Лето. Утро. Обычный двор 1940-х. На верёвках сушится бельё. Старушки о чём-то беседуют на лавочке. В воздухе запах сирени и жареной рыбы. Откуда-то доносятся хриплые звуки патефона. Кажется, скоро начнётся гроза.
Уличный хулиган Адик разговаривает с комсомольцем Иваном.
Цель у Адика проста – отобрать у комсомольца деньги, вдобавок к этому – утвердить свой авторитет так, чтобы никто на всей улице не смел ему перечить.
У хулигана уже немалый опыт уличных драк. Вокруг него приспешники – банда малолетней шпаны.
Действует Адик не сразу. По неписаным дворовым правилам жертву нужно сначала разговорить так, чтобы она потеряла бдительность.
К тому же за развитием событий наблюдают старушки с лавочки. Значит желательно выставить жертву агрессором и, если что, потом доказывать участковому, мол, это Иван первый начал.
Ваня – хороший мальчик, физкультурник, физически не слабее хулигана, тем более сильнее любого из его банды, но в серьёзных драках не участвовал.
И вот хулиган начинает разговор с претензии:
– Ты про меня что-то говорил? Ребят против меня подбивал. За базар ответить не хочешь?
Иван немного стушевался, поскольку действительно хотел собрать нормальных неравнодушных ребят и разобраться с компанией, не дающей покоя всей улице, заманивающей к себе мальчишек и жестоко избивающей всех несогласных. Только дальше разговоров у комсомольца дело не пошло: ребята кивали для вида, но открыто выступить отказывались – боялись.
Хулиган доволен первым эффектом – жертва вынуждена оправдываться.
Теперь можно резко сменить тон, чтобы полностью дезориентировать противника.
Адик приобнимает комсомольца за плечи и с улыбкой говорит:
– Да ладно тебе, Вань. Я же вижу, ты нормальный пацан. Давай покурим.
Комсомолец понимает, что ничего хорошего ждать не стоит, что помощи ждать не от куда, но, вроде бы, неминуемая драка откладывается.
И всё же Иван благоразумно набирает дистанцию.
Тут хулиган снова переходит к более агрессивным действиям – смотрит жертве в глаза и делает короткие резкие движения то головой, то плечом, то рукой будто начинает удар, но только провоцирует.
– Ты чё? А? Чё ты? А?! Крутой что ли?
Иван понимает, что каждый такой выпад может стать для него настоящим ударом в челюсть, но ударить первым не может, иначе его будут считать таким же хулиганом те старушки, что наблюдают с лавочки. Они и так уже видели, как хулиган дружески его обнимал и протягивал сигареты. Ваня даже не может поднять руки в защитную стойку, ведь это будет означать начало драки, которой так хочется избежать. Пока ведь только разговариваем…
Но он же знал, что к этому всё идёт! Очередной резкий выпад хулигана заканчивается неожиданным быстрым мощным ударом в челюсть. Адик этот удар хорошо натренировал. Ни одного парня с их улицы он отправил в нокаут этим ударом. Ванька даже руки не успел как следует вскинуть.
Но что это? Парень устоял!
Ещё удар, другой! Качается, но стоит! Был бы на его месте другой – давно бы лежал на асфальте с вывернутыми карманами. А этот – физкультурник, стоит благодаря натренированным мускулам, а больше – на морально-волевых, на ненависти к хулигану.
Накидываются толпой, бьют кто куда достаёт. Комсомолец сначала только кое-как закрывается руками и пятится. Но сзади стена. Отступать некуда.
И тут происходит то, чего никто не ждал – ни хулиган, ни его команда, ни бабульки на лавочке – Иван под градом ударов вдруг выбрасывает вперёд правую и попадает точно в солнечное сплетение хулигану. Тот сгибается. Всего на секунду. Он не из тех, кто упадёт с одного удара. Но этой секунды достаточно, чтобы комсомолец выпрямился, нанёс ещё пару ударов, отпихнул пару малолеток.
Бой ещё не закончен. Бой только начался!
Но дальше он пойдёт на равных.
И закончится победой… на сорок пятой секунде.
Действующие лица и исполнители:
Комсомолец Иван – Советский Союз.
Хулиган Адик – Германия под управлением Адольфа Гитлера.
Малолетняя шпана – сателлиты Германии во Второй мировой.
Старушки – мировое сообщество.
Участковый – мировая пресса / международный трибунал.
Лавочка – Лига Наций.
Улица – Европа.
Драка – война.
Попытка Ивана собрать ребят против банды Адика – антигитлеровские инициативы СССР: работа Коминтерна, предложение заключить договор о безопасности в Европе 1934 года.
Объятия Адика – пакт Молотова – Риббентропа.
Нокаутирующий удар Адика – блицкриг.
Занятия Ивана физкультурой – подготовка мобилизационного резерва в СССР: Осоавиахим, ГТО и пр.
Солнечное сплетение Адика – группа армий «Центр».
Удар Ивана – контрнаступление под Москвой.