Одним из утраченных символов былой Московии является ныне либерея (библиотека) Ивана Грозного. Слышали о ней многие, но так, краем уха. Разве что некоторые прочли о данном собрании книг в одном из произведений Бориса Акунина из цикла о приключениях магистра Никласа Фандорина.
Перейдя от художественной литературы к фактам, следует отметить, что даже сам факт существования в прошлом библиотеки Ивана Грозного вызывает определенные споры в научных кругах. Но если эта либерея в реальности существовала, то ее научная ценность точно является огромной.
Почти единственным доказывающим существование библиотеки фактом, дошедшим до наших дней, является перепись книг, сделанная известным ученым Максимом Греком (его пригласил в Москву Василий III, сын Ивана III для перевода библиотечных книг). Эта перепись упоминается в "Сказаниях о Максиме Греке".
Кроме того, в "Ливонской хронике" есть свидетельство дерптского пастора Иоганна Веттермана, которого, по его словам, в 1570 году приглашал Иван Грозный для перевода своей библиотеки. По его словам, бесценное сокровище (книги) хранилось в 2 запечатанных помещениях в кремлевских подвалах. Однако подлинность обоих свидетельств сейчас специалистами подвергается сомнению. Есть предположения, что и в "Сказания о Максиме Греке" и в "Ливонскую хронику" могли быть сделаны вставки более поздних времен.
Но оставим в стороне сомнения и попробуем проанализировать возможность появления библиотеки у самого Ивана Грозного. Исследователи полагают, что в ней могло находиться примерно 800 томов, что составляло до 30 подвод груженых книгами (некоторые настаивают и на 70 подводах), что для того времени немало было даже для крупных европейских библиотек. Если же принять за основу описание библиотеки Ивана Грозного сделанное Максимом Греком, то можно утверждать, что в ней хранились редчайшие книги, а также уникальные манускрипты античных авторов не сохранившиеся более нигде.
Одним из популярных объяснений появления у Ивана Грозного уникальной библиотеки считается то, что ее основу составили книги, имевшиеся во владении еще Ярослава Мудрого. Сам же властитель Москвы очень любил читать, поэтому разослал книжных эмиссаров по Европе с целью скупки уникальных книг. Эти закупки дали возможность значительного увеличения числа имевшихся томов.
Однако такое объяснение появления либереи имеет слабые стороны. Во-первых, нигде нет документального свидетельства попадания книг Ярослава Мудрого в Москву. А во-вторых во времена Ивана Грозного большинство книг еще продолжало оставаться рукописными, и стоили они дорого. Что же касается манускриптов авторов античного мира, то стоимость этих рукописей была весьма велика, они передавались по наследству и крайнемаловероятно, что посланцам Ивана Грозного удалось скупить серьезное количество томов.
Более распространенной является версия появления в Москве либереи Ивана Грозного в качестве приданого принцессы из Византии Софьи Палеолог. Она была женой Ивана III и приходилась Ивану Грозному бабушкой. В немалой степени именно благодаря Софье Палеолог в Москве появились такие архитекторы Марко Фрязин, Антонио Солари, Аристотель Фиорованти и другие итальянские зодчие и художники. Часть историков полагает, что нынешний двуглавый орел России это герб семьи Палеологов.
Однако и такая возможность привоза в Москву крупного собрания книг более чем сомнительна. Год 1453 от Рождества Христова ознаменовался падением Константинополя под неукротимым натиском полчищ султана Мехмеда II. 28 мая с падением столицы судьба Восточной Римской империи (Византии) ушла в небытие. Конечно, можно предположить, что часть книг, а их в городе было немало, удалось вывезти из города еще до его захвата неприятелем.
В то время еще было куда эвакуировать семейство властителей и ценности – автономия Византии под названием Морейский деспотат управлялась братом последнего императора державы. И этот деспотат был захвачен только через 7 лет. Получается, что библиотеку сначала должны были вывезти из осажденного Константинополя, причем непонятно с чего вдруг вывозить – не первая же осада была для города. А он отбивался ранее, можно было надеяться, что и эта осада будет отбита. А затем библиотеку требовалось вывезти и из Морейского деспотата.
Семье правителя Морейского деспотата удалось бежать в Рим, без сомнения беглецы везли с собой и важнейшие ценности. Теперь предположим, что библиотеку Константинополя удалось эвакуировать в Вечный город. Однако известно, что в Риме бывшее венценосное семейство находилось в весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Так что вполне логичным виделась продажа книг в Риме, тому же Ватикану, нежели их передача в полудикую по европейским меркам (в то время) Московию в качестве приданого.
Ну а теперь предположим, что тем или иным путем Ивану Грозному (или его предшественникам) все же удалось собрать серьезное количество уникальных книг. Тогда имеется вполне реальный момент, когда либерея могла исчезнуть из хранилища под Кремлем. Это время удаления монарха из столицы, он вполне мог увести библиотеку с собой.
А затем началась опричнина, и, без того невеселая, история Московии, погрузилась в мрак. Тут уж стало не до книг, головы катились быстрее, чем биллиардные шары во время крупного турнира, а крови пролитой хватило бы для заполнения бассейнов с целью сдачи норм ГТО. Кто не верит в мрак той жизни может, к примеру, почитать Кондратия Биркина. Это если нервная система крепкая.
Розыски царской библиотеки начались уже в 1601 году Львом Сапегой (канцлером Великого Княжества Литовского) по указке Ватикана (это косвенно подтверждает возможность привоза Софьей Палеолог книг, ведь Ватикан же искал). Российские власти к этому розыску впервые приступили в 1724 году. Затем изыскания неоднократно повторялись, в том числе и в Российской Федерации, но обнаружить даже следа пока не удалось.
Наиболее вероятными местами нахождения (если она существует) либереи Ивана Грозного считаются Вологда, город Александров во Владимирской области, территория Московского Кремля, подземные ходы Софийского собора, местность усадьбы Коломенское, здание Москвы известное под названием дом Пашкова.