Найти в Дзене

5 принципов градостроительства, от которых давно пора отказаться

Оглавление

Раньше я не понимала и не принимала принципов, о которых ниже поцдет речь, считая, что у нас и так все хорошо. Но всегда есть, к чему стремиться.

И да, сразу скажу, что конечно я далеко не первый человек, кто об этом говорит. Но судя по общению с разными людьми я понимаю, что подобные темы надо поднимать чаще и больше. Поэтому и пишу.

Также приглашаю в свой телеграм-канал Ехал Грека по проспекту (там еще больше про город).

Зачем вообще от чего-то отказываться?

Потому что так устроен мир. Это абсолютно нормальное явление, когда новое вытесняет старое, диалектический закон отрицания отрицания в действии и на практике. Чтобы появилось что-то новое и хорошее, от чего-то пора отказаться и оставить в прошлом.

Принципы, от которых стоит отказаться в городе

В городе, не за городом, это важно.

1. Велосипед нужен исключительно для туризма, спорта и отдыха.

Знаете или помните фильм "Поехавшая"? Главная героиня решила отправиться в велопутешествие с Москвы до Нижнего Новгорода, а потом укатила на Алтай, если я не ошибаюсь. То есть, огромную часть страны, и практически нигде ее не показывали в городе, только на загородных дорогах или деревенских, сельских улицах.

Источник: veloclub34.ru
Источник: veloclub34.ru

Потому что в большинстве городов негде проехать на велосипеде. Потому что традиционно считается, что велосипед только для развлечения, поэтому дорожки тоже только для развлечения и часто сделаны не очень хорошо

Как вам велодорожка?
Как вам велодорожка?

Кстати, еще нашла подборку отвратительных дорожек - здесь.

Велосипед может быть повседневным транспортом либо же еще одним транспортом вместе с автомобилем и другими видами транспортами. А как же климат? У нас же в России бывает холодно. Но в Монреале, одном из самых велосипедных городов в мире, зимы тоже снежные, холодные и ветреные. А как же одежда? В офис же не поедешь в костюме и на велосипеде

Милан, велосипедисты, фото взяла в телеграмм-канале Velonation"
Милан, велосипедисты, фото взяла в телеграмм-канале Velonation"

Почему так важно сделать велоинфраструктуру и пересадить людей на велосипеды?

  • Борьба за экологию. Велосипеды вроде как не выделяют угарного газа, если я не права, поправьте в комментариях.
  • Возможность снизить уровень пробок. "Надо просто сделать еще одну полосу, и будет все отлично, пробки исчезнут". Но это так не работает, чем шире дорога, тем больше там транспорта. И, кстати, это ведь так оно и есть. Все мы выбираем наиболее удобный путь добраться и едем туда, где больше возможностей проехать. Поэтому важно создать условия, чтобы люди частично отказывались от автомобиля в пользу велосипеда. Нет, не обязательно полностью отказываться от автомобиля, можно и совмещать.
  • Велосипед оздоровляет организм, автомобиль - нет.

2. Сначала в городе нужно сделать все дороги, залатать дыры, а потом уже заниматься этим самым благоустройством

Часто вижу в обсуждениях как люди возмущаются появлению новой ёлки на площади, новых парков и скверов для отдыха, приговаривая, что сначала нужно сделать что-то необходимое типа дорог, больницы, детского сада (нужное подчеркнуть, можно дополнить).

Да, это важно и необходимо. Но надо понимать, что для горожан необходимо делать для всех сфер, и в том числе важна и крайне необходима сфера досуга. Если людям негде отдыхать и нечему радоваться, то негатив к отсутствию необходимых составляющих в городе будет только расти.

Работать и делать город лучше надо во всех направлениях. Иначе городская среда будет унылым, скучным, серым и утилитарным по своему назначению. Хочется жить в таком месте? Не думаю.

3. "По газону не ходить"

А еще нельзя ходить по дороге (это логично, я не с этим спорю), потому что нет пешеходных маршрутов, бульвары сносят, скверов не так много, остаются не большие тротуары около широченных дорог рядом с домами.

И главное, что мы думаем, что это норма! Это катастрофа.

Мне недавно сказал один человек:

"вообще-то Невский проспект идеально подходит для прогулки"

Нет не подходит, давайте посмотрим на фото и сравним:

Невский проспект
Невский проспект
Копенгаген, источник dzen.ru
Копенгаген, источник dzen.ru

Нет, я знаю, что к Невскому проспекту примыкают пешеходные улицы, и также знаю, что многие любят Невский проспект, и мне он тоже нравится. Но он сам по себе далеко не идеально подходит для пешеходных прогулок.

Пора отказаться от неравномерного распределения улиц, причем речь идет не только об автомобиле. У нас часто дорожки делаются не по потребностям людей, а по каким-то другим принципам, видимо, чтобы на карте было красиво. В итоге люди ходят по земле и протаптывают свои тропинки.

И да, газон тоже можно сделать для людей.

4. Двор для парковки

Кому мешают машины и почему во дворе их быть не должно?

  • это небезопасно, во дворах случается много дтп с пешеходами, потому что водитель едет зачастую 40 км/ч (20 км разрешенные + 19 км сверху можно превышать) и не видит людей за припаркованными авто. И да, пешеходу тоже не всегда видно машины
  • просто места нет, автомобилисты часто не обращают внимание на пешеходные тропинки и ставят рядом с ними машину, и с коляской, например, там уже не пройти.
  • это просто отвратительное зрелище.
Источник: spbguru.ru
Источник: spbguru.ru

Как вам вид за окна? Вдохновляет?

Нет, я ни в коем случае не призываю сейчас встать и убрать машину со двора (мой автомобиль тоже запаркован под окном). Потому что больше негде. Где парковать машину? Да, я знаю, что есть урбанисты, кто призывает к полному отказу от автомобиля и воспользоваться общественным транспортом, тем же самым велосипедом или самокатом, или пешком на двух своих. Но это тоже не выход.

В новых домах должен быть подземный паркинг. Там, где их уже нет, нужны нормальные паркинг рядом с жилыми комплексами, но не во дворе.

Двор должен быть уютным и подходящим для прогулок рядом с домом.

5. Внеуличные переходы

источник: gipernn.ru
источник: gipernn.ru

Ну почему именно пешеходы должны тратить свое время, чтобы обойти дорогу под или над землей? Кто мобильнее? Маломобильный человек в коляске, с коляской, детьми, самокатами, пакетами и прочим или человек на машине? Я думаю, что второе, поэтому можно и нужно делать нормальные пешеходные переходы причем побольше, чем 1 переход на 2-3 км.

Неудобно, небезопасно, зато проедут машины. источник: cheb.ru
Неудобно, небезопасно, зато проедут машины. источник: cheb.ru

Тем более, что технологии позволяют делать подземные автомобильные проезды, а сверху можно сделать пешеходную зону. Не смогла найти иллюстрацию, но это все описано в книге Я. Гейла "Город для людей" (про его книгу написала статью - здесь).

Что еще почитать на моем канале?

Например, про полезные ресурсы для городских прогулок и путешествий

Приглашаю в свой телеграм-канал Ехал Грека по проспекту (там еще больше про город)