Совсем недавно Санкт-Петербургу исполнился 321 год. История, насыщенная значимыми событиями для всей нашей страны, находит отражение и в облике Северной столицы. Одной из таких исторических реликвий является легендарный крейсер «Аврора». Корабль Военно-морского флота номер один, украшающий морскую столицу России служит нам напоминанием не только о драматических событиях, но и о важности сохранения исторического и культурного наследия. Кораблестроители завода им. А.А. Жданова (сейчас судостроительный завод «Северная верфь») внесли огромный вклад в восстановление и сохранение «Авроры». В 2024 году исполнится 40 лет, с тех пор как крейсер «Аврора» встал в док завода им. А.А. Жданова на капитальный ремонт.
От морских сражений до учебного корабля
За многие десятилетия своей службы Отечеству крейсер прошел немало испытаний: от участия в Русско-японской, Первой мировой и Великой-Отечественной войнах до революционных бурь.
Заложенный 127 лет назад бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» отражал накопленный в отечественном кораблестроении опыт. Полное водоизмещение «Авроры» составляло 6731 т, длина – 126,8 м, ширина – 16,8 м, осадка средняя – 6,4 м. Эти характеристики крейсер имеет и сейчас. Название корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», который прославился во время Крымской войны.
Насыщенная героическими событиями история корабля оставила на нем свой неизгладимый след. На протяжении всего своего существования крейсер претерпел множество переоборудований и неизбежных ремонтов. После Цусимского сражения, в котором кораблю удалось уцелеть, в июне 1906 года на Франко-Русском заводе в Петербурге начался ремонт «Авроры». В ходе этих работ число 152-мм орудий было увеличено до 10, на них были установлены броневые щиты, а малокалиберная артиллерия была снята. Крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса.
До Первой мировой войны на «Авроре» еще не раз проводились ремонтные работы. В августе 1908 года «Аврора» встала на очередной ремонт в результате которого были заменены все 24 котла и демонтировано торпедное вооружение. Также ремонтировались артиллерийские установки, главные механизмы, валопроводы.
Во время Первой мировой войны крейсер участвовал в боевом патрулировании в Балтийском море, а затем, в конце 1916 года, сняв весь боезапас, зенитные пушки и орудия главного калибра, прибыл в Петроград на ремонт и модернизацию. Радикальные изменения коснулись уже устаревшего артиллерийского вооружения «Авроры»: была убрана вся противоминная артиллерия. Новшеством стали гидроакустические приборы связи с подводными лодками и отечественная радиоаппаратура.
После драматических событий революции, в центре которых оказалась «Аврора», крейсер вошел в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота и очень долгое время участвовал в заграничных походах.
Бетонная облицовка для «Авроры»
В 1939 году «Аврора» лишается собственного хода, но все еще остается учебным кораблем. В 1940 году крейсер становится плавучей базой бригады подводных лодок в Ораниенбауме. Именно там крейсер и застает начавшаяся Великая Отечественная война. К сожалению, для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он мог быть полезен своим вооружением. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 орудий главного калибра и установили на подступах к Ленинграду. В октябре 1941 года крейсер получил сильные повреждения и сел на грунт. В таком положении он находился до снятия Блокады Ленинграда. В 1944 году было принято решение о восстановлении «Авроры» как корабля-памятника, капитальный ремонт продолжался до 1948 года. К сожалению, подлинность внутренних помещений крейсер была утрачена ввиду множества ремонтов и модернизаций после 1917 года.
После Великой Отечественной войны корабль находился в очень плохом состоянии: сильно пострадала подводная часть корпуса, которая в силу конструктивных особенностей ремонту не подлежала. Для создания герметичного корпуса было принято решение по днищу, настилу второго дна и бортам в подводной части уложить внутреннюю бетонную облицовку толщиной от 75 до 93 мм, армированную стальными прутьями.
17 ноября 1948 года, легендарный крейсер «Аврора» был переведен к месту вечной стоянки у Петроградской набережной. Многие годы «Аврора» служила учебной базой для курсантов Нахимовского военно-морского училища, а в 1956 году на крейсере был открыт филиал Центрального военно-морского музея.
Спасти «Аврору» | Ремонт на заводе им. А.А. Жданова (сейчас завод «Северная верфь»)
К концу 1970-х годов крейсеру требовался капитальный ремонт, корпус «Авроры» окончательно пришел в аварийное состояние.
Капитальный ремонт корабля в 1984 -1987 гг. осуществил Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро.
18 августа 1984 года крейсер «Аврора» был отбуксирован с места своей вечной стоянки на завод им. А.А. Жданова для проведения капитального ремонта. Провожали знаменитый крейсер тысячи жителей Ленинграда, наблюдавшие за буксировкой с набережных Невы. Сложная задача по восстановлению корабля требовала предварительной подготовки и исследовательских работ. Первым документом, обобщившим результаты подобных исследований, был акт комиссии, назначенной приказом главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшковым.
Комиссия предлагала рассмотреть три варианта дальнейшего сохранения корпуса:
1. Создание внешней железобетонной оболочки толщиной 100-120 мм.
2. Установка под корпусом корабля дока-понтона, который будет поддерживать крейсер на плаву.
3. Установка крейсера на стационарный, подводный постамент, представляющий из себя замкнутое оградительное сооружение, наполненное песком и бетоном.
Для выработки самого оптимального варианта было принято решение провести дополнительные исследовательские работы, которые продлились около двух лет. Детальный анализ обследования корабля показал, что несмотря на очень обширную площадь коррозии корпус все же может быть восстановлен в пределах требований сохранения корабля на плаву. Таким образом, надобность в железобетонной облицовке отпадала. От варианта с установкой дока-понтона также пришлось отказаться: он не гарантировал надежную защиту корпуса от коррозии, плюс существовала опасность затопления самого дока-понтона. Но и третий вариант оказался неприемлемым: для длительного содержания корабля на доковых опорах плавучих постаментов требовался очень большой объем корпусных работ, которые изменили бы облик «Авроры» слишком сильно. Особая важность заключалась в обеспечении прочности и герметичности корпуса, чтобы корабль оставался на плаву. Главной задачей ремонта было воссоздать «Аврору» накануне Октябрьской революции.
Старое днище, покрытое бетонной облицовкой, было глубоко поражено коррозией и непригодно для ремонта. В связи с этим была изготовлена новая подводная часть корпуса с точным сохранением формообразования старого. Толщина обшивки корпуса и устойчивость к коррозии были значительно увеличены. Новую подводную и старую надводную части корпуса соединили путем сварки. Надводную часть разделили на четыре секции, а потом устанавливали их на новой подводной части.
Восстановительные работы шли полным ходом и на верхней палубе: артиллерийские установки, рубки, мостики, радиостанция, шлюпочное и прожекторное вооружение, аварийное и швартовое устройства, грузовые приспособления и др., все это было также восстановлено. Ремонт не обошел стороной и внутренние помещения, которые были практически все перепланированы. Особое внимание в проекте восстановления уделялось оборудованию музейных помещений, которые расположились на батарейной палубе и занимали больше половины ее площади. Подлинные детали использовались максимально, в частности, были сохранены литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля. Также были модернизированы системы коммуникаций, электроэнергии, пожаротушения.
К августу 1987 года «реставрация» «Авроры» была окончена. И крейсер вернулся на место своей вечной стоянки. Трехлетний ремонт «Авроры» составляет предмет гордости завода и занимает важное место в его истории.
Немного архивных кадров о ремонте «Авроры».
Ремонт «Авроры» 2013-2016 гг. на Кронштадтском морском заводе.
Следующий капитальный ремонт крейсера, уже в качестве корабля-музея, начался 10 лет назад, в 2014 году, и проходил на Кронштадтском морском заводе. В результате тщательного обследования корпуса корабля, было установлено, что процесс коррозии не прогрессирует. На этот раз ремонтные работы не затронули конструкцию крейсера. Была переделана музейная часть, обновлено оборудование корабля. В июле 2016 года Корабль Военно-морского флота номер один вернулся после ремонта на Кронштадтском морском заводе к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.