Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
«Клич – „Deus lo volt (так хочет Бог)“, потрясший клермонское плоскогорье, подхватили во всех уголках христианского мира, от Сицилии до далекой Скандинавии, с готовностью, какой не ожидал сам папа, слегка утихнув, этот клич будет слышен, по меньшей мере, ещё два столетия. Речь шла о беспрецедентном проекте, с организацией которого на западе были абсолютно незнакомы»[1], – эта цитата, принадлежащая Режин Перну – известной французской писательнице, историку-медиевисту, автору более двух десятков книг по истории Средневековья, практически идеально подходит в качестве эпиграфа для сегодняшней публикации.
Вдохновенная речь Урбана II, произнесенная им на закрытии Клермонского церковного собора произвела настоящий фурор. Да, что там, фурор, выступление понтифика по степени своего воздействия на слушателей было равнозначно эффекту разорвавшейся бомбы невиданной прежде силы, хотя на тот момент Европа ещё не была знакома с порохом.
Проповедь римского папы не содержала в себе ничего новаторского, сверхценного, необычного или запретного ранее. По мнению Родни Старка – известного современного американского историка, профессора социологии и современной религии «Многие современные историки доказывают, что призыв папы Урбана к крестовому походу не представлял собой ничего нового, что это была смесь известных идей и практик – паломничества, священной войны и индульгенций»[2].
Урбан II не был первопроходцем по части попытки организации масштабного мероприятия, направленного на оказание военной помощи Восточной Римской империи. Предыдущий глава римской католической церкви – папа Григорий VII ещё в 1074 году призывал европейских правителей и могущественных феодалов «выручить из беды греческих (византийских) христиан», которым угрожали «неверные» (сельджуки).
Но в указанный период двадцатилетней давности в силу самых различных обстоятельств призыв предшественника Урбана II не нашёл отклика у всесильных монархов и аристократов Западной Европы. В 1090 (по другим сведениям – в 1091) году византийский император Алексей I Комнин лично обратился с просьбой о помощи к Роберту II – влиятельному графу Фландрии. Однако правитель фламандский на тот момент ещё не помышлял о том, чтобы вмешиваться в дела Восточной Римской империи, лежавшей далеко-далеко от Фландрии.
В рамках данной публикации не будет затрагиваться вопрос о том, какими истинными мотивами, побуждениями, намерениями, устремлениями и желаниями руководствовался Урбан II, произнося свою знаменитую речь в Клермоне, а после неё, занимаясь подготовкой масштабного мероприятия, которое позже назовут Первым крестовым походом. Этот вопрос до сих пор является темой для обширных и довольно острых научных дискуссий. Желающим глубоко и подробно ознакомиться с данной тематикой, возможно, будут небезынтересны произведения, указанные под сноской[3].
Итак, вдохновенное воззвание Урбана II, произнесенное им перед многотысячной паствой в день закрытия Клермонского церковного собора, было практически единогласно поддержано и духовенством, и мирянами. Однако для полноценного воплощения масштабного замысла понтифика требовались, прежде всего, три составляющих – сильное, мобильное, хорошо подготовленное и экипированное войско, опытные и авторитетные предводители похода (военные, политические и идеологические), а также источники финансирования глобального и очень дорогостоящего проекта.
Среди тех, кто неистово и самозабвенно кричал «Deus vult», внимая каждому слову папы римского, не было ни знатных аристократов, ни именитых полководцев, ни тех, кто бы мог хотя бы отчасти «спонсировать» солидные затраты подготовительного этапа Первого крестового похода. Решение самых главных задач глава римской католической церкви взял на себя.
Сразу после завершения Клермонского собора Урбан II, Адемар Монтейльский (Аймар де Монтейль), епископ города Ле-Пюи, которому лично предстояло принять участие в походе в качестве заместителя папы и главного идейного религиозного вдохновителя, а также ещё несколько высокопоставленных кардиналов и архиепископов приняли решение о том, что первым отрядам паломников надлежит отправиться к Константинополю в будущем году, сразу после завершения сбора урожая.
Таким образом, организационные рамки сужались до девяти с небольшим месяцев. О том, насколько титанический объём работы предстояло за этот срок проделать понтифику, можно представить даже из беглого перечня самого необходимого, без чего Первый крестовый поход был изначально обречён на полный провал.
Поскольку главной целью всего мероприятия на подготовительном и первом его этапе было оказание военной помощи Восточной Римской империи в борьбе против сельджуков, прежде всего, требовалось войско. Не ватага наёмников, не наспех собранное феодальное ополчение, не личное воинство какого-нибудь барона, чей весь боевой опыт сводился к участию в междоусобных «разборках» с соседями.
Требовалось настоящее (желательно самое лучшее) профессиональное войско, имевшее реальный боевой опыт полевых сражений и ведения осад. Главной ударной силой на полях сражений на протяжении всей эпохи Средневековья оставалась тяжёлая кавалерия, гордостью и элитой которой была рыцарская конница.
Как известно, каждый уважающий себя рыцарь отправлялся в поход или на войну не один, а со свитой, в которую входили оруженосцы, сержанты, пажи, вооруженные слуги, обслуживающий персонал, дворня и т.д. Всех этих людей требовалось кормить, одевать, экипировать, вооружать. Каждый рыцарь имел несколько лошадей – боевую, запасную, походную, парадную, для участия в турнирах. Конными были и воины, входившие в свиту знатного феодала. Лошадей тоже необходимо поить и кормить, а также ухаживать за ними, обслуживать и лечить.
Опытный феодал-военачальник, выступая в поход (тем более столь далёкий, опасный и неизвестный) со своим отрядом, все припасы (продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение) и предметы первой необходимости брал с собой. Для транспортировки этих стратегических запасов требовались десятки повозок, телег, подвод, передвижных фургонов и т.д. Необходим был тягловый скот – быки, волы, мулы, ездовые лошади.
Помимо тяжёлых всадников требовались конные лучники и арбалетчики, а также конные разведчики. Профессиональная пехота и отряды наёмников – бывалых и закаленных в боях тоже требовались в достаточном количестве. Все только что перечисленные категории бойцов также отправлялись в дальний и опасный путь отнюдь не налегке.
Это сейчас практически в любой точке планеты можно в супермаркете или торговом центре приобрести еду, питьё, одежду и прочие товары первой необходимости. В конце ХI века, путешествуя даже в пределах собственного королевства или передвигаясь по землям дружественных государств, далеко не всегда можно было купить или обменять потребное и необходимое по пути следования.
Вспомните, сколько самых разных вещей берёт с собой среднестатистическая семья из четырёх человек, отправляясь на обыкновенный пикник. Тот, хоть раз в жизни ходил в поход с ночёвкой, не понаслышке знает, сколь огромный объём составляют вещи самой-самой первой необходимости, а также какими неподъёмными и неимоверно тяжёлыми они оказываются при их переноске, поднятии и транспортировке!
Участникам Первого крестового похода, да и всех последующих, было куда тяжелее, чем нынешним любителям путешествий и активного отдыха, ведь у них не было ни рюкзаков, ни консервов, ни удобной упаковочной тары, ни холодильных камер, примитивных бутылей и ёмкостей для воды – и тех не доставало! Поэтому, отправляясь в неведомые земли и дальние страны, пилигримы поступали по принципу «лишний запас карман не тянет, а своя ноша тяжёлой не бывает».
Ни одна армия, в том числе европейская средневековая, не может обойтись во время марша и последующих боевых действий без вспомогательных и тыловых подразделений. Для обслуживания самых разных нужд многотысячного воинства требуются конюхи, повара, кузнецы, оружейники, плотники, скотники, пастухи, лекари и ветеринары, погонщики и возницы, скорняки, водовозы, пекари, жестянщики и т.д.
Для ведения осад и фортификационных работ необходимы каменщики, землекопы, инженеры, специалисты по возведению различных машин и приспособлений. И все они – перечисленные выше «тыловики» и «нонкомбатанты» в свою очередь также нуждались в еде, питьевой воде, одежде, транспортных средствах и тягловых животных.
Со времён античности в походах для транспортировки запасов и предметов первой необходимости на 10-15 пеших воинов выделялась, как минимум одна, повозка. Для кавалеристов число подвод и повозок удваивалось, поскольку им приходилось везти с собой фураж, конскую упряжь и другое снаряжение, необходимое для всадника.
Не трудно представить, каким было минимальное количество повозок и тяглового скота, требуемого для сопровождения сотни пеших или конных воинов. А, как известно, в византийские владения, а затем и дальше на Восток двинулись не сотни, а десятки тысяч человек – военных, духовных и гражданских лиц.
К решению данной проблемы – сбору и заготовке запасов продовольствия, вооружения, экипировки, снаряжения, фуража и предметов первой необходимости Урбан II подошёл весьма прагматично, руководствуясь принципом «всё гениальное и эффективное очень просто устроено». Понтифик «делегировал» (де-факто переложил ответственность) хозяйственно-организационные полномочия и обязанности на влиятельных, а главное состоятельных, аристократов, согласившихся принять участие в предстоящем походе.
Тут предприимчивому понтифику удалось убить одной пулей сразу нескольких откормленных и отборных зайцев. Найдя вполне достаточное число влиятельных, авторитетных, опытных графов и баронов, изъявивших добровольное согласие на участие в рискованном масштабном мероприятии, римский папа взвалил на них все организационные, финансовые и логистические проблемы.
Высокородный граф, отправляясь выручать из беды христиан Восточной Римской империи и освобождать святыни Земли Обетованной, сам за свой собственный счёт собирал своё войско, закупал необходимые запасы и продумывал маршрут путешествия к Константинополю – первой промежуточной точке паломничества, которую Урбан II выбрал в качестве места общего сбора участников Первого крестового похода.
Что же взамен от римской католической церкви получали предводители, согласившиеся повести за собой пилигримов первой волны? Прежде всего, «походные вожди» получали бесплатное отпущение всех своих прежних грехов, а также заочное отпущение всех будущих грехов (авансом) и проступков, которые крестоносцы-первопроходцы невольно могут совершить, выполняя свою священную миссию.
Сейчас многим данные условия могут показаться смешными и несерьёзными, но для набожных католических высокородных сеньоров той эпохи отпущение грехов уже свершенных ими на жизненном пути, и тех, что они непременно совершат в будущем (как известно безгрешны лишь новорождённые младенцы), было важнейшим личным достижением (душевным капиталом), гарантировавшим попадание в рай.
Кроме того, отправлявшимся в поход предоставлялась, как часто говорят теперь экономисты, налоговая льгота в виде «налоговых каникул», а также отсрочки по выплатам всех долгов, податей и сборов. Всё движимое и недвижимое имущество, а также земельные владения пилигримов до возвращения их на родину находилось под защитой римской католической церкви.
Наверняка, Урбан II обещал предводителям и знатным участникам похода различные преференции, льготы и выгодные условия сотрудничества в будущем. Достоверно неизвестно, обсуждался ли вопрос о статусе тех земель (не принадлежавших Византии), которые в случае успеха удастся отвоевать у мусульман. Однако, как покажут дальнейшие события, римская церковь охотно и повсеместно оказывала всяческое покровительство и содействие европейским аристократам, которые принимали на себя титулы первых правителей государств, основанных крестоносцами на Святой Земле.
Урбан II, занимаясь поисками авторитетных предводителей Первого крестового похода, в период с декабря 1095 по июль 1096 гг. совершил, выражаясь современным политическим термином, длительное международное турне, посетив большинство графств и провинций Южной, а также частично Западной и Центральной Франции.
Кого же удалось завербовать деятельному и предприимчивому понтифику? Первым согласился «принять крест» – то есть стать добровольным и полноправным участником предстоящего крестового похода Раймунд IV Тулузский (Сен-Жильский) – герцог Нарбонны, граф Тулузы и граф Прованса. В рамках данного цикла статей подробному разбору биографий наиболее известных участников Первого крестового похода обязательно будут посвящены отдельные публикации.
Пока же в рамках предварительного знакомства стоить отметить, что Раймунд IV Тулузский одним из первых откликнулся на призыв Урбана II, лично явившись к нему, испросив благословения и разрешение возглавить предстоящее масштабное паломничество. Безусловно, как и всякий влиятельный феодал своей эпохи, герцог Нарбонны был человеком честолюбивым и амбициозным. Однако его желание стать предводителем объединенного войска крестоносцев имело под собой довольно веские основания.
Граф Тулузы и Прованса по праву считался одним из самых авторитетных, успешных, влиятельных и состоятельных аристократов не только во Франции, но и во всей тогдашней Западной Европе. Раймунд IV имел репутацию безупречного, глубоко верующего и благочестивого католика. На тот момент ему исполнилось 53 года, что по меркам эпохи Раннего и Высокого Средневековья считалось весьма и весьма солидным возрастом.
Но важнее всего для папы римского были три обстоятельства. Во-первых, граф Тулузский в 1071 году совершил успешное паломничество на Святую Землю, посетив Иерусалим. То есть он имел представление, куда вести армию, какие трудности и опасности пилигримов ожидают по пути следования, а также не понаслышке знаком и сельджуками, и с прочими мусульманскими народами, проживавшими на территории Палестины и Иудеи.
Во-вторых, Раймунд IV был опытным и достаточно удачливым военачальником, имевшим большой опыт войны против мавров в Испании. В-третьих, именно он имел финансовую и мобилизационную возможность собрать, вооружить, экипировать и обеспечить всем необходимым самое большое по численности войско среди прочих европейских графов и герцогов.
Помимо Раймунда IV Тулузского, римский папа привлёк к участию в походе ещё нескольких влиятельных и могущественных французских феодалов. В их числе были две известные личности: Гуго Капетинг (Великий) – граф Вермандуа (младший брат французского короля Филиппа I), а также граф Этьен II де Блуа (он же – Стефан Блуаский или Стефан Шартрский).
Среди могущественных сеньоров из других европейских держав, откликнувшихся на призыв Урбана II, стоит обязательно отметить Готфрида IV Бульонского (Годфруа де Бульона) – графа Бульонского и герцога Нижней Лотарингии, а также его братьев – Евстахия и Балдуина; Роберта II – графа Фландрии, Роберта III Куртгёза[4] – герцога Нормандии (старшего сына знаменитого Вильгельма I Завоевателя), Боэмунда Тарентского – герцога Апулии и Калабрии, а также его племянника Танкреда де Отвиля.
Урбан II проявил себя достаточно толковым и дальновидным администратором. По его инициативе к участию в Первом крестовом походе были привлечены итальянские города-государства, имевшие на тот момент самые лучшие и быстроходные корабли – Генуя, Венеция и Пиза. Понтифик придавал большое значение качественному морскому обеспечению масштабного паломничества, и будущие события показали то, насколько был прав высший церковный католический иерарх.
Пока папа успешно решал наиболее принципиальные и важнейшие организационные вопросы, от имени папы во всех уголках Западной, Южной и Центральной Европы проповедовали уполномоченные им легаты, именитые прелаты, сотни аббатов, тысячи клириков и священнослужителей, занимавших самое разное положение в иерархии католической церкви.
Примечательно, что проповедники-вербовщики строго исполняли наказ понтифика, призывая стать участниками предстоящего похода не всех подряд, а заранее определенную категорию лиц: «Мы не повелеваем и не увещеваем, чтобы отправлялись в этот поход старцы или слабые люди, не владеющие оружием, и пусть никоим образом женщины не пускаются в путь без своих мужей, либо братьев, либо законных свидетелей. Они ведь являются больше помехой, чем подкреплением, и представляют скорее бремя, нежели приносят пользу.
Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне. Священникам и клирикам любого ранга не следует идти без дозволения своих епископов, ибо если отправятся без такого разрешения, поход будет для них бесполезен. Да и мирянам негоже пускаться в паломничество иначе, как с благословения священника»[5].
Как видно из представленного фрагмента хроники Роберта Реймского, понтифику, прежде всего, требуются воины и люди, владеющие оружием. Ему не нужны те, кто является потенциальной обузой для войска во время многомесячного марша. Папа вовсе не стремится к массовому и всеобщему паломничеству, даже количество священнослужителей – идейных вдохновителей, призванных воодушевлять пилигримов и наставлять их на путь истинный от имени римской церкви, лимитировано.
Нельзя не признать рациональность проповедников, действовавших от имени понтифика. Зачем побуждать к далёкому паломничеству полному неизвестности, преград, невзгод, лишений, тягот, смертельных опасностей и напастей тех, кто не имеет ни малейшего шанса вообще добраться даже до пределов Византии!? И речь идёт не только о больных, немощных и пожилых.
Подавляющее большинство простых обывателей (мирян) не имели ни малейшего представления о том, куда им идти, и что их ожидает задолго до того, как они смогут посетить Святую Землю. Достаточно взглянуть на сохранившиеся до наших дней географические карты, имевшиеся в распоряжении отдельно взятых паломников первой волны, чтобы сделать вывод, что даже самые сведущие и образованные пилигримы имели весьма смутные, общие, расплывчатые и крайне приблизительные представления о том, где находится Константинополь и, тем более Земля Обетованная вместе с её «пупом» – Иерусалимом.
Карты, составленные европейцами в эпоху Крестовых походов, по содержанию своему, исполнению, степени информативности и приближенности к географическим реалиям, однозначно и явно уступают картам и чертежам, сделанным в эпоху Античности. Что представляют собой карты, которыми пользовались крестоносцы ХI-ХIII веков? Это смесь фантасмагории, мифологии, библейских сюжетов, авторских фантазий и домыслов, а также общего научного и географического примитивизма.
Географические представления большинства участников Крестовых походов ограничивались собственным жизненным опытом и скудным багажом познаний. То есть среднестатистический пилигрим имел внятное представление лишь о тех местах, где бывал сам в сознательном возрасте. Вся остальная информация по географии и об устройстве мира черпалась из книг (если крестоносец был обучен грамоте), проповедей священников, рассказов путешественников и народной молвы (слухов, преданий, мифов, легенд, обывательских пересуд и прочего фольклора).
Возникает другой вполне закономерный вопрос, а что вообще знали участники Первого крестового похода о сельджуках, с которыми им предстоит воевать в первую очередь, а также о народах, населяющих Святую Землю – Левант, Палестину и Иудею? За исключением Раймунда Тулузского и других немногочисленных европейцев, совершивших ранее паломничество на Ближний Восток и вернувшихся благополучно на родину, пилигримы первой волны практически ничего не знали о своих явных и потенциальных врагах.
Обобщённое представление среднестатистического крестоносца и паломника-обывателя первой волны о племенах и народах, населявших Малую Азию и Ближний Восток, ограничивалось «ядрёным коктейлем», составленным из отрывочных библейских сюжетов, пересказанных священниками и проповедниками, «страшилок», «ужастиков» и апокалиптических притчей эпохи Раннего Средневековья и «Тёмных веков», а также всевозможных небылиц и россказней, составленных по мотивам откровений тех, кто побывал в азиатских и восточных странах.
Европейские миряне и профессиональные воины, прежде не бывавшие далее балканских государств, считали, что где-то далеко на Востоке-Азии, за Морем-Океаном обитают дикие варвары – «безбожные агаряне», которые ведут почти звериный образ жизни, а потому отличаются свирепостью, кровожадностью, приверженностью к почитанию языческих идолов.
Те, кто посещал церковные службы и воскресные проповеди, помнили, что где-то близ Земли Обетованной обитали ещё более дикие и страшные варвары – «племена Гог и Магог», которые являлись порождением зла и созданы дьяволом, чтобы однажды пойти войной на «грады Божьи и Святую Землю». Сельджуки и арабы, как в представлении европейцев и были те самые «Гоги и Магоги», которые только и ждут прихода Антихриста, чтобы развязать войну тьмы и света.
И всё-таки, несмотря на многочисленные сложности, преграды, препятствия, трудности самого разного объёма и масштаба, понтифик с поставленной задачей справился. И следует признать, что справился почти на «отлично», учитывая недостаточный уровень европейской дипломатии и человеческого самосознания, низкий уровень образования и интеллекта большинства обывателей, слабые внутри и межгосударственные связи, зачаточное развитие коммуникаций (туристических, географических, торговых, религиозных), ужасающее состояние дорог и прочей сухопутной европейской инфраструктуры, а также длительный предшествующий период неурожаев и бескормицы.
Одним словом, чем больше изучаешь фактов, напрямую или косвенно связанных с активной деятельностью Урбана II при подготовке похода, тем больше находишь подтверждений выводов, которые в своём двухтомном исследовании «Крестовые походы» делает его автор – Александр Владимирович Грановский, современный отечественный писатель-историк:
«Папа думал о выступлении в поход маленькой рыцарской армии, руководимой Раймундом Тулузским и епископом Адемаром. Главной целью похода, провозглашенного на Клермонском соборе, было не освобождение Иерусалима, а помощь Восточной церкви в ответ на просьбу императора Алексея I… Однако поход вскоре приобрёл такие масштабы, каких папа не мог предвидеть. Религиозное воодушевление, распространившееся на всю Францию и другие страны, собрало огромное воинство и значительно отодвинуло сроки начала мероприятия»[6].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] - Перну Р. Крестоносцы / Пер. с франц. А. Карачинского. – СПб.: Евразия, 2001 [электронная версия] // Электронная библиотека RoyalLib.Com. 2010-2023. URL: https://royallib.com/read/pernu_regin/krestonostsi.html#65248 (дата обращения 01.06.2024).
[2] - Старк Р. Божье воинство: новая история Крестовых походов / Пер. с англ. Н. Холмогоровой, под научной редакцией А. Горелова. – М.: Эксмо, 2022. С. 115.
[3] - Заборов М. А. Папство и крестовые походы / АН СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1960;
- Заборов М. А. Крестом и мечом. – М.: Советская Россия, 1979;
- Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. – СПб.: Наука, 2019;
- Эрдман К. Происхождение идеи крестового похода / Перевод, предисловие и комментарий Хрусталёв Д. Г. – СПб.: «Евразия», 2018;
- Эрс Ж. История крестовых походов / Перевод с франц. Некрасова М. Ю. – СПб. – М.: ЕВРАЗИЯ, – ИД Клио, 2015;
- Старк Р. Божье воинство: новая история Крестовых походов / Пер. с англ. Н. Холмогоровой, под научной редакцией А. Горелова. – М.: Эксмо, 2022.
[4] - прозвище «Куртгёз» в дословном переводе со средневекового французского языка означает «Короткие чулки (штаны)»
[5] - Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. – М.: Высшая школа, 1977. С. 53-54.
[6] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. Книга первая. Первый крестовый поход и государства крестоносцев до 1143 г. Книга вторая. Второй (1147-1149) и третий (1189-1192) крестовые походы. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 27-28.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание. Так же представлены ссылки на книги перспективных и самобытных авторов, чьи имена пока ещё малоизвестны читательской аудитории:
Режин Перну (1909-1998) – известный современный французский историк-медиевист, писательница, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе об эпохе Крестовых походов.
Заборов Михаил Абрамович (1920-1987), советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, популяризатор исторических знаний. Известен как автор более трехсот печатных работ и крупнейший отечественный специалист по эпохе Крестовых походов. Михаил Абрамович на протяжении всей своей научной деятельности занимался вопросами, связанными с историей Крестовых походов, по праву став ещё при жизни крупнейшим советским специалистом в данной области.
М. А. Заборов является автором 365 печатных работ, в том числе 14 книг. Он также активно занимался переводами источников, написанием рецензий и исторических обзоров. Известен как автор глав по истории Крестовых походов и в нескольких изданиях учебников и учебных пособий по истории Средних веков для ВУЗов.
Родни Уильям Старк (1934-2022) – известный американский историк, религиовед, профессор социологии и современной религии Вашингтонского университета, заслуженный профессор общественных наук и директор Института изучения религий Бэйлорского университета. Автор 41 монографии и более 160 статей, посвящённых различной тематике, в том числе истории средневекового христианства.
Карл Эрдман (1898-1945) – известный немецкий историк-медиевист, специализировавшийся на средневековой политической и интеллектуальной истории. Как отметил один из рецензентов, книга Карла Эрдмана «Происхождение идеи крестового похода» считается наиболее влиятельным фундаментальным трудом о Крестовых походах, одном из самых знаменитых в медиевистике. Ряд авторов называет указанный труд Эрдмана очень важным произведением, в корне изменившим направление исследований эпохи Крестовых походов.
Лучицкая Светлана Игоревна (род. 1960) – современный отечественный историк-медиевист, доктор исторических наук, специалист по Средневековому Востоку, директор Центра культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН, заместитель главного редактора, составитель и постоянный автор издания «Одиссей. Человек в истории». Автор более сотни научных исторических работ.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Пролог эпохи Крестовых походов» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. С чего всё начиналось
Часть 2-я. Судьбоносное воззвание Урбана II
Часть 3-я. Понтифик и его грандиозный замысел: миссия трудна, но выполнима
Часть 4-я. Громкое и искажённое эхо Клермонского собора
Часть 5-я. Идеологическая доктрина Урбана II или новый взгляд на «Священную войну»
Часть 7-я. Кровавый след и несмываемый позор «Германского крестового похода»
Часть 8-я. Предсказуемый крах «Народного похода»
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)