Найти тему
Отдыхаем в Коми

По реке – через пространство и время: Гид по самобытным деревням и селам Удорского района

Говорят, из всех рек, что несут свои воды по просторам Коми края, Мезень – самая загадочная. И это одна из основных причин, почему она так популярна у туристов. Путешествие по Мезени – это настоящая одиссея сквозь пространство и время. Едва ли не каждый обжитый уголок на этой реке – портал, переносящий в другой мир и эпоху. В очередной статье цикла публикаций, посвященных Удорскому району, мы представляем нашим читателям гид по наиболее самобытным деревням и селам этого муниципалитета.

Сельские просторы Удоры. Фото Дмитрия Напалкова.
Сельские просторы Удоры. Фото Дмитрия Напалкова.

Исток Мезени таится где-то в болотах на склонах Тиманского кряжа. Оттуда река поначалу прокладывает себе путь через совершенно глухие места, про которые говорят, что там не ступала нога человека. Первый островок цивилизации встречается на ней лишь через 180 километров, да и он вот уже 30 лет как необитаем. Это Верхнемезенск – «Город Солнца», о котором мы рассказывали в предыдущей статье данного цикла. Большинство туристов отправляются в путешествие по главной реке Удоры именно оттуда – дальше дорог просто нет.

Вид с верхнемезенского моста. Фото Виктории Корецкой.
Вид с верхнемезенского моста. Фото Виктории Корецкой.

Обитаемые поселения начинают встречаться на Мезени через 50 километров от «Города Солнца». Первое из них – крошечная деревня Политстан. Она является обитаемой лишь условно: постоянное население в ней есть лишь летом, в разгар туристического сезона. У путешественников это место действительно пользуется популярностью: многие останавливаются здесь даже с ночевкой. При этом то, что в деревне нет электричества, туристов не пугает. Скорее, даже наоборот: отсутствие благ цивилизации в Политстане заставляет воспринимать его как некий аттракцион для желающих испытать себя на прочность.

В 50 километрах ниже по течению располагаются друг за другом деревни Зэрзяыб и Макарыб. Они больше Политстана, но людей что в первой, что во второй на сегодня тоже осталось совсем не много. Далеко не всякому заезжему гостю везет повстречать на улицах местных жителей и пообщаться с ними, неудачливым же остается только созерцать эталонные сельские пейзажи.

Еще через 25 километров из-за поворота выглядывает деревня Верхний Выльыб. Это значит, что совсем скоро покажется и первое на маршруте село – Глотово. Их с Верхним Выльыбом разделяет лишь недлинная песчаная коса.

Глотово. Источник: vera-eskom.ru
Глотово. Источник: vera-eskom.ru

Глотово, как многие наши читатели уже знают из первой статьи данного цикла, – один из старейших населенных пунктов на Удоре, существующих по сей день. Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о погосте на Мезени с таким названием относится к концу XVI века. Как любая территория оседлого проживания людей с длинной историей, Глотово может похвастаться богатейшим культурным наследием. И, пожалуй, наиболее значимой его частью являются традиции коновальства. На протяжении нескольких веков Глотово было крупнейшим центром этого промысла, здешних знахарей почитали далеко за пределами Коми края. И хотя времена, когда профессия коновала была актуальной, давно миновали, жители села по сей день гордятся своими предками. В прошлом году они даже посвятили им на малой родине арт-объект – кованую скульптурную композицию из пары фигур лошадей и арки с надписью «Ме гортын», что в переводе с коми языка означает «Я дома».

Глотово. Источник: public218415195
Глотово. Источник: public218415195

Есть в Глотово и свой уникальный фольклор. Самая известная здешняя легенда – о чудовище, обитавшем в омуте возле села. Глот, как его называли, был известен тем, что любил пожирать живность, приходившую к его логову на водопой. И все было бы ничего, да только иногда к нему в пасть попадали и коровы местных жителей. Желая положить бесчинствам чудовища конец, однажды селяне призвали на помощь колдуна. Тот, недолго думая, пришел к логову Глота и убил его. А когда от чудовища остались одни кости, многие селяне поспешили использовать их в хозяйстве. Как говорят старожилы Глотово, гигантские ребра можно было увидеть на берегу реки еще лет 100 назад, но потом все они куда-то исчезли. Поэтому сегодня о чудовище на родине легенды о нем напоминает лишь арт-объект, установленный в этом году.

Глотово. Источник: vk.com/cskd.udora
Глотово. Источник: vk.com/cskd.udora

Следующую остановку мы делаем еще через 40 километров в селе Буткан. Оно, правда, располагается не непосредственно на Мезени, а в некотором отдалении от реки, на берегу связанного с ней одноименного пойменного озера.

Буткан – литературная столица Удоры. Именно здесь родился Альберт Ванеев (1933-2001) – один из самых прославленных поэтов, писавших на коми языке. Этот человек известен не только как выдающийся сочинитель. Он также сделал огромный вклад в исследование литературы родного края – в частности, творчества своего знаменитого предшественника, первого признанного коми поэта Ивана Куратова (1839-1875). Жители Буткана своего почитаемого земляка, конечно же, не забывают. В местной сельской библиотеке есть музейная комната, посвященная Альберту Ванееву, где экспонируются вещи, фотографии, черновики поэта и другие интересные предметы. А на стене дома, где жил литератор, с 2007 года размещается мемориальная доска с его именем.

Прогуливаясь по улицам села, можно увидеть и возможные корни необыкновенной любви жителей Буткана к печатному слову. На многих домах в селе начертаны пасы – старинные родовые знаки коми. Как известно, именно они легли в основу первой зырянской системы письменности – азбуки анбур, созданной в XIV веке христианским миссионером Стефаном Пермским.

Буткан. Фото Анастасии Сукгоевой.
Буткан. Фото Анастасии Сукгоевой.

Дальше по течению на Мезени стоят село Кослан и поселок городского типа Усогорск – официальная и неофициальная «столицы» Удорского района. С этими уголками муниципалитета мы уже познакомились в предыдущих статьях данного цикла, поэтому в этом материале не будем на них останавливаться.

За Усогорском Мезень поворачивает на север и далее течет в этом направлении до самой границы с Архангельской областью. С этого момента по берегам снова начинают встречаться деревни, практически не изменившиеся за столетия. Но, пожалуй, первой наиболее самобытной из них на этом отрезке реки является Сельыб, расположенный в 60 километрах от Буткана. Эта деревня известна как место, где возрождают почти повсеместно забытый на сегодня промысел удорских старообрядцев – мезенскую роспись. Взяла на себя эту миссию местная жительница Оксана Бакланова. Началось все несколько лет назад максимально прозаично: художницу просто попросили изготовить небольшую партию сувениров для продажи туристам, посещающим Сельыб. Однако эта задача так увлекла Оксану Бакланову, что стала отправной точкой для нового хобби. На сегодняшний день женщина изготовила уже не одну сотню сувениров, которые радуют своих владельцев во всех уголках России.

Сувениры Оксаны Баклановой. Фото Алены Цынгиной.
Сувениры Оксаны Баклановой. Фото Алены Цынгиной.

Есть в Сельыбе и свой общественный музей – он располагается в здании местного ФАПа. В нем всего около 400 экспонатов, но зато все они из одной деревни. Среди них есть предметы быта как дореволюционной, так и советской эпохи, и каждый – со своей историей. В музее же размещается и магазинчик, где можно приобрести сувениры, изготовленные Оксаной Баклановой.

Сельыб. Источник: vera-eskom.ru
Сельыб. Источник: vera-eskom.ru

В 10 километрах ниже Сельыба стоит на Мезени село Чернутьево. Там до сих пор помнят чудь – мифический народ, якобы населявший Коми край до прихода туда христианства, – и легенды о ней. Последние получили столь широкое распространение именно в Чернутьево не без причины. Достаточно сказать, что в 1970-е годы археологи обнаружили в окрестностях села сразу несколько чудских городищ, исследованных на сегодня лишь частично. Отсылают к чуди и местные топонимы – например, Винокарнэшор. Так называется ручей, у которого люди мифического народа якобы устраивали свои гулянки.

Чернутьево. Источник: vera-eskom.ru
Чернутьево. Источник: vera-eskom.ru

Самую известную из бытующих в Чернутьево легенд о чуди записал еще в начале XX века выдающийся ученый родом из Коми края Питирим Сорокин (1889-1968). Она рассказывает о кладе, который после появления на Удоре первых христианских миссионеров якобы спрятало где-то на средней Мезени одно из местных языческих племен. Везли сокровища на большом плоту, при этом самые мелкие драгоценные камни просачивалась из мешков и падали в воду. С тех пор в этой части Мезени иногда находят янтарь. А как только клад был закопан, чудины все вместе опустили головы в реку и умерли. В этом сюжете можно усмотреть аналогию с другим, более распространенным, особенно на Урале, где люди мифического народа заживо хоронят себя в больших землянках. Что же касается прочих, не столь известных легенд о чуди, бытующих в Чернутьево, то их охотно рассказывают туристам местные жители.

Еще через 30 километров перед путешественниками предстает деревня Мелентьево. С ней тоже связана интересная легенда – но уже не о чуди, а об одном любопытном персонаже местного фольклора. Мелейка – так звали этого человека – был колдуном, но не совсем обычным: он промышлял не столько чародейством, сколько пивоварением. Своим любимым делом он занимался на берегу Мезени и в тот момент, когда мимо его родной деревни проплывал на лодке уже знакомый нам Стефан Пермский. Желая продемонстрировать очередному язычнику силу своей веры, миссионер взмахнул посохом, и сусло в котле Мелейки тут же застыло. Колдун, однако, ничуть не растерялся: прибегнув к своим чарам, он, в свою очередь, заставил остановиться реку. Увидев, что тягаться с незнакомцем себе дороже, Стефан Пермский разморозил сусло в котле. Мелейка же в ответ отпустил реку, и миссионер поплыл дальше.

Следуя примеру крестителя Коми края, продолжим путь и мы. Но через 40 километров снова остановимся, чтобы заглянуть в деревню Патраково.

Это место неслучайно прозвали Поднебесной Коми края. Холм, на котором раскинулось Патраково, такой высокий, что стоя на его вершине, чувствуешь себя как на крыше мира. Облака там проплывают так низко над головой, что кажется, что до них можно дотянуться рукой. Чем не Поднебесная?

Патраково. Фото Дины Чупровой.
Патраково. Фото Дины Чупровой.

По легенде, основал эту деревню охотник по имени Патрак. Впервые придя в эти места, он был настолько очарован их красотой, что поставил на самой вершине холма дом и стал в нем жить. Да только не знал Патрак, что эти земли считают своими чудины. Разгневанные наглостью чужака, однажды поздно вечером они вломились к нему в дом толпой из дюжины человек и вынесли суровый приговор: смерть. Патрак смиренно выслушал недругов, а затем обратился к ним с последней просьбой: дать ему попрощаться с небом. Смилостивившись над охотником, чудины позволили тому ненадолго выйти во двор. И очень скоро пожалели об этом: Патрак вернулся в дом уже с луком. Застигнутые врасплох, чудины повыпрыгивали из окон и бросились бежать. Но спастись никому из них не удалось: стрелы охотника настигли каждого.

По деревне, однако, совсем не скажешь, что у нее такой мрачный легендариум. Более того: Патраково считается средоточием самобытного удорского сельского колорита. Здешние пейзажи, напрочь лишенные примет настоящего, не просто переносят назад во времени – они создают вокруг сказочный мир.

Патраково. Источник на фото.
Патраково. Источник на фото.

Благодаря своей уникальности Патраково является одной из визитных карточек Удоры, известных далеко за пределами Коми края. Понимая это, жители района не дают деревне умирать. Даже сегодня, когда в Поднебесной совсем не осталось постоянного населения, здесь по-прежнему работает гостевой дом, где останавливаются путешественники со всей России и даже из зарубежья.

В Патраково большинство популярных речных туристических маршрутов по Удоре заканчивается. Однако те из путешественников, кому позволяет время, дополнительно совершают мини-экспедицию по Вашке – притоку Мезени. Это стоит сделать уже хотя бы ради знакомства с местной культурой домостроения, принесенной на Удору осевшими здесь в XVI веке переселенцами с Поморья.

Высокие избы с фронтонами и балконами можно было увидеть во многих деревнях на Вашке еще 20 лет назад. Сегодня они уже редкость, но тем больший восторг вызывает встреча с каждой из них. А с той частью этого богатейшего наследия, которая уже нуждается в особой защите, можно познакомиться в общественном музее села Важгорт. Там экспонируются в том числе такие уникальные предметы, как фрагменты фронтона одной из изб, украшенные изображениями львов. В свое время подобные росписи не на шутку заинтересовали ученых: те никак не могли понять, как такой культ царя саванн мог зародиться у таежных крестьян. В конце концов сошлись на том, что такие фронтоны – работа все тех же переселенцев с Поморья, которые могли подсмотреть изображения львов у купцов из скандинавских стран.