Если Шаляпин был "первым басом", Карузо — "первым тенором", то Титта Руффо был поистине "первым баритоном".
Ни один из троих не был баловнем судьбы. Всем, чего они добились, они обязаны только собственной энергии, целеустремленности и одержимости.
Максимальное раскрытие и приумножение собственных сил.
Титта Руффо (1877 — 1953) — итальянский оперный певец (баритон).
Один из наиболее выдающихся певцов-баритонов XX века. Обладал сильным голосом широкого диапазона с тщательно отработанной техникой дыхания и чистотой интонации.
Отличительной чертой Руффо был особый «тёмный» тембр, идеально подходивший для драматических ролей в операх Верди. википедия
Выступал в театрах Италии, гастролировал (в России впервые в 1905). В 1920-х гг. пел в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После 1931 оставил сцену.
Титта Руффо обладал голосом редкого по красоте и богатству тембра, широкого диапазона. Особенно близки ему были персонажи опер Дж. Верди и веристов. Партии: Риголетто, Яго ("Риголетто", "Отелло" Верди), Гамлет ("Гамлет" Тома), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини), Скарпиа ("Тоска" Пуччини). Тонио ("Паяцы" Леонкавалло), Демон ("Демон" Рубинштейна) и др.
«Что-то непостижимое для человеческого разума кроется в личности Титта Руффо, этом удивительном сплаве великого певца, великого артиста и великого человека.
Бесполезно было бы ему подражать: получится жалкая пародия на недосягаемую вершину. Но что же делать артистам, которых природа не наградила столь щедро? Остается, на мой взгляд, только одно: тщательно изучая жизнь Титта Руффо, стремиться к максимальному раскрытию и приумножению собственных сил.
А ведь очень часто певцы сходят со сцены, не сумев и наполовину использовать природные данные. Примеры? Сколько угодно! Для меня Титта Руффо был, есть и всегда будет святыней».
Тито Гобби( итальянский оперный певец (баритон), режиссёр-постановщик, актёр кино и телевидения.)
Будем "изучая жизнь Титта Руффо, стремиться к максимальному раскрытию и приумножению собственных сил".
НАЧАЛО.
Все начинают петь и научаются по-разному.
Можно сказать, что Руффо научился петь через подражание. Многие певцы так учились и примеры в статье:
Итак, из книги Лесса А.Л. - Титта Руффо. Жизнь и творчество можно узнать многое из жизни певца и о начале его пения тоже.Цитаты из книги дадут вам представление о начале Карьеры Руффо.
Вот история начала карьеры певца Титта Руффо.
1.Опера "Сельская честь".
Когда Руффо исполнилось семнадцать лет, он впервые попал в римский театр «Костанци» на оперу Масканьи «Сельская честь».Все было впервые в этот день.
Руффо впервые увидел сцену, впервые услышал симфонический оркестр, впервые услышал таких изумительных певцов, как Роберто Станьо и Джемма Беллинчиони, исполнявших партии Турриду и Сантуццы.
Опера произвела на него ошеломляющее впечатление и это определило его дальнейшую судьбу. Мог ли тогда подумать Руффо, что пройдет более десяти лет, и он сам станет знаменитым певцом и будет гастролировать в России одновременно с очаровавшей его Сантуццей — Джеммой Беллинчиони?
«Я уже видел себя на сцене перед толпами народа, — пишет Титта Руффо. — Мне хотелось петь еще... Я чувствовал, что голос у меня бьет ключом, без тени усилия, естественно, чисто и могуче... У меня явилось предчувствие полной перемены в моей судьбе. Меня ждет иное, чем мастерская. Иное, чем жизнь на ферме. Иное, чем молот и резец... Передо мною открылся новый, необъятный горизонт...»
Лесс А.Л. - Титта Руффо. Жизнь и творчество.
2.Божественный голос Бенедетти, которому подражал Руффо.
В июне 1895 года Руффо исполнилось восемнадцать лет, и в том году в жизни юноши произошло важное событие. В рождественский сочельник отец привел с собой какого-то молодого человека, случайно встреченного им в кафе, где тот пел. Звали его Оресте Бенедетти.
Сильное впечатление произвел, его голос на Руффо.
Отец предложил Бенедетти жить у них и помочь поступить в консерваторию «Санта Чечилия».
Теперь Руффо каждый день стремился как можно раньше прийти домой, чтобы еще и еще раз насладиться «божественным голосом» Бенедетти.
Он старательно копировал его пение, запоминал интонации, его манеру подавать звук.
Интересно, что через несколько лет они будут в одно и то же время гастролировать в России: в Петербурге — знаменитый, не имеющий соперников Титта Руффо, а в Херсоне, в оперной труппе, руководимой Массимо Кревер и Леопольдом Россини, — заурядный баритон Оресте Бенедетти. Недавний кумир Руффо не смог приумножить свои исключительные природные данные и, застыв в штампах оперной рутины, остановился в музыкальном и сценическом развитии.
Руффо по-прежнему продолжал работать в мастерской.
Он обладал феноменальным слухом, изумительной музыкальной памятью и без труда запоминал множество мелодий, которые почти каждый вечер слушал в исполнении Бенедетти, — запоминал настолько точно, словно разучивал по клавиру.
Часто, работая в кузнице, он напевал про себя полюбившиеся мелодии.
3. «Мама... у меня голос... баритон!»
И вот однажды, раздувая кузнечные мехи, Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти, стараясь показать, как он поет.
И вдруг Руффо в самом деле запел.
Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разливавшейся подобно наводнению.
Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от радости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, проговорил: «Мама... у меня голос... баритон!»
Каждый певец знает это ошеломляющее чувство, когда из тебя льется сильный голос! Это чувство не описать словами, голос- это крылья и, когда ты поешь-это поистине полет!
И потом Руффо уже было не остановить. С этого все и началось.
Он спел перед семьей. Все были в восторге и Бенедетти тоже.
«Черт возьми, — с радостным удивлением воскликнул Бенедетти, — вот так голос!.. Завтра же пойдём к Андреоли!»
Маэстро Кайо Андреоли, у которого учился Бенедетти, прослушав Руффо, пришел от его голоса в восторг и, обращаясь к Бенедетти, сказал:
«Это голос, который через несколько лет составит конкуренцию твоему».
4.Консерватория «Санта Чечилия».
Через год Руффо, продолжая работать в кузнице, пришел на экзамен в консерваторию «Санта Чечилия». Он спел только одну арию — арию из «Диноры» Мейербера — и тотчас был принят.
Но занятия у маэстро Персикини по существу ничего ему не дали. Персикини не смог разгадать голос новичка и был убежден, что у него бас.
Между тем, Руффо, считая себя баритоном, никак не принимал методику преподавания Персикини. Постепенно между учителем и учеником возникли отношения взаимной неприязни.
Получив несколько уроков драматического искусства у знаменитой актрисы Вирджинии Марини и несколько уроков сольфеджио, молодой певец ушел с первого курса консерватории — ушел, повздорив с Персикини, который «на прощанье» наградил Руффо эпитетами: «бездарность» и «антимузыкальный невежда».
5.Занятия с баритоном Спарапани, потом в Милане с Казини и первый контракт.
Расставшись с консерваторией, Руффо начал заниматься с бывшим баритоном Спарапани. По словам Руффо, один час занятий со Спарапани давал ему больше, чем месяц с Персикини. Однако по прошествии двух месяцев занятия пришлось прекратить: у Руффо не было денег, чтобы платить за уроки.
Одержимый неотвязчивой мыслью стать оперным артистом, Руффо вскоре отправился в Милан к известному певцу Лелио Казини. Казини сразу же оценил голос Руффо. Но он успел дать ему только несколько уроков и уехал на гастроли.
К этому времени Руффо исполнился двадцать один год, и он заключил свой первый контракт— на исполнение партии Герольда в опере Вагнера «Лоэнгрин», в театре «Костанци». Было это в 1898 году, и год этот следует считать началом артистической деятельности Титта Руффо.
Итого, что мы имеем:
- в 18 лет он узнал, что у него баритон и впервые запел,
- а в 21 уже начал петь в опере ,проучившись менее года в консерватории,
- потом проучился два месяца с баритоном Спарапани,
- потом взял несколько уроков в Милане у Казини и получил первый контракт.
За три года Титта Руффо стал практически самостоятельно оперным певцом.
Красавчик!