василия Шуйского. Семь бояр стали править страной. Историки зовут это время «Семибоярщина». И вот они признали русским царём Владислава, польского королевича, старшего сына Сигизмунда III-го. Но многие города в католическом королевиче не признавали царя православного. И многие города отказывались присягать Владиславу. А присягали они Лжедмитрию II-му.

В ночь на 21-е сентября Семибоярщина впустила в Москву польско-литовское войско, дабы «отразить вора». Но последний сам струхнул и вновь убежал в Калугу. Но всё ж таки сражался самозванец с войсками польскими – много городов освободили и войско пана Сапеги в декабре 1610-го разбил.

Был убит самозванец своей татарской стражей в том же декабре. Убил же его начальник стражи Пётр Урусов. Ударил он самозванца саблей, а брат Урусов отсёк Тушинскому Вору голову. Так они отомстили за смерть бывшего касимовского царя Урмамета, что пал от руки Лжедмитрия II-го/

В 1611-м году появилось первое ополчение Ляпунова. В сентябре того же года князь Пожарский и Кузьма Минин возглавили второе ополчение и очистили царский град от вражеской нечисти.

Потом был Земский собор, выборы Михаила Фёдоровича Романова царём на том самом соборе. И, казалось бы, с выбором царя в 1613-м году и должна была закончиться Смута. Приходили шведы, бунтовали русские люди, с решением Земского собора не согласные.

В 1618-м году во главе с королевичем Владиславом, сыном польского короля Сигизмунда III-го, вновь пришли поляки на русскую землю. Были с ними запорожские казаки гетмана Сагайдачного. Король Сигизмунд III-й объявил сей поход как выступление законного царя Владислава, сына своего, против узурпатора Царского Престола Михаила Романова.

Королевич встал в Тушино, там же где и второй самозванец, а запорожские казаки Сагайдачного встали у Донского монастыря. Осадили они Москву, но недолго таковая длилась. Осенью того же года пошли поляки на штурм, но потерпели неудачу.

О самом же перемирии в Деулино мы рассказали чуть ранее.

Считается, что этим событием и закончилось Смутное Время. Земли же, что были потеряны в этих войнах, Россия вернула уже при Алексее Михайловиче Романове, сыне Михаила Фёдоровича.

Источники

[1] По изданию А. Мартынова «Подмосковная старина» с его же рисунками. Год издания - 1889-й.

[2] С. В. Максимов «Год на Севере» издания 1859 года, Санкт-Петербург

[3] «Сказание» Авраамия Палицына.

[4] Писцовые книги Московского Государства XVI века. Часть первая. Издание Русского Географического Общества под редакцией Н. В. Качалова. Санкт-Петербург, 1872 год. стр. 285.

[5] Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем оного виде Ч. 1-7. Часть 2-я. 1804-го года издания

[6] Рукописный источник об основании церкви в честь Деулинского перемирия» из «Археологического ежегодника за 1976 г.». М., 1977. Стр. 197