Бог дарующий, бог – податель тепла и хлеба, сын небесного отца Сварога, брат священного огня. Один из тех, чьи идолы стояли на капище князя Владимира. Дажьбог, Даждьбог, Даждь... Тот, чье имя, вероятно, сохранилось до сих пор в простой и понятной фразе "Дай бог!". Особенно, когда она звучит в древнем, дохристианском напеве...
Да, бог
«Ой як же было испрежди века / Ой Дай Бог. // Ой як не было Неба и Земли / Ой Дай Бог…» – зачинается одна из самых живописных и древних украинских колядок (адаптация под современный русский – вольная). Далее речь идет ни много ни мало – о творении мира, о поднятии Земли из глубин изначального океана.
Также о начале мира повествует и народная сербская сказка, чьим персонажем является некто «Дабог». Персонаж он здесь сугубо отрицательный – горделивый земной царь в противоположность Царю Небесному. Господь только создал Землю, и она была совершенно плоской, но слишком большой и не влезала под Небо. Дабог насмехался над стараниями Бога на «собрании нечестивых». Посланная Богом пчела все подслушала и хотела улетать, но Дабог ее заметил и наслал ей вслед ветер с дождем. Тополь не даль пчеле приюта, зато спасли базилик и ладан – с тех пор базилик и ладан благословенны, а тополь обречен быть пораженным молнией в грозу. Однако, помимо хулы на Бога, пчела подслушала у Дабога как поступить с Землей и небом: приказать четырем ветрам дуть с четырех сторон, чтобы они сжали Землю, и появились бы холмы, горы и долины. Так Господь и сделал.
Получается, планы нечестивого царя помогли сотворить мир. Да и сила у него в этой сказке вполне сравнима с силой Бога.
Также равны по силе Господь и Дабог в другой сербской сказке…
«Был Дабог царь на Земле, а Господь – на Небесах» и к Господу отходили души праведников, а Дабог пожирал души грешников. И вот, решил Господь, что Дабог поглотил слишком много, послал апостола Фому выведать, как победить Дабога. И тот выдал тайну – силы и правда равны, но если у Господа родится сын, то вот он сможет победить Дабога. Когда же Господь породил сына, Дабог впал в бешенство и так разверз свою пасть, стремясь поглотить молодого противника, что нижняя челюсть волоклась по Земле, а верхняя достигла Неба. Тогда Сын Божий воткнул копье в нижнюю челюсть Дабога и поставил копьё поперек гигантской пасти. И вывел души из чрева чудовища в
Небеса.
Оба сюжета записаны в 1866 году священником Ж. Радоничем.
Но как же благой Даждьбог вдруг сделался злодеем «Дабогом», антиподом Бога? Можно предположить, что пред нами результат демонизации языческого образа в эпоху Христианства – что Даждьбога не просто со временем очернили… а сместили на роль злодея с центральной. Сохранилось лишь то, что его сила равна силе Бога, что, возможно, это он участвовал в творении мира напрямую. Но что если это он победил того, кто пожирает души?..
Что же это тогда за чудище, пожирающее души? Подобное есть в мифологии сибирских народов и на его образ обращал пристальное внимание академик Рыбаков в своих работах о язычестве. Это чудовище – Ящер.
Низвержение змея
Сохранились бронзовые бляшки, изображающие Ящера как низовую, темную часть мироздания и даже с чревом, полным силуэтов других живых существ – строго говоря, они были сожраны чисто символически и ждали своего перерождения в высших сферах.
В статье про Сварога, отца Даждьбога (уникальный случай для русской мифологии – установленное родство!), мы уже упоминали о борьбе небесного божества со Змеем-Ящером, требующим человеческих жертв. Основываясь на «народной биографии» святых Кузьмы и Демьяна, «преемников Сварога», можно сделать вывод, что именно бог-кузнец победил кровожадное чудовище, требовавшее человечьих жизней – вероятно, хтоническое божество предыдущей, уходящей эпохи.
Кузьма и Демьян по легенде боролись с плотоядным ящером вдвоем. Быть может, и Сварог был не один, а если не с братом – то с сыном? А быть может, Даждьбог и был тем сыном бога (пусть не Бога-творца, но небесного бога), олицетворением света, побеждающего мрак?
Бог света, побеждающий змея – это база для индоевропейской мифологии. По мнению некоторых ученых, по крайней мере.
Другие мифологии – это, безусловно, ценные доказательные базы. Часто образы славянских богов реконструируют с оглядкой на индийскую, ведическую, финно-угорскую, скандинавскую, греческую... Но довольно редко обращают внимание на кельтскую. Хотя, например, в имени богини Макоши некоторые исследователи усматривают кельтское слово «magos» – поле. Да и Велес, если посмотреться к чертам и функциям, слишком напоминает Кернуноса – кельтского рогатого бога, связанного с природой и загробным миром.
Возможно, «аналог» есть и у Даждьбога.
Всеблагой
Бог Дагда – это буквально «хороший бог», в чьем ведении были погода и урожай, смена времен года, обладатель волшебного неиссякаемого котла с пищей. Другой его атрибут: посох, одним концом убивающий, а другим – воскрешающий. Кстати, сменой сезонов, судя все по тем же украинским обрядовым песням, заведовал и Даждьбог – он «замыкал» зиму и «отмыкал» весну.
Дагда – олицетворение фигуры отца, высшего друида. В сагах и песнях также обладает эпитетами Всеотетц, Алый Всезнающий…
Даждьбог, если мы вспомним «Слово о полку Игореве», зовется предком русичей, а конкретно, вероятно, именно княжеского рода. Заведуя солнечным светом и теплом, он вполне мог явить и грозную свою ипостась, наслав иссушающий зной, губящий посевы.
Как бог света, дарующий хлеб и саму жизнь, Даждьбог, вероятно растворился в наступившем Христианстве, оставив элементы своего образа и в том же Георгии Победоносце, в понятии «Бог есть свет», а вероятно и в народном понимании самого Христа.
Любители неоязычества и конспирологии настаивают на том, что среди резьбы на Дмитровском соборе во Владимире изображен вовсе не царь Давид с псалтырью (музыкальный инструмент), а Даждьбог с гуслями (отметим, что арфа была одним из атрибутов того же Дагды) – что весь изукрашенный собор это гимн двоеверию. К сожалению, зодчие не оставили нам капсул времени с берестяными записками и проверить подобное мы не можем.
И напоследок. Есть еще одна версия, связывающая Даждьбога с одним вроде бы неочевидным персонажем, ставшим популярным на Руси. Эту версию поддерживал и академик Рыбаков. Согласно ей некоторые черты Даждьбога нашли отражение… в образе Александра Македонского. Именно этот царь обрел на Руси невероятную популярность. В сравнении с европейской и, особенно, античной литературой произведений русской до нас дошло не так много. Но Александру, еще в греческой культуре сравниваемому с солнечным Аполлоном, нашлось особое место. Памятна для русских авторов была легенда о путешествии Александра на небо в колеснице, запряженной прирученными им грифонами.
Пусть эта смысловая связь довольно зыбкая, но она становится интереснее, когда вспоминаем, что предками праславян порой называют сколотов – скифский народ. А золото скифов стерегли именно грифоны.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)