Этого не могло бы произойти , если бы линкор не перевернулся. Вот так:
А между тем, он стоит на океанском дне на ровном киле:
Процесс визуально моделируется так:
Некоторые умные головы считают, что так задумывается изначально. Вот что пишет на этот счёт некий Тони ДиДжулиан:
"...Много лет назад я прочитал статью, в которой говорилось, что линкор «Айова» (BB-61) был спроектирован так, что если он перевернется, то башни главного калибра выпали бы из барбетов , и потеря этого веса [ вращающаяся часть каждой весит порядка 1700 тонн] позволила бы кораблю выпрямиться. Меня это заявление настолько впечатлило, что много времени спустя я упомянул его на одном из старых форумов NavWeaps. Гораздо более знающие люди, такие как Дик Ландграфф и Стюарт Слэйд, «вежливо» посмеялись над моей наивностью и сказали мне: «Нет, они этого не делают!» По сути, мне сообщили, что они не только не выпадают, но и что вода, попадающая в корабль после его опрокидывания, не позволит ему всплыть, даже если они всё же выпадут..."
Что в принципе с "Бисмарком" и произошло - на ровный киль-то он встал, но уже ниже уровня моря...
Однако, является ли это правилом? Вот японский линкор "Нагато":
А это он же лежит на дне морском, килём вверх:
Как видите, башни продолжают висеть на своих местах. А это компьютерное изображение "Роял Оук". Здесь даже крыши башен отвалились, но сами башни на месте:
Причиной является наличие Holding down clips - назовём их "удерживающие кронштейны" . Схематично они напоминают букву L- длинный участок крепится к вращающейся части башни, а короткий заходит под основание роликовой дорожки, по которой башня катается. Схематично это выглядит так:
А так на фото:
На короткой части L установлены башмаки, которые могут приподниматься или опускаться регулировочными болтами, таким образом зазор, обозначенный зелёным цветом между кронштейном и основанием роликовой дорожки, должен составлять порядка 1,6 мм.
Однако их предназначение отнюдь не для предотвращения выпадения башен при переворачивании
Первоначально такие устройства вообще не устанавливались, хватало веса башен. Однако в конце XIX и начале XIX века орудия линкоров становились все более мощными. Возникли опасения, что силы отдачи стали настолько большими, что башни сдвинутся и выйдут за пределы роликовой дорожки, заклинятся Эта проблема могла возникнуть и при сильном волнении.
Изображения выше относятся к началу ХХ века. На линкорах конца 30-х годов это устройство приобрело новый вид. Вот схема, Holding down clips здесь приобрели такой вид, обведено синим:
Вот верхняя вращающаяся часть башни № 2 "Нью-Джерси" (BB-62) опускается в барбет 12 января 1943 года. Обведены отверстия для болтов крепления Holding down clips
Они могли бы удержать башни в случае его опрокидывания корабля, хотя это не входило в их предназначение.
Но что же с немцами? Когда после Первой мировой войны они ухитрились затопить свои корабли в Скапа-Флоу, часть их перевернулась. Позже англичане принялись их поднимать. Линейный крейсер "Дерффлингер" с орудиями 305мм так в перевёрнутом положении и поставили в док для разборки:
Башни продолжали исправно висеть:
Но когда взялись за линкор «Байерн», с помощью понтонов, я думаю, едва не произошла катастрофа - все его четыре башни главного калибра 380мм выпали из своих гнёзд, резко облегченный корабль почти выскочил из воды и снова затонул. Как пишет американец, "...возможно, конструкция этих башен была слишком точно скопирована много лет спустя, когда был построен «Бисмарк»" .
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: