Часто в интернете, а то и просто в разговоре приходится сталкиваться с таким мнением некоторых теперешних ценителей прекрасного: «Какие-то старые они все, эти советские кино-красавицы». Конечно, в основном так утверждают представители молодого поколения. Но, представьте, и не только.
В ряд «старых» была зачислена, например, блистательная Вия Артмане (я писала о фильме «Театр»).
Однако в ряду «старух» оказалась не только она. Судя по высказываниям в сети, «старыми» являются также такие красавицы нашего кино, как Ирина Скобцева, Элина Быстрицкая, Наталья Фадеева, Татьяна Доронина. Алла Ларионова, Людмила Хитяева, Татьяна Самойлова, Руфина Нифонтова, Тамара Семина, Нонна Мордюкова, Валерия Заклунная, Клара Лучко и др. Причем, подчеркиваю, не в зрелые лета, а именно, будучи еще очень молодыми. В своих коронных ролях.
Уж об актрисах раннего советского кино и говорить нечего. Алла Тарасова, Эмма Цесарская, Зоя Федорова, Вера Марецкая, Татьяна Окуневская – и вовсе непроходимые старухи и безнадежные толстухи, по мнению нынешних эстетов.
А ведь все эти актрисы считались когда-то образцами женственности, очарования, красоты не только у нас, но и за рубежом.
Что же получается, лет 40-50 назад все были слепые или вовсе глупые? А вот сейчас поумнели резко?
Нет. Дело, думаю, не в этом.
Наивные люди говорят, что мода, дескать, изменилась.
А мне кажется, что за последние десятилетия произошли более страшные перемены.
Изменился, ни много ни мало, наш с вами эстетический код.
Виновна в этом, бесспорно, массовая культура, основы которой сформированы, как известно, на Западе. А мы, как водится, пошли на поводу. Привыкнув интуитивно, наверное, еще со времен Петра 1 (а может и раньше) считать, что надо безропотно, бездумно воспринимать те идеалы, что предлагают в «просвещенных европах».
А что предлагают? Если обобщить, то получается следующее. Где-то лет 30-40 (а, может, и больше) в наши головы впихивают некий «идеальный» образ, который я назову условно «моложавый и бодрящийся гранж». По сути, это ни что иное, как особый стиль в одежде, облике и поведении с чертами резкости, дерзости, эпатажа, порой нелепости, но, в целом, дающий впечатление активности, креативности и, конечно, молодости.
Бесспорно, этот самый гранж с удовольствием пропагандируют наши поп-дивы, кино-звезды. Независимо от возраста.
Правда, у всех он выглядит по-разному. У кого хватает вкуса, тот подходит дозированно к порванным джинсам и всклокоченным кудрям. А иная дива теряет меру и, будучи по возрасту тетушкой, а то и бабушкой нещадно обряжает себя в молодежный прикид, и ведет себя соответственно, рассыпая вокруг сленговые перлы.
Мы это видим каждодневно на улицах (простые смертные уже тоже достаточно в этом деле продвинулись), и, конечно, на экранах, в печатных СМИ, в интернете.
Нравится или нет всем эта игра в фальшивую молодость – даже уже не важно. Главное в другом – это запоминается. Откладывается на подкорке массового сознания одним безоговорочным импульсом – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ.
А вот советские звезды были иными. Они следовали традициям. Совсем другой эстетике. Хотя бы потому, что в те давние времена ценилась такая скучная вещь, как женственность. И актриса была обязана выглядеть приятно и прилично. В соответствии своему полу и возрасту.
А, может, еще и жизнь была тогда не такая заполошная. Более размеренная и осмысленная. Даже в столицах. А, может, и сознание тогда было ближе к толерантному. Ведь находилось же на советском актерском пантеоне место и изящной Гурченко, и величавой Гундаревой. И строгой Купченко, и сентиментальной Каменковой.
Такие вот дела. И все же верится, что настоящая красота, элегантность, достоинство еще будут поняты и приняты. Сквозь туман и мрак сиюминутности проступят черты подлинного.
Надо только немного подождать. Ведь чувство стиля и настоящей красоты порой надо прививать. И достаточно долго.