Казалось бы, какое отношение авиационные происшествия имеют к экономике, но порой всякие "эксцессы" наилучшим и предельно доходчивым образом иллюстрируют, как на практике выглядят все эти умозрительные прогнозы о технологической деградации вследствие санкций и отрезания какой-то страны от достижений передовой научной мысли.
Иран в этом плане особенно "хорош", поскольку многие кивают на то, что, дескать, поглядите - 40 лет под санкциями и ничего, жив курилка. И действительно, Исламская Республика Иран не прекратила свое существование, не распалась и не стала чьим-то протекторатом. Ведет себе вполне самостоятельную и агрессивную политику в регионе Ближнего Востока, в какой-то мере даже является тамошним гегемоном, качает углеводороды, по-тихому возит нефть в Индию и т.п. Жизнь удалась, в общем.
Но это если смотреть поверхностно на цифры (как любит делать отечественный Росстат, например). При приближении же видно, что президент Ирана Раиси летел на морально устаревшем вертолете Bell 212 разработки 1960-х годов, который непонятно как вообще оказался в Иране - производит такие машины американская Bell Helicopter, никакая иранская промышленность и близко подобные вещи не делает.
И тут начинаются догадки и гипотезы. Журналисты некоторых европейских СМИ считают, что вертолет президента попал в страну еще до революции 1979 года (т.е. больше 45 лет назад), когда иранский шах плотно сотрудничал с правительством США.
В то же время некоторые OSINT-аналитики (в частности, The STRATKOM Bureau) допускают, что машина могла быть выпущена примерно в 1994 году (Bell 212 сняли с производства только в конце 90-х) и предназначалась для ВВС Ирана, но позднее была модифицирована под гражданские нужды.
Понятно, что однозначные выводы делать еще слишком рано, но по предварительной версии борт с президентом отрицательно приземлился из-за плохих погодных условий, когда пилот не может видеть, что находится перед ним. Вертолеты почти полувековой давности просто не были предназначены для полетов в густой туман и в сложной, гористой местности.
Потому пилоты современных машин в экстремальных условиях летят, что называется, по приборам и с использованием систем синтетического видения, когда на дисплее виден рельеф местности. Был ли оснащен такими системами борт президента Раиси, понятное дело, неизвестно. А если и был, то насколько все это эффективно работало тоже не очень понятно. Там ведь мало иметь систему типа Garmin GNS 530 (она видна на некоторых снимках со специализированных авиационных сайтов), эта штука должна еще и корректно работать с GPS.
И нет, понятно, что невозможно исключать человеческий фактор, вероятность диверсии и прочие вещи, но сложно спорить с тем фактом, что деградация авиационной отрасли Ирана за эти десятилетия была впечатляющей - 75% всех самолетов в стране старше 25 лет, 60% всех вертолетов старше 40. Суммарно с 1979 года всякого рода авиапроисшествия унесли жизни 3 335 иранцев
По-хорошему все эти машины уже давно не должны эксплуатироваться, но другие взять банально неоткуда, а для существующих крайне сложно достать запчасти. Потому иранское агентство IRNA вполне резонно пишет, что причиной крушения, скорее всего, была техническая неисправность.
И именно по этому интересному пути начинает идти и Российская Федерация, где разбирать самолеты на запчасти начали еще в 2022 году, а в 2023-м подписали договор о сотрудничестве в авиационной сфере.. Да, с Ираном. Он теперь поставляет в РФ запчасти и занимается обслуживанием российских воздушных лайнеров. При том, что статистика авиапроисшествий там хуже, чем в России.