Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

«Искусство прикуски», чай по-русски или как художник Репин экономил

Писатель и журналист Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859) в 1843 году опубликовал сборник «Очерки русских нравов». В очерке «Русская ресторация» есть чудесные строки. «Прикуска – это такое искусство, которому я не мог никак научиться, пробовав несколько десятков раз, из одного любопытства. Каким образом сохранить во рту кусок сахару, обливая его горячею водою, – это для меня до сих пор непостижимо! Но русские люди пьют по десяти чашек с одним куском сахару и, держа его во рту, разговаривают, не картавя. Как это делается – мне никто не мог растолковать, я предоставлю разрешение этого таинства ученым анатомам». В 1848 году бытописатель Москвы Иван Тимофеевич Кокорев писал, что «настоящие чаепийцы» пьют вприкуску, «понимая, что сахар употребляется для подслащивания, а не для рассиропливания чаю». А Николай Семенович Лесков так рассказал о пребывании тульского мастера Левши в Лондоне. «... И там ему чай наливали и спрашивали: «Для чего вы морщитесь?» Он отвечал, что мы, говорит, очень сладко не приучены. Тогда ему по-русски вприкуску подали. Им показывается, что этак будто хуже, а он говорит: «На наш вкус этак вкуснее».

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Новь» (1877 год) нигилистка- революционерка Фекла Машурина для конспирации берет имя итальянской графини Рокко ди Санто-Фиуме. Под ним она и приезжает в Санкт-Петербург из-за границы. «Машурина взяла чашку, кусочек сахару и принялась пить вприкуску. Паклин рассмеялся уже начисто. – Хорошо, что полиции здесь нет, а то итальянская графиня... как, бишь? — Рокко ди Санто-Фиуме, – с невозмутимой важностью проговорила Машурина, втягивая в себя горячую струю. – Рокко ди Санто-Фиуме, – повторил Паклин, – и пьет вприкуску чай! Уж очень неправдоподобно! Полиция сейчас возымела бы подозрения».

Сахар на фрагменте картины Андрея Андреевича Попова «Мастеровой за чаепитием» (1865 год) из собрания Пермской государственной картинной галереи
Сахар на фрагменте картины Андрея Андреевича Попова «Мастеровой за чаепитием» (1865 год) из собрания Пермской государственной картинной галереи

Полистаем книги, почитаем, что еще писали о традиции пить чае вприкуску ее современники.

Декабрист Николай Александрович Бестужев, «Шлиссельбургская станция» (1830-1832). «Чтобы составить кружок, я пригласил к чаю смотрителя (проездной станции в Шлиссельбурге) и его жену. Хозяйка, которой наряд состоял в повязке на голове и камлотовой юбке, принимая мое приглашение, набросила на плечи черный шелковый платок и скинула головную повязку, чтобы показать, что она не из простых, а носит косу с воткнутым в нее роговым гребнем. Она пила чай вприкуску; после четырех чашек с крайнею учтивостию опустила назад в сахарницу обгрызок сахара, оставшийся от ее экономных зубов».

Владимир Александрович Соллогуб, «Тарантас», 1845. В одном из эпизодов произведения купцы на постоялом дворе приглашают гостя к чаю: «Выпей-ка вприкусочку на здоровье».

«Купцы за чаепитием» – иллюстрация князя Григория Григорьевича Гагарина к повести Владимира Александровича Соллогуба «Тарантас». Из издания 1845 года
«Купцы за чаепитием» – иллюстрация князя Григория Григорьевича Гагарина к повести Владимира Александровича Соллогуба «Тарантас». Из издания 1845 года

Григорий Петрович Данилевский, «Воля», 1863. «Где был? – спросил отец. — Не спалось; размяться ходил; на новом месте, знаете... – Я вот все твоей матери смеялся, что, смотри, опять Илько тягу дал. Садись, пей чай. Вприкуску или внакладку хочешь? У нас настоящий полурафинад. В городе берем... Пей!»

Илья Александрович Салов, «Николай Суетной», 1881. «Мы уселись за чайный стол. – Вы как, внакладку или вприкуску пьете? – спросил я. – Признаться, я пью с медком-с... – Ну, меду у меня нет... – Так позвольте вприкусочку-с... Абрам Петрович опрокинул чашку на блюдечко, положил на дно чашки обгрызенный кусочек сахара, встал, отер руку о платок и, подав мне ее, проговорил «покорнейше благодарим».

Евгений Андреевич Салиас, «Аракчеевский сынок, 1888. «Марфуша принялась за чай... вылив на блюдце, пила вприкуску с видимым удовольствием, и пощелкивая сахаром».

Маленькие кусочки сахара видны и на картине Александра Ивановича Морозова (1904 год) «За Чаепитием» из собрания Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко
Маленькие кусочки сахара видны и на картине Александра Ивановича Морозова (1904 год) «За Чаепитием» из собрания Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко

Очеркист и публицист Александр Павлович Чехов, старший брат знаменитого Антона Павловича Чехова, «В гостях у дедушки и бабушки», 1912 год. «Посередине стола стоял маленький и давно уже не чищеный самоварчик. Сахар помещался в старой жестянке из-под монпасье. Чайник был без носка. Пили из разнокалиберных чашек и пили вприкуску, стараясь кусать как можно громче». Дед Александра и Антона Павловичей Чеховых происходил из Воронежской губернии, из крепостных. В 1844 году после освобождения их крепостной зависимости переехал с семьей в Приазовье, где стал сначала писцом, а потом управляющим в имениях графа Ивана Матвеевича Платова и его дочери, расположенных в семидесяти верстах от Таганрога.

Сахар к чаю считался деликатесом. И чай внакладку, то есть с положенным в него сахаром, для многих был роскошью не по карману. Читаем дальше.

Николай Алексеевич Полевой, «Мешок с золотом», 1839. «Федосей (крестьянин) живал на добрую стать: только у него и у старосты в целом селе были самовары, и когда, бывало, поразгуляются гости, то самовар и на стол, и пока осушат его, воды не жалеют; чай пивали у него все гости с сахаром, вприкуску, и многие, жалея сахара, уносили кусочек его домой ребятишкам, а желтую воду, которую называли чаем! выпивали так, просто».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «Госпожа Музовкина», 1857. Героина очерка губернских нравов – Марья Петровна Музовкина, «маленькая и худощавая старушка», «неимущая» дворянка. Тому, кто пригласил ее к совместному чаепитию говорит: «Уж если будет ваше одолжение, милостивый государь, то позвольте чашечку и мне, но без сахару, потому что я, по моим обстоятельствам, вынуждаюсь пить вприкуску».

наменитое «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» Василия Григорьевича Перова (1862 год) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Интересно, как пьет употребляет лежащий на столе сахар герой картины – внакладку или вприкуску?
наменитое «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» Василия Григорьевича Перова (1862 год) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Интересно, как пьет употребляет лежащий на столе сахар герой картины – внакладку или вприкуску?

Павел Иванович Мельников-Печерский, «На горах». 1875-1881. «Не клади-ка ты, сударыня, в накладку-ту мне, сахар-от нонче ведь дорог. Мы ведь люди недостаточные, вприкусочку все больше. Да не один сахар, матушка, все стало дорогим-дорогохонько, ни к чему нет приступу».

Лингвист, фольклорист, историк литературы Федор Иванович Буслаев, «Мои вспоминания», 1897. В 1834 году Буслаев поступил в Московский университет. Происходил он из небогатой семьи, студентом был казеннокоштным. «И чай пили экономно: на троих, даже на четверых и пятерых спрашивали только три пары чаю, т. е. шесть кусков сахару, и всегда пили вприкуску несчетное количество чашек, и потому с искусным расчетом умели подбавлять кипяток из большого чайника в маленький с щепоткою чая. С того далекого времени и до сих пор я не иначе пью чай, как вприкуску, только не такой жиденький. Разумеется, многие из нас были без копейки в кармане, а все же каждый день ходили в трактир и пользовались питьем чая».

Илья Ефимович Репин, «Далекое близкое» 1912-1917. В 1863 году девятнадцатилетний будущий прославленный художник приехал в Санкт-Петербург – поступать в Академию художеств. Экономить приходилось на всем, и вот как описывает Репин первые дни в городе. « У меня был еще из Чугуева чай и сахар. Я зашел в мелочную лавку, купил два фунта черного хлеба. Добравшись домой усталый, к вечеру я заказал самовар и до полного блаженства распарился моим напитком, закусывая черным хлебом. Мой хлеб стоил три копейки, а чай – шестьдесят копеек за фунт, сахар вприкуску тоже недорого обойдется! «Ведь вот чем можно питаться», – подумал я. Я так обрадовался своему открытию, что даже окрылился перед опасностями; страх мой перед возможностью голодной смерти отходил. Старушку, приносившую мне самовар (дальнюю родственницу хозяев квартиры), я попросил посидеть мне с чулком в свободные минуты и с горячим увлечением начал писать красками с нее этюдик, тонко-тонко выписывая на картончике ее нежные морщинки».

Александр Павлович Чехов, который постоянно нуждался в деньгах, шутливо писал в 1899 году брату-писателю Антону Павловичу: «В виду расходов, которые вызовет твой приезд, сегодня же делаю распоряжение, чтобы все в доме пили чай вприкуску, а не в накладку...».