Найти тему
Русская и мировая живопись

Изображение жизни простых людей известным живописцем-жанристом XIX века Михаилом Петровичем Клодтом

Михаил Петрович Клодт (барон Михаил Петрович Клодт фон Юргенсбург, 1835-1914) - известный живописец-жанрист второй половины XIX века.

Михаил Петрович Клодт (1835-1914)
Михаил Петрович Клодт (1835-1914)

Михаил Петрович Клодт (барон Михаил Петрович Клодт фон Юргенсбург, 1835-1914) - известный живописец-жанрист второй половины XIX века.

М. П. Клодт. Портрет А. А. Агина
М. П. Клодт. Портрет А. А. Агина

Занятия с Агиным оставили несомненный след в творчестве Клодта, они дали ему верность и чёткость рисунка, характерные для большинства его работ, наблюдательность и любовь к натуре.

В 1852 году Клодт поступает в Академию художеств в класс профессора А.Г.Маркова. Середина 50-х годов в русском искусстве была периодом, когда ломались старые устои, начался бурный протест против театральности и условности искусства. Прогрессивная критика ставит своим условием "наличие мысли" в художественных произведениях. В журнале "Современник" за 1861 год писали:

"Художники-жанристы у нас размножаются с каждым годом, но от художников, посвящающих себя этому роду, кроме внешних достоинств, колорита, грации, ловкости кисти, умения более или менее верно подмечать явления действительности, требуется мысль, которая одна может придать серьезное значение произведению".

Лучшим учителем Клодта в это время была жизнь, которую он неустанно наблюдает. Он пишет финских рыбаков и рыбачек, шарманщиков, разносчиков. В 1855 году появляется его первая картина "Рыбаки-финны".

Клодт Михаил Петрович: Рыбаки-финны, 1855, Третьяковская галерея, Москва
Клодт Михаил Петрович: Рыбаки-финны, 1855, Третьяковская галерея, Москва

Картина изображает юношу-рыбака, стоящего в дверях своей хижины, и сидящую около него молодую женщину, которая чистит рыбу. Картина полна большого внутреннего спокойствия, фигуры и натюрморт написаны весьма материально. Е.А.Григорьева считает, что несмотря на некоторую черноту, картина отличается очень красивыми колористическими отношениями зелёного к серебристо-серому и чёрному. Прекрасно изображены бочонок с живой рыбой, колесо, маленькие серебристые рыбки в блестящей чешуе. Клодт получил за эту картину серебряную медаль.

В 1857 году художник Владимир Сверчков едет в Париж в качестве пенсионера Академии художеств. С ним родители отправляют и молодого Клодта для ознакомления с западным искусством. В Париже он некоторое время учится у художника Глеза, затем у Тома Кутюр, типичного представителя французского академизма.

Клодт М.П.: В комнате, 1859, картон, акварель, белила, карандаш, Третьяковская галерея
Клодт М.П.: В комнате, 1859, картон, акварель, белила, карандаш, Третьяковская галерея

Возможно, что достижения французского искусства в области тональной живописи сказались на последующих картинах Клодта "Больной музыкант" и "Последняя весна".

Клодт Михаил (1835-1914):  БОЛЬНОЙ МУЗЫКАНТ, 1859 год, 39 x 51,2, холст, масло, Третьяковская галерея
Клодт Михаил (1835-1914): БОЛЬНОЙ МУЗЫКАНТ, 1859 год, 39 x 51,2, холст, масло, Третьяковская галерея

В картине "Больной музыкант" показано, что в доме чисто и уютно, но разбросанные вещи создают беспорядок, который свидетельствует о трудных обстоятельствах в жизни семьи. Усталая жена дежурит у постели больного, погрузившись в печальные думы. Округлости форм молодой женщины показывают, что она ожидает ребенка. Лицо больного находится в полутени, оттого кажется почти восковым, но оно спокойно и умиротворенно, правда, художник не скрывает худобы его тела, что подтверждает догадку о тяжелой болезни. Справа у кровати нехитрая домашняя утварь: кувшин, чайник; здесь же, на полу, футляр скрипки и музыкальные мехи, рассказывающие о занятиях хозяина дома. На стене - графический портрет немецкого композитора Вебера, основоположника романтической оперы, и маленькое распятие – непременная деталь скромного быта бедной французской семьи. Цветовая композиция строится на оттенках красного, терракотового и малинового цветов, которые словно обнимают всю сцену, погружая молодых супругов в атмосферу тепла человеческих отношений. Слева, откуда-то сверху, скорее всего, из окна, в центр композиции льется утренний солнечный свет. Начинается новый день, быть может, ужас ночных переживаний покинет этот дом навсегда? (ист. Моя Третьяковка)

Клодт Михаил (1835-1914): ПОСЛЕДНЯЯ ВЕСНА, 1861 год, 71 x 100, холст, масло, ГТГ
Клодт Михаил (1835-1914): ПОСЛЕДНЯЯ ВЕСНА, 1861 год, 71 x 100, холст, масло, ГТГ

В картине Клодта «Последняя весна» проявился глубокий лиризм художника. Тема умирающей от чахотки девушки, встречающей свою последнюю весну, решена удивительно просто и правдиво. Прекрасно передан поток солнечных лучей, льющихся из открытого окна, через которое виден весенний благоухающий сад. Контраст цветения пробудившейся природы и угасающей молодой жизни очень тонко передан художником. Солнечные лучи, падающие золотыми бликами на пол, оттеняют холодную белизну подушки и подчеркивают изможденное лицо девушки. Ещё сильнее контрастирует с её прозрачной хрупкостью фигура девушки, сидящей у ног больной. Она поражает ярким румянцем, блеском пышных волос под сеткой и всем своим цветущим видом, полным жизни и сил. В полумраке за ширмой плачущая старушка-мать шепчется с врачом. Золотистые тона усиливают лиризм картины.

К парижскому периоду 1859 года относится ряд жанровых рисунков Клодта. Один из них "Покинутая". Грациозный силуэт стоящей в профиль женской фигуры отличается большой воздушностью.

Клодт Михаил (1835-1914): ПОКИНУТАЯ, 1859, бумага кремовая, сангина, мел
Клодт Михаил (1835-1914): ПОКИНУТАЯ, 1859, бумага кремовая, сангина, мел

Молодая красивая женщина с едва выступающим животиком стоит у полки с туалетными принадлежностями и снимает кольцо с пальца или, возможно, смотрит на палец, где должно находиться обручальное кольцо. Художник не стремится к детальной точности, предпочитая будить фантазию и сострадание зрителя, который, безусловно, знает, что перстень или кольцо на безымянном пальце левой руки означают либо помолвку, либо уже семейный статус.

В этих картинах появились новые качества, которые будут характеризовать Клодта на протяжении его последующего творчества: искреннее сострадание к обездоленным маленьким людям, сочувствие их горю.

Клодт М.П.: Шорник, 1860-е, Донецкий художественный музей
Клодт М.П.: Шорник, 1860-е, Донецкий художественный музей

В 1861 году Клодт оканчивает Академию художеств и в январе 1862 года вторично едет за границу, на этот раз в качестве пенсионера Академии художеств. С 1859 года жанристов вместо шести лет стали отправлять в Европу на три года. Другие три года они должны были изучать быт родной страны, путешествуя по России.

За границей Клодт пишет картину "Пряха".

Клодт М. П.(1835, Санкт-Петербург —1914, Санкт-Петербург): Пряха, 1863                            Холст, масло. 40 x 50, Русский музей
Клодт М. П.(1835, Санкт-Петербург —1914, Санкт-Петербург): Пряха, 1863 Холст, масло. 40 x 50, Русский музей

Картина изображает сидящую за прялкой старушку в очках. Золотистые лучи солнца заглядывают в комнату. Они спокойно ложатся на плиты каменного пола, освещают белый чепец пряхи. На простом деревянном стуле стоит посуда. Очень выразительна белая с чёрным собака, расположившаяся у ног старушки. Она настороженно смотрит на корзинку, стоящую на сундуке, откуда выглядывают щенята. Красный клубок шерсти на подоконнике горит ярким пятном; тот же красный, но более приглушенный цвет повторяется в половике около железной печурки. В колористическом отношении картина очень сдержанна и скромна. Она построена на сочетании темно-синих и приглушенных темно-коричневых и красных тонов, данных в затемненном пространстве. Рассеянный свет падает из окна. За ним расстилается мирный сельский пейзаж. В картине есть ощущение уюта. Это привычная тема Клодта - изображение жизни простых людей, противопоставление юной жизни, свежести зелени, солнца за окном мирной старости, такой спокойной в тихом интерьере. Посредством мира вещей, любовно написанных, художник передаёт внутреннее состояние человека. Картина отличается большой теплотой и непосредственностью.

В марте 1865 года художник возвращается на родину и начинает преподавать в Петербургской рисовальной школе. Из воспоминаний С.И.Лаврентьевой, одной из учениц школы, мы узнаем, что он был прекрасным учителем. Летом 1866 года Клодт путешествует по России, собирает материал, на основе которого пишет картины "Возвращение с поля" и "Молитва перед крещением". За них Клодт получает звание академика.

В.В.Стасов пишет:

"Клодт начинает теперь писать гораздо светлее прежнего. Чернота тонов, так неблагоприятно действовавшая в последних его картинах, кажется скоро у него совсем исчезнет..."

В 1871 году Клодт пишет "Чёрную скамью". Картина является зарисовкой народных обычаев. Дело в том, что в Финляндии в начале XIX века существовали церковные суды, имевшие право наказывать за проступки. Когда же преступления превышали полномочия таких судов, общество изгоняло преступников из своей среды. Это происходило в присутствии всего народа в кирхе, обычно по воскресным дням. Осужденные сидели на специальной "чёрной скамье", а когда пастор обращался к ним с речью, они должны были слушать её, стоя на коленях.

Клодт Михаил Петрович: «Черная скамья», 1872  Холст, масло 132,5 x 161,5 см     Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Клодт Михаил Петрович: «Черная скамья», 1872 Холст, масло 132,5 x 161,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед нами интерьер кирхи с холодными стенами серого цвета. Огромная хрустальная люстра спускается с потолка. Одетый в чёрное, пастор обращается с речью к окружающему его народу. Перед ним стоят на коленях двое осужденных: один из них смущенно опустил голову; другой смотрит прямо на зрителя. В его жёстком взгляде упорство. Горько плачет упавшая на колени старушка - видимо, мать одного из преступников. Художник попытался создать психологические характеристики прихожан, слушающих речь пастора. В.А.Григорьева считает, что это ему не удалось. Чувства лишь слегка намечены, но не выражены художником, а персонажи картины глубоко статичны.

В 1870 году М.П.Клодт, вместе с И.Н.Крамским, Г.Г.Мясоедовым, В.Г.Перовым и Н.Н.Ге, становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.

Клодт М. П.: «Казначейша. Въезд улан», 1862 год, Холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
Клодт М. П.: «Казначейша. Въезд улан», 1862 год, Холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

Картина Клодта "Въезд улан" написана на сюжет известной поэмы Лермонтова "Казначейша". Художник умело передал уездный быт 30-х годов, обстановку дворянского дома. Выразительны лица полуодетых девиц у открытого окна. Картина носит иллюстративный характер.

Клодт М.П.: Девушка за письменным столом, 1874, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Клодт М.П.: Девушка за письменным столом, 1874, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Клодт Михаил Петрович: "Швея". 1875, Холст, масло. 60 x 45 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург
Клодт Михаил Петрович: "Швея". 1875, Холст, масло. 60 x 45 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

В 1875 году на 4-й Передвижной выставке появляется картина Клодта "Швея" ("Подвенечное платье"), где изображена девушка, грустно поникшая над чужим свадебным нарядом, который она шьёт, задумавшись над собственной невеселой судьбой. Это та же постоянная тема Клодта - изображение жизни маленьких людей. Цветовая гамма построена на холодных голубовато-серых тонах. От густо-синей занавески падают голубоватые рефлексы на печальную фигуру девушки в серо-голубом платье, на серебристую белизну подвенечного наряда, брошенного на стул. Сумрачная комната с холодной серой стеной ещё больше усиливает состояние глубокой печали, в которою погружена молодая швея.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914)«Перед отъездом на войну», 1878
Клодт Михаил Петрович (1835-1914)«Перед отъездом на войну», 1878

В картине "Перед отъездом" изображено прощание сына, уезжающего на фронт, с матерью. Картина написана во время русско-турецкой войны. Горе матери, провожающей сына, передано настолько выразительно, что картина заслужила одобрение критики, в частности Крамского, тронутого её простотой и искренностью.

Клодт М.П.Клодт: Терем царевен, 1878, Пермская государственная картинная галерея, холст, масло, 91 х 126 см
Клодт М.П.Клодт: Терем царевен, 1878, Пермская государственная картинная галерея, холст, масло, 91 х 126 см

На 6-й Передвижной выставке 1878 года появляется картами "Терем царевен". В ней исторически верно передана обстановка и детали быта русского терема XVI-XVII веков. Картина представляет археологический этюд русской старины, написанный художником с большой любовью и знанием эпохи.

Клодт Михаил Петрович: В тереме
Клодт Михаил Петрович: В тереме

Клодт М.П.: Милостыня царицы, 1880, Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Клодт М.П.: Милостыня царицы, 1880, Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Восторженно встречает Крамской картину Клодта "Милостыня царицы" ("Царица посещает тюрьмы"). В ноябре 1880 года он хвалит её в письмах к Третьякову и Репину.

Клодт Михаил Петрович: У больной, 1885, Одесский художественный музей
Клодт Михаил Петрович: У больной, 1885, Одесский художественный музей

Клодт М.П.: «Евгений Онегин». Татьяна, 1886, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, картон, масло, 60,8 х 32,1 см
Клодт М.П.: «Евгений Онегин». Татьяна, 1886, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, картон, масло, 60,8 х 32,1 см

В 1885 году Клодт пишет "Татьяну". Клодт для своей картины выбирает тот момент, когда Татьяна встречает зарю у окна. За окном зеленеет пробудившийся сад. Солнечные блики падают на бронзовую вазу с розами, стоящую на подоконнике, ложатся на занавеси, слегка задевают красное дерево овального столика и стоящий на нем бронзовый канделябр. В этой картине, скромной по колориту, единственным ярким пятном являются пышные розы, которым вторит такого же цвета пояс на платье Татьяны. Но самый образ пушкинской Татьяны не был найден художником. В образе отсутствует глубина переживания, но костюм, прическа девушки, вся обстановка комнаты точно передают эту эпоху.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914)«Гоголь Н.В. Конец «Мертвых душ»», 1887 Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Клодт Михаил Петрович (1835-1914)«Гоголь Н.В. Конец «Мертвых душ»», 1887 Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

В картине "Конец "Мертвых душ" перед камином сидит полураздетый Гоголь с щипцами в руках. В огне пылают рукописи второй части "Мертвых душ ". В.В.Стасов считает, что Гоголь очень похож, прекрасно переданы его поза и жест.

Клодт М.П.: Марина Мнишек с отцом под стражей, 1883, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, холст, масло, 83 х 112 см
Клодт М.П.: Марина Мнишек с отцом под стражей, 1883, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, холст, масло, 83 х 112 см

Повышенный интерес к историческому прошлому страны сказывается в изучении художником быта, подробности которого воссоздаются с археологической точностью. В картине "Марина Мнишек с отцом под стражей" Клодт пытается передать и психологическое состояние героев.

Клодт М.П.: Ивану Грозному являются тени им убитых, Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
Клодт М.П.: Ивану Грозному являются тени им убитых, Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Клодт М.П.: За чайком, 1889, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Клодт М.П.: За чайком, 1889, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Клодт М.П.: Колдунья, 1891, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Клодт М.П.: Колдунья, 1891, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1896 году в "Ниве" появляются его рисунки, изображающие отжившие уличные типы Петербурга: фонарщик, факельщик, немец-булочник и др.

Клодт Михаил Петрович: Осиротевшие, 1897, Третьяковская галерея
Клодт Михаил Петрович: Осиротевшие, 1897, Третьяковская галерея

В 1895 году Клодт начинает работать в качестве реставратора-живописца при Эрмитаже.

Клодт занимался офортом под руководством историка искусства А.И.Сомова. На протяжении всей жизни Клодт выполнил около тридцати офортов.

Михаил Клодт. Эскизы костюмов Весны и Снегурочки. >Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Михаил Клодт. Эскизы костюмов Весны и Снегурочки. >Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

М.П.Клодт работал также в области театрального костюма. В.В.Стасов писал, что художник создал очень интересные рисунки костюмов для оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".

Клодт Михаил Петрович: Мечты (Отрок Христос), 1913
Клодт Михаил Петрович: Мечты (Отрок Христос), 1913

До самой смерти в 1914 году, Клодт выставлял свои произведения на передвижных выставках. Из отзывов современников мы знаем, что это был человек на редкость отзывчивый, чрезвычайно скромный и благожелательный. Клодт был скромным художником, но он сумел выразить в жанре волновавшие русское общество чувства, пробудить в зрителе сострадание к своим скромным, обездоленным героям. Лучшие работы художника и сейчас продолжают волновать зрителя.

Источники: материалы Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Викисклад (фото). Очерк о жизни М.П.Клодта, В.А.Григорьева, изд. Искусство, Москва, 1962

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.