Интервью защитника московского «Локомотива» Евгения Морозова официальному сайту железнодорожников.
— Евгений, предлагаем вспомнить ваш дебют. Какие были ощущения, когда вы вышли на поле с первых минут?
— Конечно, немного волновался. Даже не ждал, что в том матче в стартовом составе выйду. До последнего не знал. А как вышел, так сразу ностальгия пошла… Вспомнил себя, увидев, как ребята баннер выносили на центр поля. Я же тем же занимался, когда играл ещё в Академии. Это было совсем недавно, а сейчас уже сам выхожу на поле как футболист основы.
— Всего через месяц после дебюта вы продлили контракт с родным клубом.
— Да, быстро.
— Что чувствовали в тот момент?
— Был рад. Это показало, что клуб на меня рассчитывает. Мне, конечно, приятно. Тогда, по возвращению из аренды, не так много времени до конца срока действия контракта оставалось. Была договорённость, что меня оставят, и мы подпишем новый договор. Так и случилось.
— Вернёмся к событиям двухлетней давности. С какими мыслями уходили в аренду в Астрахань?
— Я понимал, что в основу меня не берут, особо не рассчитывают на тот момент. Также знал, что во второй лиге надолго нельзя оставаться, надо подняться на ступень выше. В то время играл за «Казанку» и достаточно хорошо. Как только появился вариант с «Волгарём», долго не раздумывал, сразу согласился.
— Как возникают такие варианты у молодого футболиста?
— У меня был агент, я сам его попросил попробовать найти мне что-то в ФНЛ. Может, кто-то захочет меня взять. Однажды утром агент позвонил, сказал, что есть предложение из Астрахани, на что я тут же дал согласие. Уже потом залез в таблицу, посмотрел — команда шла в зоне вылета, семь очков всего. Но мы тогда сохранили прописку.
— У вас как игрока обороны была отличная возможность показать себя.
— Ну да, ФНЛ — уже чуть другой уровень. И для защитника там очень много силовой борьбы. Считаю, что смог немного прибавить. Благодаря этому стали появляться варианты, даже в Премьер-лиге, с тем же «Факелом». Без «Волгаря» этого всего бы не было.
— «Локомотив» тогда вас легко отпустил?
— На тот момент у меня тоже заканчивался контракт. Меня отпустили, но при условии, что я переподпишу и уйду в аренду.
— Ваш коллега по амплуа, Егор Погостнов, ушёл в аренду за игровой практикой в Беларусь. Это правильный путь?
— Всё индивидуально. В ФНЛ, например, специфичный футбол и много силовой борьбы. Тем, кто играет больше в атаку, тяжелее. В большинстве случаев будет мало самой игры в футбол, в основном борьба.
Что касается Погоста, считаю, он прав. Некоторые боятся сделать условный шаг назад. Я уходил из «Локомотива», в котором были очень хорошие условия (в том числе и в «Казанке»), в «Волгарь», где условия очень далеки от столичных.
— В вас тогда что-то внутренне поменялось?
— Только после, когда уже начал задумываться об этом. Понимал, зачем я туда еду, понимал, что условия будут не те, что зарплата будет ниже почти в два раза, чем тут. Но чётко осознавал, что всё может быть компенсировано в будущем.
— Одна из ваших последних игр в ФНЛ была как раз против «Факела». Уже тогда знали об их интересе к себе?
— Нет, тогда ещё не знал. Варианты были с другими командами. Когда сезон закончился, буквально через неделю позвонил агент и сказал, что есть вот такой вариант.
— В новой аренде у клуба-новичка Премьер-лиги за сезон сменилось три главных тренера. Легко ли вам давались эти перемены?
— Игроки спокойно к этому относились. Команда боролась за выживание. Если есть череда неудач, то так всегда происходит, и мы к этому были готовы. Когда появлялся новый тренер, всё равно случалась некая вспышка — мы всегда побеждали в первом матче.
— Как вам работалось с Вадимом Евсеевым?
— Мне понравилось. Он добавил нам в организации. С ним вроде пять матчей из семи выиграли. Для «Факела» на тот момент это было очень круто. Ну и сам он как человек очень приятный в общении.
— В какой момент случилось ваше знакомство с Михаилом Галактионовым? Ведь в молодёжную сборную вас тогда не вызывали.
— Только когда уже вернулся в «Локомотив». Пересекались в Черкизово, когда с «Факелом» играл против него.
— Вы родились в Москве. В каком районе росли? Где начинали играть в футбол?
— Район Марьино. Начинал в местной школе. Моя первая команда называлась «Дети мира». Там я играл где-то с 6 до 10 лет.
— Когда первый раз побывали в Черкизово? Уже будучи в нашей Академии?
— Кажется, да. В 12 лет я перешёл в «Локомотив», примерно в то время.
— Как заметили?
— С «Трудовыми резервами» вышли в Клубную лигу, где между собой соревнуются лучшие академии. Играли против «Локомотива» и крупно уступили, но я забил. Видимо, ещё и хорошо сыграл — позиция тогда у меня была под нападающим, совершенно другое амплуа. После того матча получил приглашение.
— Получается, что центральным защитником вы стали позже?
— Да, в защиту перешёл, когда в дубль попал. До этого — «десятка» или опорник.
— Помогают навыки, когда играете впереди?
— Благодаря этому с мячом более уверенно работаю.
— Помните первого тренера?
— Владимир Викторович Людоговский, но это ещё в Марьино было. Великолепный тренер, на самом деле. Когда я пришёл в «Локомотив», то чувствовал, что технически был оснащён очень хорошо. Владимир Викторович уделял футбольной технике большое внимание и привил умение обращаться с мячом с шести лет.
— Как родители относились к выбору в пользу футбола? Не отговаривали?
— В футбол я впервые попал ещё в детском саду, потому что туда пошли мои друзья, а я с ними отправился за компанию. Неделю уговаривал маму, она в итоге согласилась. И вот с тех пор она посещает практически все мои домашние матчи. Пропускала только по здоровью, но семья у меня изначально не футбольная.
— Евгений, поделитесь забавными случаями из детства, связанными с футболом?
— Бывало, мог заиграться допоздна. Приходил домой, а время уже ночное. Мама ругалась постоянно, мол, где я шляюсь, а я просто играл в футбол во дворе, на местных полях и коробках. Когда на что-то играешь, нельзя было просто так уйти. Помню, мама даже как-то плакала из-за того, что вернулся почти в полночь, но папе ничего не рассказала.
— У вас много сезонов не меняется 85-й игровой номер. Какая с ним связана история?
— Его мне дали в дубле, с ним и продолжил играть дальше.
— На новом для себя футбольном этапе карьеры не появилось желания получить номер из первых одиннадцати?
— Десятку если только! Шучу, конечно. Мне и нынешний номер нравится, не вижу смысла менять, раз с ним всё нормально идёт пока.
— Чего не хватило команде, чтобы оказаться выше в РПЛ и пройти дальше в Кубке?
— Думаю, стабильности. У нас много молодых футболистов. Считаю, через игры эта проблема решится.
— В следующем сезоне результаты будут лучше?
— Конечно. Пойдёт второй год, как я играю с теми же партнёрами. Надеюсь, костяк команды останется, и дела пойдут в гору.
— У команды этой весной поменялась модель игры: Глушенков на позиции ложной девятки, нет ярко выраженного форварда. Чувствуются изменения при игре с быстрым нападением?
— Ощущаются. Одно дело, когда у тебя играет габаритный нападающий, и другое, когда ты по сути без форварда. Тактика меняется. И так, и так достаточно комфортно играть. Для защитника перемены в том, что при высоком нападающем ты можешь от простого сыграть. Когда форвард маленький, стараешься больше действовать низом.
— Какие матчи команды в этом сезоне были самыми запоминающимися?
— Против «Зенита», особенно в Санкт-Петербурге. «Локомотив» в гостях до этого 5-6 лет не выигрывал, долгожданная победа, дорогого стоит. И дома была замечательная победа, но те чувства после первого матча — их не повторить. Ещё запомнилась игра, где мы с «Краснодаром» отыгрались, Антон в конце забил. Непередаваемые ощущения были. Хоть я и вышел там всего на полчаса, почему-то всё равно запомнилось.
— Какое итоговое место в этом сезоне вы могли бы назвать успешным?
— На финише, конечно, идеально попасть в тройку. Сейчас это уже больше не от нас зависит, но будем надеяться и верить в это. Но если не тройка, то четвёртое место обязательно надо удержать.
— На вашей позиции в команде высокая конкуренция (Фассон, Жерзино, Магкеев; отчасти Сильянов и Митай), но именно вы чаще всего в старте — с сентября в чемпионате пропустили только один матч из-за перебора жёлтых. Что скажете по поводу такой стабильности?
— Конечно, рад, что тренерский штаб мне доверяет, постоянно играю. Начало сезона было не таким простым. Один матч отыграл не очень, сел на скамейку и ждал своего шанса. Таков футбол, любую следующую игру ты можешь провалить, дать шанс другому, кто этим воспользуется. И это нормально, это конкуренция. Рад, что пока доверяют мне.
— Часто говорят, что второй сезон — показательный. У вас в высшей лиге первый год был в «Факеле», сейчас «Локо».
— Да, всё достаточно стабильно. Но всё же это два разных сезона, и команды разные, и совершенно другой стиль футбола. Вот следующий сезон будет интересней.
— Вы для себя уровень игры на высшем уровне как оцениваете?
— РПЛ — лучшая лига России. Долго шёл к тому, чтобы тут оказаться. Сейчас испытываю самые приятные эмоции.
— В молодёжке и «Казанке» вы много забивали и ассистировали. За основу «Локо» уже есть два гола. Что помогает забивать?
— Думаю, то, что до этого часто играл впереди. В штрафной есть какая-то чуйка, мяч часто отскакивает. Сейчас, на самом деле, так уже реже происходит, раньше намного больше было таких моментов. Надо это вернуть.
— 23 года для центрального защитника — только начало? Или в современном футболе возраст перестал иметь значение?
— Для России 23 года — и не так важно, какая позиция — это ещё молодой футболист. Но себя уже воспринимаю как человека, который обязан показывать стабильность и класс.
— 21 марта вы впервые сыграли в майке национальной команды.
— Это и дебютом тяжело назвать... Надеюсь на полноценный дебют в будущем.
— Артём Карпукас примерно так же ответил.
— Приятно, что тренерский штаб даёт тебе такую возможность. Заметили, что на тренировках старался и хорошо работал. Дебют для меня — сыграть определённую часть матча. Как минимум. А сейчас был небольшой аванс.
— На том сборе было много игроков из «Локомотива». Адаптация с новым коллективом прошла быстро?
— Да, комфортно, буквально пару дней — и втянулся. Больше общался со своими, но и с остальными тоже.
— Что больше всего мотивирует?
— Не думаю, что для игры за «Локомотив» вообще нужна какая-то дополнительная мотивация. Когда представляешь такой большой клуб, ты должен цепляться за этот шанс. Особенно когда ты до этого побывал в командах поменьше, понимаешь, что есть, что терять. Наверное, это мотивирует.
— С вашей позиции видно всё поле. Подмечаете для себя тактические моменты игры?
— Так только со стороны кажется, а замечать нюансы трудно. Только если появляется какая-то пауза, можно что-то отметить, какое-то расположение и через какую зону лучше выходить. В самой игре, в моменте, тяжело.
— Какой счёт можно оценить как комфортный, позволяющий команде расслабиться и раскрепоститься на поле?
— 2:0 уже вполне комфортно, на мой взгляд, и есть право на одну ошибку. Вот только на самом деле расслабляться в игре вообще нельзя. Можно всю игру перевернуть за минуту. Бывает, что быстро пропускаем два, это футбол.
В этом году вообще такой чемпионат, что каждый может обыграть каждого. Лига усреднилась. Хорошо это или плохо — точно не скажу.
— Чья оценка действий в игре для вас важнее: тренера, коллег по команде, экспертов, болельщиков или родных?
— Тренеров и партнёров, наверное. Точно не экспертов.
— На сайте transfermarkt.de можно проанализировать динамику цен на игроков. При переходе в «Факел» оценка вашей стоимости составила 600 тыс. евро. При возвращении в «Локо» был уже 1 млн, сейчас — 1,8 млн. Следите за такими цифрами? Какое к ним отношение?
— Знаю, во сколько меня оценивают. Вообще спокойно отношусь. Это, по сути, мне ничего не даёт.
— Чем занимаетесь в свободное от футбола время?
— Из свободного у меня только вечер, по сути. И то, мне надо сходить куда-то поужинать. Вот и весь день прошёл. Живу я один, семьи пока нет, рано ещё. Еду сам практически не готовлю. Хотя во времена «Казанки» что-то себе делал время от времени. Болоньезе, например, готовил. Помню, играл в «Волгаре», жил вместе с Демьяновым в Астрахани. Как-то раз приготовил, и он попробовал. Тут же жене набрал, мол, возьми у него рецепт. Почему-то вкусно получалось.
— Время с друзьями часто проводите?
— Да, часто встречаемся. И посреди недели, и после игр можем где-то посидеть. Они на матчи приезжают, стараются по возможности. Общаемся, раза 2-3 в неделю видимся.
— Вы давно дружите с Карпукасом, хотя у вас разные года рождения.
— Мы с Артёмом вместе сначала жили в интернате, потом за дубль играли, с тех времён общаемся.
— Можете ли назвать его лучшим другом?
— Да, сто процентов.
— Помимо футбола, что-то ещё связывает вас?
— В основном футбол. Но и за пределами поля видимся, конечно. У нас ещё есть общие друзья, большая компания, время вместе проводим.
— Знаем, что на зимние сборы привозили PlayStation. Во что любите поиграть?
— Я не то, чтобы любитель играть, но на сборы брал приставку. Тогда ещё скачал классную игру, затянуло. Cyberpunk 2077. А так могу поиграть онлайн с друзьями в Call Of Duty. Иногда в футбол играю, но там он мне не особо нравится. Новая FIFA выходит, в первое время в неё играешь, потом надоедает.
— Что смотрите: сериалы, стримы, шоу на YouTube, фильмы, футбол?
— Сейчас много футбола смотрю, когда Лига чемпионов, Лига Европы, решающие раунды особенно. Сериалов много смотрю, совершенно разные. Даже русские. Сейчас — «Беспринципные», новый сезон недавно вышел. Ещё, наконец, «Игру престолов» посмотрел, все восемь сезонов, хотя до этого долго противился. Не знаю, почему раньше не заинтересовало, хотя все вокруг говорили, что топ. Слишком хайпово было. Но понравилось, на самом деле. Из любимых сериалов — «Побег», «Острые козырьки», «Люцифер».
— О татуировках. Сколько их у вас и чему они посвящены?
— Первую сделал лет в 20. По количеству могу уже сбиться, 8-10, примерно так. Они в основном маленькие. Не могу сказать, что все из них имеют какой-то глубокий смысл, но каждая из них для меня что-то значит. Мне нравится, как у Рамоса, наверняка видели. У него один рукав полноценный, а другой с определёнными пробелами. Классно смотрится.
— Слышно, что доносится с трибун с «РЖД Арены»?
— Когда матч идёт, не обращаешь внимания. Бывает, конечно, когда очень громкие трибуны, и ты не можешь не слышать. Например, когда с «Зенитом» играли, было очень много людей. Или во время кубковых матчей.
— Как вы относитесь к болельщикам?
— Мне бы хотелось, чтобы их на трибунах присутствовало как можно больше. А по поводу отношения… Есть те, кто болеет и когда всё плохо, и когда всё хорошо. Легко поддерживать ту команду, у которой всё супер, которая идёт на первом месте. Не считаю, что это правильно. А когда у команды что-то не идёт, но её всё равно поддерживают, вот к таким болельщикам я отношусь с большим уважением.
— Читаете комментарии в соцсетях? Там вас нередко цитируют.
— Раньше читал, сейчас могу иногда попасться на это. Но уже намного реже, только если случайно. У каждого своё мнение. Кто что хочет, то и пишет.
— Вы достаточно общительный человек, легко идёте на контакт. Но внешне так сказать сложно.
— Внешне впечатление более суровое? Всегда нормально со всеми общался. Если ко мне с уважением, то и я всегда с уважением буду относиться. Но на камеру я не особо люблю общаться, в частности после матчей. Особенно когда ты знаешь, что сейчас журналисты будут задавать тебе какие-то провокационные вопросы. Многие из них вообще не по игре, — цитирует Морозова официальный сайт «Локомотива».