Найти тему
Школа Вокала.

Время расцвета русской вокальной школы.От Эверарди до Шаляпина.

Камилло Эверарди- бельгиец, великолепный певец и педагог. Окончил Парижскую консерва­торию по классу Поншара и в совершенстве владел своим голосом.

В прошлом большой певец, много лет живший в Рос­сии, он с 1870-го года становится профессором Петербургской консерватории.

Камилло Эверарди
Камилло Эверарди

Эверарди обладал даром угадывать индиви­дуальность ученика и умел предельно развить его голосовые возможности. У него был своеобразный твор­ческий метод и тот, кто проходил его школу, приобретал вы­сокий профессионализм.

Его учениками были Д. Усатов, Ф. Стравинский, М. Дейша-Сионицкая, В. Зарудная, Э. Павловская, Л. Донской, П. Лодий, И. Тартаков, С. Габель и др.

Также, как Г. Ниссен-Саломан, о которой речь была в предыдущей статье, вся педагогическая многолетняя деятельность К. Эверарди прошла в России, поэтому и их обоих с полным правом называют пред­ставителями русской вокально-педагогической школы.

Об учениках Эверарди Рядного ,Усатого говорится в статьях:

О преемнике дела Эверарди, Умберто Мазетти, говорится в статье:

Камилло Эверарди воспитал плеяду славных русских певцов и педагогов,а сам он учился у Гарсиа-сына, роль которого в создании классической вокальной школы огромна.

Чему научил Камилло Эверарди своего ученика Дмитрия Усатова, а тот передал своему ученику- Фёдору Шаляпину.

Ученик Эверарди Д. Усатов, был педагогом Шаляпина, прививая ему навыки правильного голосообразования и необходимость обрисовки звуком харак­тера персонажа.

«С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь... Он пробудил во мне пер­вые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и — что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным — наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняющихся пьес»

На уроках Усатова Шаляпин понял, что само по себе бельканто, то есть владение льющимся красивым звучанием,, еще мало что значит, что искусство пения у русского певца предполагает прежде всего верную интонацию, правдивую передачу в тембровых нюансах характеристики персонажа, его переживаний.

«Но не одной технике кантиленного пения учил Усатов, и этим именно он так выгодно отличался от большин­ства тогдашних, да и нынешних учителей пения.
Ведь все это очень хорошо — «держать голос в маске», «упирать в зубы» и т. п., но как овладеть этим грудным, ключичным или живот­ным дыханием—диафрагмой, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства инто­нацию?
Я разумею интонацию не музыкальную... а окраску голоса... Человек не может сказать одинаково окрашенным го­лосом: «я тебя люблю» и «я тебя ненавижу»...
Значит, техника, школа кантиленного пения и само это кантиленное пение еще не все, что настоящему певцу-артисту нужно. Усатов нагляд­но объяснил это на примерах»

«Значит,—понял я раз навсегда и бесповоротно—-матема­тическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск bel canto», -пишет он позднее по поводу замечаний С. Мамонтова о неправильной интонации в роли Грозного.

Шаляпин считал, что «... в правильности интонации, в ок­раске слова и фразы — вся сила пения. Одно bel canto неда­ром, значит, большей частью наводит на меня скуку».

Свое умение характером тембра, интонацией создавать вокаль­ные образы, но при этом владея техникой бельканто, Шаляпин развил и довел до высочайшего совершенства. Шаляпин был способен придавать голо­су самую разнообразную окраску, в зависимости от характера роли.

Это искусство интонирования делало его голос «чудесным», «красноречивым и дьявольски умным», «неисчерпаемым» и да­вало ему «потрясающую силу», как писал о нем А. М. Горь­кий.

К чему это привело?

К тому ,что Ф. Шаляпин, Л. Собинов и А. Нежданова, с успехом высту­пая за рубежом, открывают дорогу русской опере на сцены заграничных оперных театров. Особенно велика в этом роль Шаляпина, поставившего «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского в Ла Скала в Милане.

Новизна, самобытность, высокие художественные достоинства как русской музыки, так и рус­ского исполнительского стиля производят огромное впечатление на заграничную публику.

Знакомство с русской оперой расценивается как крупнейшее событие музыкально-теат­ральной жизни. В западных теат­рах начинают ставить лучшие произведения русской оперной классики.

И кто знает, какого расцвета достигло бы русская опера, если бы не революция. Но это уже другая история.

Но, совершенно точно можно сказать, что с русской вокальной школой в это время было все в порядке и она была на высоком уровне.

Суть школы Эверарди.

Хорошо сформулировал суть вокальной школы Эверарди Л. И. Вайнштейн в 1924 году в книге "Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство":

В своей педагогической методике Эверарди синтезировал итальянское bel canto с драматической природой русского вокального искусства.
Вокальная школа Эверарди базировалась на трёх основах:
Глубокое дыхание, обеспечивающее полноту и красоту вокального звучания.
Техническая беглость при чётком и осмысленном произнесении слов.
Артистизм (без «оперных преувеличений»).
Эверарди осуществлял постановку голоса одновременно с работой над музыкальным и художественным развитием ученика.