Найти тему

Об экономике данных, ИИ и импортозамещении в промышленности

Что означает переход к экономике данных для ИТ в промышленности, какую роль можно доверить ИИ, и как промышленный сектор может защитить себя от кибератак – в блиц-интервью на полях ЦИПР журналу IT News рассказывает Роман Кольцов, руководитель по развитию компании «Сикрет Технолоджис».

Сейчас в российским ИТ-сегменте сменяется эпоха, от цифровой экономики мы переходим к экономике данных. Что означает такой переход для промышленности?

Здесь нужно затронуть сразу несколько важных моментов.

Первый – это длительный, сложный процесс перехода на отечественные решения. Второй – идущая параллельно смена парадигмы подхода к цифровизации промышленности.

К примеру, долгое время велась работа на решениях западных вендоров. И, если честно, сам подход был несколько закостенелым.

Когда началась эта довольно тяжелая история, когда и промышленность, да и, в принципе, весь бизнес были поставлены перед необходимостью выбора новых решений, необходимостью отказа от уже устоявшихся принципов работы с существующим программным обеспечением – все это было похоже на переезд из одной квартиры в другую, когда, помимо задачи продолжить жить в квартире, нужно еще и решить, как улучшить условия проживания.

На удивление, даже при всей своеобразности, скажем так, российских аналогов зарубежного ПО, то, как сейчас формируется цифровизация, в первую очередь, в промышленности - это совершенно иной качественный уровень. Это осмысленные подходы к тому, как программные комплексы должны существовать между собой, к оценке того, что за сведения получаем и с какой информацией работаем. И это не накопительство какого-то количества баз данных и отсутствие желания что-то с этими данными дальше делать - все эти данные сразу уходя в работу, и, соответственно, все это сказывается на качестве бизнеса и его эффективности, в целом.

Тут очень к месту популярная в Китае пословица – «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Отчасти это действительно так: процесс перехода на отечественные решения сложный, тяжелый, местами мучителен, красивый слоган «бесшовные миграции» остается, по сути, только слоганом, и все это требует, помимо ресурсов финансовых, ресурсов человеческих, перестройки. Кстати, возможность на этапе слома и выстраивания нового оценить, выстроить правильно, убрать устаревшее и добавить концепцию правильности цифровизации своего бизнеса – все это, пожалуй, возможно только в период перестройки.

Существует такое мнение, что тяжелые ИТ-системы нашими вендорами еще не очень хорошо освоены. Какова, на Ваш взгляд, ситуация с импортозамещением ИТ в промышленности?

Это действительно так, но ситуация очень резко меняется. Конечно, западные монстры промышленных ИТ-систем сейчас постепенно уходят с российского рынка, где-то еще остается необходимость использования их как трофейного софта, особенно в предприятиях закрытого сектора. Качество решений, которое сегодня предлагает на замену российский рынок, пока еще не сопоставимо с качеством западных решений, не закрывает всех потребностей.

Но это не означает, что мы не умеем создавать продукты. Это значит, что, по сути, сегодня есть возможность вложить в них ресурсы и потом «отбить» их. Раньше такой возможности не было. Потому что наличие западных ERP-систем, CAD-системы не давало возможностей российским компаниям. Сейчас такая возможность есть. Конечно, российским разработчикам нужно приложить еще много усилий, как по созданию, та к и по улучшению программных комплексов. И большой плюс, что мы, создавая решения, адаптировали их именно под задачи российского промышленного комплекса. Ведь, по сути, для большого числа западных разработчиков, западных вендоров российский рынок никогда не рассматривался в качестве ключевого, денежного. Поэтому и адаптация западных программных продуктов для нужд российских заказчиков происходила по остаточному принципу, и ряд функций, которые не были востребованы со стороны заказчиков, разработчики все равно оставляли. Какой-либо адаптации к российским реалиям не было.

Более сложная история, конечно, с «железом», с IT-оборудованием. Несколько упрощает задачу то, что в промышленных комплексах, в промышленных производствах, как правило, не требуются высоко вычислительные мощности, и проблема с микропроцессорным производством не стоит так остро. Конечно, как и все страны, мы зависим, по сути, от двух глобальных поставщиков. И когда эти глобальные поставщики записывают тебя в число врагов, это тяжело. Но, тем не менее, российский...

Подробнее на it-world.ru