Вспомнился мне тут один эпизод из далёкого детства - я тогда ещё в первом классе учился.
Вызвали меня к доске рассказывать заданный на дом стишок. Я оттарабанил его на одном дыхании, правда, пару раз всё же запинался, но мгновенно поправлялся. Однако, несмотря на моё старание, учительница поставила мне четвёрку, что меня несколько подрасстроило, но спорить я не стал.
После меня к доске с тем же самым стишком вышел другой мальчик, который учился гораздо слабее. Он запинался практически на каждой строчке и еле-еле добубнил его до конца. И каково же было моё удивление, когда я услышал, что Зинаида Андреевна, которая постоянно ему то и дело подсказывала, в итоге тоже поставила ему четвёрку.
Конечно же, мне показалось это крайне несправедливым. До конца урока я так и просидел, ведя напряжённый внутренний спор с самим собой.
А дело в том, что мои папа и мама всегда любили книги и читали мне их с самого рождения. В арсенале моих игрушек уже с трёх лет находились кубики с буквами и незабвенная "Азбука".
Прекрасно помню, как уже в пятилетнем возрасте я радовался на улице тому, что вывески магазинов начали со мной разговаривать: "Хлеб", "Молоко", “Киоск”, "Дружба"...
Просто, в те времена было обычным делом, что ребёнок идёт в первый класс абсолютно не умея читать, и даже совершенно не зная букв. Не все, правда. Тех, кто ходил в детский сад, их в подготовительной группе обучали буквам и чтению. Однако далеко не каждому это давалось. Да, и посещали детские сады далеко не все детишки.
Тогда в первый класс принимали исключительно с семи лет. Мне же исполнялось семь только десятого сентября. И вот, дабы меня приняли в первый класс "с шести лет", маме пришлось вести меня на какую-то специальную комиссию.
Там мне вложили в руки “Букварь” и предложили прочесть "Мама мыла раму" - с чем я, естественно, справился без проблем. Далее попросили посчитать до десяти - легко! К тому времени я уже довольно бегло читал рассказы Носова, играл с папой в шахматы, и знал пропорции закрепителей и проявителей для фотобумаги и фотоплёнок.
Так что в первый класс меня приняли без каких-либо сомнений в том самом 1969 году. И именно в том же учебном году и произошла эта история с рассказанным стихотворением.
Едва дождавшись завершения урока, я тут же направился к учительнице с мучившим меня весь остаток урока вопросом:
- Зинаида Андреевна, скажите, пожалуйста, а почему Вы поставили одинаковую оценку мне и Ване Карасёву, хотя он отвечал гораздо хуже меня?
- Всё просто, - мягко ответила мне учительница, - всё дело в том, что Ване, дабы выучить стихотворение и рассказать его хотя бы так, как он это сегодня сделал, пришлось приложить немало усилий и старания и потратить на это очень много времени. Ты же прочитал стихотворение, максимум, три-четыре раза, и легко его запомнил. А вот если бы ты постарался немного больше, то и вовсе рассказал бы его без единой запинки. Понимаешь, кому больше дано - с того и спрос больше!
После такого ответа весь мой праведный гнев, как ветром сдуло. Это было логично, понятно и самое главное - справедливо. И вот с тех пор я всегда придерживаюсь данной теории: “Кому больше дано - с того и спрос больше”. Спасибо Вам, Зинаида Андреевна!
***
Немолодой в обработке Эллины Владис