Найти тему
elena.kaffanovskaya

Орловский спис. Как гармонично сочетать бранки.

В предыдущей статье упоминалось о красивых сочетаниях бранок, часть которых была перечислена. Пришла пора показать эти сочетания в изделии.

Здесь орнаменты-бранки плавно перетекают друг в друга, именно это плавное перетекание орнамента является оличительной чертой орловского списа.
Здесь орнаменты-бранки плавно перетекают друг в друга, именно это плавное перетекание орнамента является оличительной чертой орловского списа.

Посмотрев какие сумочки я вышиваю внукам, мой муж заказал мне сумочку-конверт с застёжкой молнией для хранения паспорта и других документов.

За работу над этим проектом я взялась с энтузиазмом. Вот где можно показать на практике как сочетаются бранки. Предполагалось вышить конверт с двух сторон, но пока расскажу о первой стороне. В качестве художественной идеи я взяла известный символ единения мужского и женского начал, а в качестве обережного контура использовала образ вселенского яйца, тем более, что овалы достаточно часто встречаются на старинных полотенцах, вышитых орловским списом. Розовый цвет - цвет любви, синий - цвет духовного восхождения. Мне нравится символика: восхождение духа в любви. Поскольку стиль орловского списа не предполагает идеальную симметрию, так у меня и получилось.

-2

В этом проекте вышивка выполнялась вертикально. Начало работы велось с самого края справа налево, постепенно продвигаясь к разделительной черте. Последовательно вышивались следующие бранки: хрясты, отрывные круги, волна, вороний глаз. Названия бранок и их вид представлены в статье "Скатерть в светском стиле орловского списа".

Во многих статьях об орловском списе подчёркивается его архаичность. Это можно увидеть анализируя орнаменты Крито-Микенской культуры. Создавать изображения, украшать вещи, основанные на орнаментальном, геометрическом узоре, явление архаичное. Посмотрите на геометрические орнаменты Крито-Микенской культуры ХVI века до нашей эры (3600 лет назад), элементы которых присутствуют и в вышивках орловским списом.

 Из книги Дж. Пелдбери «Археология Крита». Здесь мы видим следующие бранки по номерам картинок: шахматка - 7, 8, 17, шашка - 9, 25, белокос - 9, 14, 25, 26, волна - 15, стожки - 16, сосна - 5. вертикальные линии тоже присутствуют в вышивке списом, только они без названия.
Из книги Дж. Пелдбери «Археология Крита». Здесь мы видим следующие бранки по номерам картинок: шахматка - 7, 8, 17, шашка - 9, 25, белокос - 9, 14, 25, 26, волна - 15, стожки - 16, сосна - 5. вертикальные линии тоже присутствуют в вышивке списом, только они без названия.

Изобразительное искусство не может стоять на месте, поскольку каждый художник привносит своё видение, именно этим он так интересен, как, впрочем, и само искусство. Именно этим так интересны украшенные предметы народного быта, сотворённые народными мастерами, собранные и сохранённые в музеях и частных коллекциях. Они часто содержат уникальные художественные решения, которые может взять за основу творческий человек и развивать эту идею дальше.

Уже к началу ХХ-го века стали забывать символику и смыслы вышивки. Обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала её декоративная сторона, а накопленные образцы вышивок поражают своим стилем, не имеющим мировых аналогов. Они вдохновляют, побуждают как повторить их, так и создать что-то новое.

Сегодня современные художники, декораторы и иллюстраторы, да и просто творческие люди не только изучают и воссоздают древние техники и символику, но и вносят свои собственные интерпретации, вносят новые элементы, с целью сохранить и обогатить конкретный вид искусства для будущих поколений. Люди всегда хотят нового.

Вот видение дизайнера и педагога Орловского художественного училища Виктора Панкова: «Орловский спис уникален. Я лично изучал различные стили вышивки, и некоторые элементы, которые есть в списе, не повторяются больше нигде. В этом есть что-то инопланетное, космическое. Настоящий спис очень спонтанный, здесь не требуется жесткое соблюдение каких-то правил. И поэтому такой рисунок на стене дома будет и красивым, и практичным.» (из статьи «Орловский спис – полотняная загадка…,» https://ok.ru/darvedmy/topic/67405623645487)

Потенциал светского стиля орловского списа будет раскрываться постепенно и обогащаться дальнейшими работами.

Следует отметить, что явление творческого раскрытия потенциала народных вышивок не новое и получило активное развитие в самом начале ХХ века в знаменитых мастерских княгини М.К. Тенишевой в селе Талашкино Смоленской губернии. Она считается создательницей нового истинно русского стиля под названием неорусский. О ней рассказано в статье из подборки статей Всероссийского музея декоративного искусства: https://dzen.ru/a/ZGeIqCs-STSGkuvY.

-4

В этой милой работе присутствуют элементы орловского списа: чётко очерченные плавные контуры изображения заполнены геометрическими орнаментами. Прослеживается определённая наивная простота изображения, присущая народному творчеству.

Известно, что элементы и мотивы, характерные для орловского списа присутствуют в народных вышивках Смоленской и Полтавской губерний, в вышивках русского севера (Олонецкой, Архангельской и Петербургской губерний), что свидетельствует о древнем единстве народа и культуры этих регионов.

Рядом с Зиновьевым, закончившим Строгановское училище, в Талашкино работал его друг художник Бекетов, тоже выпускник Строгановки. В училище он специализировался по ткачеству и в Талашкино продолжил поиски новых красителей для домотканых тканей. Ценны его начинания в вышивальной мастерской.

В Талашкино работало более 2000 крестьянок-вышивальщиц из 50 деревень округи. Всю работу они выполняли на дому, готовую продукцию сдавали в Талашкино, там же получали холст и нитки для новых работ. В вышивках на салфетках, полотенцах, дорожках использовались народные мотивы. Основная техника талашкинской народной вышивки – древняя “строчка”.

-5

В той же манере похожей на спис выполнена вышивка древа жизни, правда со стилевым налётом популярного в то время модерна.

О некоторых изделиях художника А.П. Зиновьева критик С. К. Маковский писал, что они “обнаруживают новое понимание художественно-промышленного творчества... форма их – не подражание слепо крестьянскому кустарничеству; они уже в значительной степени современные...”'. Вот как выглядела сторона подушки, вышитая по эскизу Зиновьева.

Здесь присутствуют элементы подобные бранке штоф (на хвостиках), бранке шашка (тело) и бранке уголки (на цветочке перед мордочками белочек). Плавные контуры композиции объединены  спиральными завитками.
Здесь присутствуют элементы подобные бранке штоф (на хвостиках), бранке шашка (тело) и бранке уголки (на цветочке перед мордочками белочек). Плавные контуры композиции объединены спиральными завитками.

В этом же направлении украшать вышивкой предметы домашнего обихода начали работу орловские мастерицы в 1920 году, когда была создана фабрика «Восход» в селе Домнино. Потом фабрика стала называться «20 лет промкооперации», где те же мастерицы, вышивающие орловским списом, не только украшали им предметы обихода, но вплоть до 1970-х годов включительно, создавали настенные панно удивительной красоты, часть которых хранится в собраниях Орловских музеев.

Из книги: И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.
Из книги: И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.

О светском стиле орловского списа подробно написано в другой моей статье https://dzen.ru/a/ZkykXzX6W1qPiRRf.

Вернёмся к моей вышивке.

Чтобы лучше рассмотреть переходы о одной бранки к другой, я сделала увеличенную фотографию. Здесь видно, что в розовом варианте переход от бранки волна к бранке вороний глаз получился нечётким. Эту сбивку ритма я учла и исправила, вставив фантазийную бранку.

-8

Когда я сделала эту фотографию, сразу захотелось вышить в этом стиле пасхальное яичко, сопроводить его веточкой древа и обережными символами, оформить в рамочку и повесть на стену в доме, как советовал педагог и дизайнер Виктор Панков. В этой (синей) части вселенского яйца использованы следующие бранки (движение снизу в верх): хрясты, отрывные круги, волна, бранка без названия (я называю её крестик), волна, полосочка из дробнушек, фантазийная бранка, где за основу взят элемент катушка (дробнушка посередине и стежки сверху и снизу, захватывающие 6 нитей, она похожа на бранку хрясты, но вышивается иначе) и бранка вороний глаз.

Почему столь важны орнаментальные, геометрические структуры в домашнем обиходе? Вышивка орловским списом является предметом бытовой магии. Она должна была подпитывать цветом, структурировать пространство орнаментами-бранками, передавать энергию от созидательного образа. Охранительные геометрические знаки должны были защищать, а знаки благопожелания – правильно направлять движение жизни и исцелять.

Очевидно, что любой орнамент, хоть повторяющиеся элементы архитектуры, хоть любая узорная вязь это – вибрационная решётка, которая призвана эмоционально воздействовать на нас, это гармония, противостоящая хаосу. Обережные знаки и знаки благопожелания приятно разглядывать. Они сохранены для нас нашими предками и обладают способностью ладить, улаживать, приводить нас в баланс, то есть делать более цельными, исцелять.

Уверена, что люди, тонко чувствующие красоту, создадут в будущем настоящие орнаментальные шедевры в стиле орловского списа и подарят нам усладу для глаз и души.