Найти тему

Ян Гейл "Города для людей": книга изменила мое представление о городах

Оглавление

Дело было более 5 лет назад, нам задали по курсу урбанистики читать книгу Яна Гейла «Города для людей».

Источник: Urban Books
Источник: Urban Books

Коротко об идее:

Еще в XX веке город потерпел масштабное нашествие автомобилей и с тех пор проектируется для водителей:

  • минимум возможностей для перемещения людей по улицам (внеуличные переходы, заборы на узких тротуарах);
  • строительство магистралей и уничтожение пешеходных улиц;
  • минимум общественного транспорта, велодорожек;
  • несоизмеримое отношение «пространство-человек» (кстати, огромные разномастные вывески есть тому результат).

(Идеи других книг, обзоры на другие статьи по урбанистике можно почитать на моем канале "Ехал Грека по проспекту")

Люди просто исчезли с улиц. Проще сесть в машину и за 30 минут добраться до работы, чем пройти через 7 кругов ада дождаться автобуса, лишний км находить, потому что ближайший пешеходник где-то на другой планете и т.д

Я читаю и думаю:

  1. Всмысле, это все неправильно? Все может быть по-другому? То есть можно сделать так, чтобы горожанин больше не протискивался через машины? А дорога не обязательно должна быть шестиполосной? А в городе можно гулять не только сбоку от проезжающих машин?
  2. Почему вообще до прочтения Гейла я об этом ни разу не задумывалась? Я сотню раз ходила по Московскому проспекту (от Московской до парка Победы в библиотеку), и куча времени уходила на подземный переход, ожидания светофора, переход через широченную дорогу, да и не всегда быстро походишь, людей много, часть тротуара - парковка для машин. И у меня даже мысли не возникало, что это неудобно (мол, это же большой город, чего я хотела?)
  3. Я точно не одна такая:
  • В соцсетях постоянно вижу обсуждения на тему того, какие пешеходы ужасные, не могут пройти лишний км до пешеходника, посмели перейти дорогу на тихой улице не на зебре;
  • на пешеходном переходе водитель может не остановиться, а притормозить с расчетом на то, что пешеход должен быстро-быстро перейти дорогу, а не в своем нормальном темпе;
  • недавно мне один человек заявил, что Невский проспект отлично подходи для пешеходных прогулок, вы знали?)

Мысль «сначала надо расчитывать на водителей, потом - на всех остальных» прочно сидит в общественном сознании.
И пока мы не изменим отношения, город людям вернуть будет намного сложнее.

Как вернуть людям город?

необходимо изменить отношение и принять, что город должен существовать для людей, не для машин, галочки, бюрократии или реализации антиутопических идей.

Изменили, а дальше что?

  1. Начать обращать внимание на окружающую среду (это произойдет само собой);
  2. Следить за новостями своего города/района. В соцсетях наиболее активно публикуются городские инициативы, предложения, идеи, в которых может поучаствовать каждый горожанин. В Telegram существует большое количество урбанистических каналов, их ведут практикующие урбанисты, архитекторы, активисты, антропологи, историки. И с недавнего времени их можно найти в одном общем каталоге.
  3. Быть готовым принять участие в городской жизни. Иногда это требует небольших усилий. Небольшой пример: на днях у меня в городе активисты собирали подписи в рамках одного обращения (не буду вдаваться в подробности), мы с дочкой смогли поучаствовать просто во время одной из повседневных прогулок, стоило только дойти до нужного места.

Даже такие маленькие шаги крайне важны в урбанистике

-2