Наша психика вербальна. Мышление и речь не могут существовать друг без друга, мы можем говорить, потому что думаем, а думать можем благодаря тому, что умеем говорить.
Почему в психотерапии важно именно проговаривание? Потому что только названное словами может быть осмыслено. Все, что не названо, не описано, не обработано при помощи слов, в психике лежит комом, с которым вообще непонятно, что делать. Просто живешь в ощущении, что тебя охватило генерализованное лихо, а в чем оно заключается и как из него выбираться - вообще не известно.
Травма психическая всегда окружена стеной немоты. Она для психики - гигантское явление, неназывабельное просто. Огромность травмы и как следствие ее словесная непропихуемость останавливают процесс ее обработки. А подобранные и произнесенные наружу слова этот процесс возобновляют. Говорение словами обеспечивает функционирование метаболизма психики, скажем так.
Давняя детская травма - немота привычная: слон в комнате есть, а его уже привычно игнорируешь - этот слон становится частью мира, что о нем говорить-то уже. Здесь задача при работе с клиентом - все-таки помочь ему заговорить. Любые слова, описывающие привычную реальность давней травмы, складываются в заклинание, которое выводит из гипноза. Молчание вдруг рассыпается - и на поверхность выходят императивы травмы, с которыми становится возможно что-то делать. Осознавать, оспаривать, корректировать. Отказываться от них, в конце концов. И вдруг выясняется, что «все так живут» - миф, что жизнь вообще выглядит не так, как казалось изнутри травмы. И да, можно вообще по-другому, не так, как травма диктовала.
Травма свежая, полученная во взрослом возрасте, напротив, не всегда сразу требует слов. Бывает так, что первое время она требует диалога молчанием. Чем больше шока было от травмы - тем сложнее начинать обсуждать ее с кем-то. И тогда мы с клиентом рисуем, работаем через движение, сидим молча - или говорим о чем угодно, кроме травмы, но при этом подаем друг другу сигналы глазами: «Мне больно», - «Я вижу». Нужен подготовительный период, чтобы слова начали находиться, собираться в узор так, чтобы передать всю глубину субъективного ада, через который человеку пришлось пройти.
Лайфхак: если что-то вас травмирует в текущий момент, вызывает вот это состояние немого шока и полную неспособность осознать происходящее - говорите с каким-либо доброжелательным к вам существом. Описывайте не саму травму, потому что она еще вне осознания, а то, что вы чувствуете, ощущаете, думаете. Стимулируйте процесс осмысления, чтобы психика не замерла от произошедшего.
Слова нужны нам для называния и осмысления. Как только пришли слова, как только они оказались сказаны другому человеку, психика начинает обработку явления или события. Тьма расступается - и возникают смыслы, связи, выводы и идеи. А после этого начинает складываться понимание, что делать со всем вот этим вот.
А иногда легчает уже даже просто от того, что наконец-то нашел достаточно сильные слова, которые выражают всю глубину переживаний, - и оказался понят другим человеческим существом.