Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Как Османская империя относилась к арабам? Ч 2

Если говорить не о государстве, а о простых людях, то в целом, отношение турок к арабам напоминало отношение крестоносцев к Святой земле. Т.е., османы считали себя защитниками Мекки и Медины, а местных жителей и арабов вообще считали родственниками пророка.

Например, сеиды и шерифы – потомки Мухаммеда по той или иной линии – не платили налоги османскому государству. Причем, таких было много – целые племена. И ходили слухи, что некоторые из них получили такой статус за взятки. Вероятно, что это действительно так: в Саудовской Аравии до сих пор шутят, что таких людей как-то слишком много.

Каждый год султан отправлял подарки имамам и шерифам священных городов. Многие государственные деятели и их жены финансировали строительство мечетей и социальных объектов в Хиджазе, Палестине и Сирии – по пути следования паломников. Некоторые особо борзые племена подкупали, чтобы они не нападали на людей, что совершают хадж.

В османскую армию арабов стали призывать довольно поздно – только в конце 19-го века. Тогда возникла проблема, что многие командиры снисходительно относились к арабским солдатам, поскольку их считали «народом пророка». В их пользу допускались многочисленные послабления, но военные власти не захотели или не смогли ничего сделать.

-2

Арабы, как изначально и мусульмане вообще, не допускались в государственные органы. Их формировали за счет «налога кровью» – системы девширме, поэтому там были только новообращенные из балканских народов. Из-за этого жители арабских стран до сих пор считают, что ими пренебрегали в Османской империи, отдавая предпочтение выходцам с Балкан. Хотя, справедливости ради, такое же отношение было и к самим туркам. Зато большинство имамов и кадиев (судей) даже в Анатолии и Малой Азии являлись арабами.

Также, арабы любят жаловаться, что османы пренебрегали экономикой и образованием и напоминать, что европейские провинции были более богатые и просвещенные. Это правда, но не совсем: в империи в принципе не стремились ко всеобщей грамотности – как и почти во всех странах на тот момент. Однако, в балканских регионах существовали частные и муниципальные школы на славянских языках, а также румынском и греческом, финансируемые Россией, Соединенными Штатами и Францией.

-3

Что касается уровня достатка, то тут, наверное, повлияла близость к экономически развитой Европе. Опять же, не следует забывать, что в империи не было централизованной системы управления, и в этом плане она целиком опиралась на местные элиты. В арабских странах она была арабской по национальности, поэтому в данном случае винить следует самих себя.

Где-то во второй половине 19-го века все изменилось. Уже не скажешь, турецкий национализм возник в ответ на сепаратизм этнических меньшинств или наоборот. Но отношение к народам империи со стороны ее центра изменилось и стало куда более подозрительным.

Так, Ахмед Джемаль-паша получил прозвище Сирийский мясник за то, что развернул репрессии против арабских общественных деятелей. А во время Первой мировой из-за блокады портов западными союзниками в Ливане случился голод, унесший жизни 500 тысяч человек. Кажется, что это не так много, но на самом деле, на тот свет отправилось около половины местного населения. Арабы до сих пор считают, что турки могли спасти этих людей, но не захотели спасти.

-4

Но сами турки считают, что они относились к арабам с большим уважением. И чувствовали себя преданными, когда османская армия сражалась против британцев в Египте и Палестине, а арабы подняли восстание и нанесли ей удар в спину. Кто тут прав, а кто виноват – не разберешь.