Вы знаете, в Коране и хадисах нет какого-то определенного мнения на этот счет. Хотя, оно может быть у современных авторов, которые высказывают собственную точку зрения, частично основываясь на цитатах из священных книг. Но это их личная позиция – у мусульман такое называется иджтихад.
Поэтому автор считает возможным вставить свои пять копеек. По моему убеждению, в исламе нет монашества по той причине, что эта вера ставит превыше всего долг перед обществом, а не личные обязанности человека перед Богом. То есть, сначала ты должен позаботиться о своих близких, а затем выполнить долг перед Аллахом – в этом и есть суть ислама. Обычная мирская жизнь при условии соблюдения заповедей считается столь же достойной, что и постоянное служение Всевышнему.
Но давайте ответим на вопрос подробно, и приведем слова авторитетных людей, а не только собственное мнение автора)) Честно говоря, сам вопрос должен звучать иначе. Дело не в том, почему в исламе нет монашества – как его нет в иудаизме и менее распространенных авраамических религиях. Дело в том, почему монашество есть в христианстве.
Историки этой веры, как и пророк Мухаммед, на этот вопрос отвечают одинаково. Но давайте предоставим слово посланнику Аллаха: «После Исы власть получили некоторые тираны. Верующие сражались с ними трижды и потерпели поражение, и поэтому они бежали в пустыни и горы и, ожидая прибытия пророка, предсказанного Исой, занялись поклонением в пещерах».
В данном случае он имеет ввиду, что ранние христиане подвергались суровым гонениям со стороны Римской империи. Вот почему некоторые из них были вынуждены покинуть города, чтобы в отдалении от мира беспрепятственно поклоняться Всевышнему. Это и привело к появлению института монашества.
Но у ислама была несколько иная история, и необходимости в таком подвижничестве не возникло. Напротив, первым мусульманам приходилось много воевать, чтобы защитить от язычников свою общину. Вот почему на первый план вышло не личное благочестие, а действия на благо людей в целом.
Как гласит один из хадисов, по словам Мухаммеда, «… монашество моей уммы – это только джихад на пути Аллаха…» Напоминаю, что джихад – это не обязательно священная война, но и тяжелый ежедневный процесс самосовершенствования. То есть, если вы хотите отказаться от излишеств жизни, не следует добиваться этого путем уединения и отказа от определенных действий. Лучше возложить на себя дополнительные обязанности на благо общества.
Вот почему идея ухода от мира противоречит самой сути исламской веры: служение Аллаху связано с жизнью среди людей. Быть мусульманином означает работать, создать семью, завести друзей, быть чьим-то соседом. Этой религии претит мысль подвергнуть себя самоизоляции ради служения Господу. Ей куда ближе идея найти правильный баланс между жизнью в обществе (читай – служению людям) и исповеданием веры.
Это не значит, что в исламе не возникло аскетических течений. И пример этому подал никто иной, как лично пророк Мухаммед. В быту он был очень неприхотлив, избегал излишеств, питался чаще всего лепешками с медом и финиками. Значительную часть своего времени проводил, молясь Всевышнему в пещере неподалеку от Мекки. Даже став во главе огромной массы людей, никаких удовольствий он никогда не искал. Не говоря уже о его огромном уважении к греческим монахам, которых он немало встречал в течение своей жизни.
Благодаря ему в исламе возникла концепция зухд – с арабского это слово переводится, как «отречение» или «воздержание». Она предполагает, что человеку следует вести простую жизнь, независимо от его богатства и социального ранга, чтобы не стать пленником своих страстей.
Отсюда один шаг до монашества, но благодаря прямому запрету ислам в эту сторону не пошел. Тем не менее, существовали многочисленные духовные школы, сторонники которых пропагандировали избегание мирских радостей и в частном порядке придерживались безбрачия.
Таких течений довольно много, но самыми известными являются суфийские тарикаты чиштия и накшбандия. А первым исламским «монахом», по всей видимости, стал сподвижник пророка по имени Абу Зарр аль-Гифари. Он был представителем бедуинского племени, которое нападало на купеческие караваны и стал монотеистом еще до проповеди Мухаммеда. Впоследствии обратился в ислам, воевал, а в старости поселился в деревне, где вел жизнь отшельника.
Тем не менее, ни одна из исламских школ не вводила обеты воздержания и безбрачия в качестве всеобщего правила. Так, например, суфийский орден бекташи был распространен в Османской империи, и в него по умолчанию вступали все янычары. А это были не те люди, что отвергали удовольствия жизни.