Найти тему
В кино с Варварой

На порядок выше Паратова, или моя любимая роль Никиты Михалкова

Никита Михалков – личность, оцениваемая неоднозначно. Кто-то о нем говорит с придыханием. Кто-то просто терпеть не может. Равнодушных мало. Как-то сложилось, что солидная критика предпочитает видеть в нем только режиссера. А вот зрители чаще оценивают его актёрские работы.

Если говорить о фильмографии Михалкова, она не просто богатая, но и знаковая. Один Сергей Паратов в «Жестоком романсе» наделал шума в свое время. И именно его взяли многие за точку отсчета. И оценивают последующие михалковские роли, обязательно сравнивая с той – звездной. Некоторые утверждают даже, что Паратов – вершина актерского мастерства Михалкова.

Я, однако, считаю, что есть в арсенале Никиты Сергеевича одна кино-работа на порядок выше. Я имею в виду образ князя Пожарского в фильме «Статский советник» по роману Бориса Акунина.

Фильм этот не советского периода. В 2004 году снят. Однако по многим приметам напоминает он добротные произведения расцвета отечественного кинематографа. Это и удачная режиссёрская концепция, и добросовестно подобранный антураж, и качественная операторская стратегия, и профессионально утвержденный актерский состав.

-2

Так произошло, скорее всего, потому, что на деле (пришлось читать в некоторых источниках) создателем фильма был вовсе не значащийся в титрах Филипп Янковский, а сам Никита Михалков, изрядно помогающий молодому неопытному режиссеру. И сыгравший в фильме главную роль.

События «Статского советника» происходят в Москве конца XIX века. Сюжет основан на реальных событиях. В истории предреволюционной России известно несколько случаев, когда высокие полицейские и жандармские чины пытались использовать революционеров-террористов в личных целях. Именно такого кукловода, играющего с огнем и балансирующего между жизнью-смертью и играет Никита Михалков.

Его герой – звезда петербургского сыска Глеб Пожарский – личность прелюбопытная.

-3

Между прочим, параллели с достопамятным Паратовым очевидны. Например, то, что Глеб Пожарский так же неотразим для женского пола. От горничной в гостинице до дамы полусвета. Женщин сводит с ума одна его интонация голоса, кривая усмешка, ленивая барственная манера. Словом, все, как и у Паратова. Но в отличии от провинциального щеголя, Пожарский цели имеет помасштабней. Скажем, не на богатой невесте жениться – а приблизиться прямиком к императорскому престолу. И тут все средства хороши. О чем он в последнем своем монологе и откровенно рассказывает правильному и немного занудливому «великого московскому сыщику» Эрасту Фандорину (его играет Олег Меньшиков).

-4

Надо сказать, что в одноимённом романе Акунина князь Глеб Георгиевич Пожарский – фигура более простая и одномерная. Негодяй-карьерист. И не более. У Михалкова получается картинка разноцветней. Его Пожарский – настоящий исполин обаяния, блеска, завораживающего лицедейства, гениально скрывающий до поры до времени за добродушной барственностью сущность циничного интригана и безжалостного манипулятора. Огненный шик Глеба Георгиевича способен взять в заложники жертвы обоих полов: и влюбленную бедняжку Жюли, и горе-революционера Рахмета.

-5

Пожарский во всякой жизненной ситуации чувствует себя победителем. Это какой-то бес-искуситель. Обаятельный, харизматичный, вкрадчивый и победительный. Как и положено настоящему бесу. Особенно этот бес опасен, потому что хитер. Свои нелицеприятные поступки прикрывает высокой идеей: спасением России.

Многие после фильма говорили, что Никита Сергеевич в образе Пожарского воплотил некоторые собственные черты. Сыграл, так сказать, чуть ли не самого себя.

-6

Вопрос спорный. В любом случае главное не это. Потому что сыграл по всем законам Станиславского. Так и хочется прокричать ему: «Верю!».

Еще одна моя статья о Никите Михалкове:

Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!

Читайте похожие статьи на моём канале (список в конце).

И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ