Задачи на начальном этапе развития певческого голоса.
Во время развития данного от природы голоса происходит нахождение и шлифовка голосовых качеств, которые связаны с установлением певческого режима в работе голосового аппарата. Происходит согласование работы всех частей голосового аппарата, развитие силы и ловкости мышц, принимающих участие в певческой функции.
Эти навыки затем автоматизируются и дают возможность почти целиком переключить внимание на выполнение творческих задач.
Выработка этих вокальных автоматизмов представляет большой нервный труд для большинства певцов, особенно для тех, у которых естественная функция и структура голосового аппарата мало приспособлены для возникновения профессиональных качеств звучания.
Сложный период.
И здесь решающим моментом являются речевые двигательные стереотипы, которые образованы у каждого человека с детства. Звуки речи и слова мы произносим автоматически.
Пение связано со словом и осуществляется тем же голосовым аппаратом и при попытках что-либо спеть человек пользуется речевыми стереотипами. И пока вы ни начнете говорить в певческом режиме, то и певческие качества вашего голоса не смогут проявиться в достаточной мере.
Здесь стоит задача образовать нужную систему рефлексов, а иногда изменить старую (наработанную неправильно от занятий вокалом), внести в нее многочисленные изменения. Это связано с разрушением старых стереотипов, а иногда и полной их переработкой.
Эта задача очень трудна и для ученика и для педагога. Надо понимать, что вам предстоит пройти период "уже не могу петь «по-старому», но еще не достаточно освоил и закрепил новой манеры, когда старая цепочка рефлексов уже разрушена, а новая сформирована лишь в отдельных звеньях.
Часто в период перестройки создается впечатление полной потери голоса.
По мере выработки новых стереотипов голос возвращается и, в соответствии с новой координацией, его качество становится иным, появляются новые, неизвестные ранее возможности и, соответственно, новые певческие ощущения.
М. Глинка писал, что все голоса от природы несовершенны и требуют обработки.
Но в одних случаях это шлифовка блестящих врожденных данных, когда уже основные певческие функции голосового аппарата осуществляются сами собою достаточно правильно.
А в других случаях -это нахождение, формирование нужных приспособлений, координация, выявление возможностей голоса. Последнее бывает чаще всего.
Из голосов, не обладающих достаточными вокальными качествами звучания, надо сделать голос вполне пригодный для пения, как минимум.
Или надо создать полноценный «инструмент», развить его до профессионального уровня.
Насколько это удается сделать при обучении вокалу в каждом конкретном случае, решает талант педагога и способности ученика.
Успех в развитии голоса зависит, с одной стороны, от таланта педагога, сумевшего найти, подсказать и выработать те навыки и умения, которые у данного ученика вызвали к жизни лучшие звуковые результаты, с другой стороны -от способности ученика усвоить, т. е. образовать и закрепить, эти навыки.
Природные данные или упорный труд в первую очередь решают успех певца?
История вокального искусства знает примеры развития профессиональных певцов высшего класса, имевших в начале обучения весьма скромные, а иногда и вовсе профессионально непригодные голоса.
Например, не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, Нежданова, в результате упорных занятий с Мазетти значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. Об этом подробнее в статье:
Еще один пример певца Евгения Ряднова с "небольшим, но очень умным голосом" и как он сделал свой голос "умным" читайте в статье:
На примере Титта Руффо можно увидеть еще один вариант научиться петь фактически всего за 3 года, причем человек изначально и не знал про то,что у него есть голос, да еще какой силы. Это удивительная история :
Это всего три примера, которые показывают, что все зависит от человека по большому счету.
Ведь, каковы бы ни были природные данные, даже самые лучшие -"от природы поставленные" голоса требуют выработки прочных вокальных навыков.
И после выработки прочных вокальных навыков певец постоянно работает над своим голосом в течении всей певческой деятельности.