Сколько б не говорили о красоте актеров, но порой внешний эталон – это еще далеко не все.
Зачастую красота – вовсе не залог востребованности в профессии и успеха среди зрителей. Сколько правильно красивых актеров и актрис прошли мимо, в памяти не остались. И наоборот. Некая внешняя «фишка», да еще и подкрепленная талантом, обаянием играет на руку актеру. Создает запоминающийся образ, который навсегда в сердцах зрителей.
Мне стало любопытно: а много ли таких случаев в нашем кино?
Да уж, немало.
«Изюминки»-изъяны
Это особенно интересные случаи. Потому что превратить недостатки в достоинства, согласитесь, не каждый может. Но иногда получаются просто художественные образы.
Например, знаменитый Зиновий Гердт всю жизнь страдал хромотой. Еще на фронте был он тяжело ранен в ногу. Перенес операцию. В результате нога стала на 8 сантиметров короче и не сгибалась в колене. Казалось бы, какое тут кино. Но именно прихрамывающая походка стала харизматичной чертой многих киноперсонажей Гердта. Вспомните «Золотого телёнка», «Соломенную шляпку». А особенно рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово», где Зиновий Гердт бесподобно играет незадачливого шпиона, уморительного продавца попугаев
А Савелий Крамаров…. Разве создал бы он свой неповторимый комедийный типаж, не страдай он врожденным косоглазием? Артист даже любил повторять: «Мое косоглазие – мой хлеб!».
Можно вспомнить и ДмитрияНагиева, у которого в студенческие годы случился паралич лицевого нерва. В результате этого осталась небольшая асимметрия лица, косящий глаз и ироничная полуулыбка. Что и стало своеобразными «фишками» артиста.
Многие чуть ли не ставят в вину Паулине Андреевой ее оттопыренные ушки. Дескать, если претендуешь на звание красавицы, почему пластическую операцию не делаешь? А актриса отвечает, что это ее неповторимая особенность, которой она жертвовать не собирается.
Маленький рост
Миниатюрные актрисы не такая уж редкость. Из советских знаменитостей пальма первенства, конечно, у Янины Жеймо: ее рост составлял 148 см.
Настоящими «феечками» были пребывающая в амплуа «травести» Надежда Румянцева, Татьяна Аксюта (звезда фильмов «Вам и не снилось», «Сказка странствий»), супруга Леонида Гайдая, актриса Нина Гребешковой, и даже Наталья Варлей. Рост этих актрис был чуть больше 150 см.
Некоторые известные актрисы кажутся высокими, но таковыми не являются. Например, Ирина Мирошниченко – 160 см. Алиса Фрейндлих и вовсе –153 см.
И уж, наверное, немногие знают, что величавая Аксинья нашего кино, красавица Элина Быстрицкая, вовсе не была высокой: всего 165 см.
«Мал золотник да дорог», – можно сказать и о некоторых наших знаменитых актерах. Небольшого роста были Михаил Светин (152 см.), Лев Дуров (161 см), Леонид Быков (163 см).
Богатырской статью не отличался и Ролан Быков (всего 158 см.). Это, однако, не помешало ему стать одним из ярких актеров кино, а также любимцем женщин.
Полнота
Вроде, положено актерам быть худыми и стройными. Но кто-то нет-нет и выбьется из общего ряда. И иногда это становится той самой «изюминкой».
Ну, разве можно представить ту же самую Наталью Крачковскую поджарой и вымученной диетами красоткой? Ведь все уйдет тогда: ее несравненный, такой уютный и добродушный шарм, ее неповторимое комедийное дарование.
Очень шла полнота и Евгению Леонову. Только тут случай другой. Немного лишнего веса придавало облику актера неповторимый флер доброты, душевной цельности и мягкости. И все это так подходило и к комедийным, и драматическим ролям.
И, бесспорно, особый случай – талантливейшая Наталья Гундарева. Настоящая русская красавица. На мой взгляд, когда она похудела, очень много утратилось из ее сути русской женщины, статной, величавой и бесконечно прекрасной.
Губы
Нынче большинство кино-див накачивает себе губы. А вот были времена, когда этих самых припухлых губ стыдились. Никто теперь не поверит, что прибалтийскую актрису-красотку Мирдзу Мартинсоне когда-то чуть ли не со съемочной площадки выгоняли из-за ее природных неприлично чувственных губ. Только спустя годы эта особенность внешности актрисы стала ее отличительным знаком.
Усы, борода
Для мужчин иногда самобытной чертой внешности является растительность на лице. Убери ее, и обедняется образ. Что-то из него уходит. Особенно это заметно у актеров.
Вот, скажем, возможно ли представить без фирменных усов Михаила Боярского? А между тем этот атрибут мужественности возник случайно. Усы Михаила Сергеевича скрывают шрам после операции.
Трудно без усов представить и Никиту Михалкова. Они просто слились с его образом.
А возможен ли без своей брутальной бороды красавец Борис Хмельницкий? Именно эта деталь делает образ великолепного красавца цельным, по-настоящему притягательным.
Голос
Эта характерная деталь – одна из самых интересных составляющих актерского образа.
Актеров советской школы, для которых голос был особым драматическим инструментом, можно назвать немало. Самые узнаваемые: Анатолий Папанов, Армен Джигарханян, Ефим Копелян, Николай Караченцов, Андрей Миронов. Еще, конечно, Василий Ливанов, которому его бесподобная хрипотца досталась не от природы, а после обычной простуды.
Среди актрис – неподражаемый волшебный тембр Анны Каменковой, который позволил ей стать королевой дубляжа.
Напоследок замечу, что когда актеры зачем-то меняют в себе неповторимую черту, ту самую «изюминку», чаще всего портится весь облик.
Пример – Ирина Алферова, чьи волнистые каскадом локоны до плеч всегда подчеркивали ее изумительную красоту. Когда же актриса подстриглась покороче, то как будто стала совсем другой. Более простой и обыденной.
Подобная история произошла в свое время и с Элиной Быстрицкой, перекрасившейся в блондинку.