"В вашей группе опять шумно!": об этом ФГОС ДО упомянуть забыл

3K прочитали

И речь сегодня пойдёт не о замечаниях со стороны администрации детского сада, касающихся шума, продуцируемого детьми. Материал о том, чем грешат многие дошкольные образовательные учреждения нашей страны. О шуме визуальном. А так же о том, как степень активности детей и, соответственно, замечания начальства, могут быть связаны с визуальным шумом.

"В вашей группе опять шумно!": об этом ФГОС ДО упомянуть забыл
"В вашей группе опять шумно!": об этом ФГОС ДО упомянуть забыл

Организация РППС в детском саду: больше, ярче, ещё ярче

Друзья, привет. Организация образовательного пространства в детском саду, или, как его часто называют, развивающей предметно-пространственной среды, тема обширная, интересная, в то же время не простая и почему-то ни разу мной не поднятая здесь. Можно сколько угодно говорить о тех или иных подходах к формированию РППС групп, кабинетов специалистов и других локаций детского сада, но без понимания одной важной вещи все наши старания обеспечить игровые инициативы, познавательную активность детей и их развитие, а так же реализовать воспитательный потенциал среды часто оборачиваются перегрузкой нервной системы детей (и даже взрослых).

О чём забыл сказать ФГОС ДО в части организации РППС?

Или сказал так, что мы не уловили? Да и, если честно, читать между строк некогда было. Все же с началом 2013-го прыгнули с места в карьер и как начали ФГОС реализовывать. Понимали, не понимали, понимали по-своему, но "реализовывали".

Формулируя положения ФГОС ДО, авторы очень красиво прописали пункты, касающиеся организации РППС:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

И к каждому пункту есть краткие пояснения. Думаю, что у всех это уже отлетает от зубов, а если нет, то Стандарт с легкостью можно найти в интернете. В общем, всё, вроде бы, классно. С одним "но": даже в подпункте про безопасность среды нет её психологической составляющей. В остальных, тем более.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Обтекаемая мысль с акцентом на надёжность и максимальную физическую безопасность. Или опять нужно между строк читать и додумывать? Так вот кто-то додумал и минимизировал весь тот кошмар, который традиционно висел на стенах и стоял или лежал на полках в группах детского сада. Проще говоря, постарался сократить визуальный шум. А большинство и внимания не обратили.

Так в чём виноват ФГОС? Ведь на самом деле "корень зла" уходит далеко в историю. Я обязательно отвечу на этот вопрос в конце статьи, а пока поедем в историю.

Визуальный шум как феномен дошкольного образования

Я пришла в детский сад в 2010 году. Кто читает меня давно, должен помнить, что учреждение, в котором я начинала свой профессиональный путь, гордо носит статус частного (на то момент именовалось негосударственным). Кроме того, что мои волосы зашевелились от требования методиста сдавать печатные конспекты с иллюстрацией на титульном листе, меня поразило в детском саду то, что в народе принято называть "дорого-богато". В том смысле, что на публику было вывалены все игрушки и пособия, которые были у воспитателей в наличии. И все яркое, цветное и разноцветное. Вязаные торты и пельмени, фанерное и поролоновое оформление стен. И даже замок из контейнеров для яиц на стене одной из групп (такие, знаете, где три десятка их лежит). Молчать про обработку и прочие нормативы? Я и молчу. Вопрос не в этом. С одной стороны, я понимаю, что одной из причин этого безумия было отсутствие хорошей мебели. Но только лишь одной...

Источников поступления информации в наш мозг несколько, и один из них - глаза

Всё, что мы видим, наши глаза не могут не воспринимать, а мозг не может не обрабатывать. Стоит говорить о том, что количество усилий, затрачиваемых мозгом на обработку информации, прямо пропорционально тому, сколько деталей мы видим вокруг?

Визуальный шум - это и есть переизбыток визуальной информации. Самый яркий пример - реклама на улицах городов, особенно крупных. Вспомните, например, Таймс-сквер в Нью-Йорке. Нам, взрослым, не комфортно, правда? Но давайте о том, как визуальный шум влияет на детей и том, как это работает в детском саду. 

Общепринято, что детский сад и всё, что в нем находится, должно быть ярким

Яркая мебель в игровых центрах, открытые стеллажи с яркими пособиями.

Как вам? Фото из открытого источника
Как вам? Фото из открытого источника

А всё, что закрыто, подписано примерно вот таким образом:

В лучших традициях детсадовского оформления. Фото из открытого источника.
В лучших традициях детсадовского оформления. Фото из открытого источника.

А то вдруг дети не помнят, а тут возьмут, прочитают "красный шрифт на зелёном фоне", или проанализируют изображение и откроют нужную дверцу.

А раздевальные шкафчики с логикой "красный-зелёный-синий-и-так-далее"?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Кстати, в примере выше, элементы оформления сами по себе достаточно эстетичны, но в сумме "шумят".

Расписные стены, на которых размещены расписные стенды, вокруг детские творческие работы, поделки, подвесной декор.

И ведь тоже эстетично отдельно друг от друга, правда?
И ведь тоже эстетично отдельно друг от друга, правда?

Описала достаточно, чтобы погрузиться и представить? 

Обилие ярких красок и привлекающих внимание надписей приучает мозг постоянно отвлекаться. Как следствие, ребёнку сложно сконцентрироваться на чём-то одном. Перегруз нервной системы, беготня из одного угла группы в другой, отсутствие сосредоточенности на учебном материале и прочее - визуальный шум в совокупности с некоторыми другими факторами. культивируют эти проблемы. А потом бежит заведующий с претензией: "Почему у вас так шумно?".

Добавляем экраны и проекторы, интерактивные комплексы, и, Боже мой, планшеты и ноутбуки, которые внедряют в образовательный процесс "прогрессивные" детские сады. Эти девайсы тоже "шумят", особенно если мы используем их не по прямому назначению. Всё, что привлекает наше внимание, незаметно нагружает нервную систему. Мультфильмы смотрите с детьми? Ну такие, чтобы время скоротать в ливень. Что включаете? Машу и медведя? Да так, чтобы минут 30-40 посидели? А потом обедать и спать. и вот эти минуты сомнительного покоя перерождаются в перевозбуждение и усталость, нездоровую, которая не даст отдохнуть детям в тихий час. Обращали внимание на детей в торговых центрах? Эффект получаем тот же. Или часто практикующееся в яслях включение музыкальных композиций в качестве фона. Этот фон так же "шумит".

Для чего я пишу об этом? Для размышления и попытки пересмотреть среду в вашей группе. Визуальный шум - реальность сегодняшнего мира, которую стоит принять, потому что от неё невозможно избавиться. Однако минимизировать шум в детском саду мы в силах (если выиграем "бой с боссом"). И это очень важно, ведь большую часть своей жизни малыши проводят здесь. Как это сделать, расскажу в одном из следующих материалов, а пока подпишитесь чтобы не пропустить. Кстати, в приложении Дзен это делать удобнее, там вы точно узнаете о выходе материала первым. Так что смело устанавливайте его на свой смартфон.

Да, про вину Стандарта. Она лишь в том, что не "разжевал". В том, что не придал значения этой проблеме. А ведь это проблема, о "корнях" которой я ещё не сказала. Так откуда они?

  • Из советской России и советского хендмейда. Отсутствия материалов и творчества "из чего придётся". Минимума информации. Минимума насмотренности (да, это работает не только в гардеробе).
  • Из России современной и из-за продвижения альтернативных творческих методик в сумме с разнообразием материалов для творчества.
  • Из-за производителей, которые не придерживаются никаких норм. Чем ярче, тем быстрее купят, правда? За столько лет навязывания того, что всё это - о развитии, у людей притупилось чувство меры. А ведь педагоги - тоже люди, о чём часто забывают. Возвращаясь к "советчине", могу предположить, что педагоги-стажевики на фоне этого изобилия хотели всё и сразу.
  • Из-за властного руководства, которое любит "дорого и богато" и видит детское развитие в этом. А педагогам ничего не остаётся, кроме того, что мириться, только чтобы их не одолевали. 
  • Из-за особенностей личного восприятия, чувства меры и вкуса. Увы, с этим бороться сложнее всего.

А вы какие причины видите? Поделитесь мнением в комментариях, ведь тема эта очень актуальна.

Краткое резюме. Как там говорил дедушка Ленин? "Лучше меньше, да лучше". И это "меньше", оно применимо ко всем сферам человеческой жизни. Да и методические рекомендации не от балды написаны. Думаю, что не надо напоминать о сменяемости игровых материалов (об этом Стандарт не забыл, кстати, и достаточно хорошо "разжевал")? А как их менять, если всё и сразу в доступе у детей? 

Ну и слова моей мамы относительно данной темы: "Наши дети не становятся умнее от нахождения в этом "аду" цвета, форм и ненужных предметов, а наоборот. А самое главное, что это никто давно не контролирует, как и всё остальное. Вся надежда на адекватность и понимание проблемы немногими взрослыми."

Как-то так. Согласны? Или есть что сказать в противовес? Велком в комментарии, я рада всем. Ну а вас, коллеги, я призываю в летний период промониторить свою среду на предмет "шумит - не шумит" и внести изменения в сторону подавления визуального шума. А если вы хотите подборку примеров, кидайте заявку в форму ниже:

Коллеги, всё в наших руках. Поставьте лайк этому материалу и репостните его коллегам. Это поможет алгоритмам Дзена понять, что тема важная и востребованная, и, следовательно, рекомендует статью и блог "Методист в отставке" большему количеству заинтересованных пользователей. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.