Камилло Эверарди- бельгиец, великолепный певец и педагог. Окончил Парижскую консерваторию по классу Поншара и в совершенстве владел своим голосом.
В прошлом большой певец, много лет живший в России, он с 1870-го года становится профессором Петербургской консерватории.
Эверарди обладал даром угадывать индивидуальность ученика и умел предельно развить его голосовые возможности. У него был своеобразный творческий метод и тот, кто проходил его школу, приобретал высокий профессионализм.
Его учениками были Д. Усатов, Ф. Стравинский, М. Дейша-Сионицкая, В. Зарудная, Э. Павловская, Л. Донской, П. Лодий, И. Тартаков, С. Габель и др.
Также, как Г. Ниссен-Саломан, о которой речь была в предыдущей статье, вся педагогическая многолетняя деятельность К. Эверарди прошла в России, поэтому и их обоих с полным правом называют представителями русской вокально-педагогической школы.
Об учениках Эверарди Рядного ,Усатого говорится в статьях:
О преемнике дела Эверарди, Умберто Мазетти, говорится в статье:
Камилло Эверарди воспитал плеяду славных русских певцов и педагогов,а сам он учился у Гарсиа-сына, роль которого в создании классической вокальной школы огромна.
Чему научил Камилло Эверарди своего ученика Дмитрия Усатова, а тот передал своему ученику- Фёдору Шаляпину.
Ученик Эверарди Д. Усатов, был педагогом Шаляпина, прививая ему навыки правильного голосообразования и необходимость обрисовки звуком характера персонажа.
«С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь... Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и — что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным — наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняющихся пьес»
На уроках Усатова Шаляпин понял, что само по себе бельканто, то есть владение льющимся красивым звучанием,, еще мало что значит, что искусство пения у русского певца предполагает прежде всего верную интонацию, правдивую передачу в тембровых нюансах характеристики персонажа, его переживаний.
«Но не одной технике кантиленного пения учил Усатов, и этим именно он так выгодно отличался от большинства тогдашних, да и нынешних учителей пения.
Ведь все это очень хорошо — «держать голос в маске», «упирать в зубы» и т. п., но как овладеть этим грудным, ключичным или животным дыханием—диафрагмой, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую музыкальную ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию?
Я разумею интонацию не музыкальную... а окраску голоса... Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом: «я тебя люблю» и «я тебя ненавижу»...
Значит, техника, школа кантиленного пения и само это кантиленное пение еще не все, что настоящему певцу-артисту нужно. Усатов наглядно объяснил это на примерах»
«Значит,—понял я раз навсегда и бесповоротно—-математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск bel canto», -пишет он позднее по поводу замечаний С. Мамонтова о неправильной интонации в роли Грозного.
Шаляпин считал, что «... в правильности интонации, в окраске слова и фразы — вся сила пения. Одно bel canto недаром, значит, большей частью наводит на меня скуку».
Свое умение характером тембра, интонацией создавать вокальные образы, но при этом владея техникой бельканто, Шаляпин развил и довел до высочайшего совершенства. Шаляпин был способен придавать голосу самую разнообразную окраску, в зависимости от характера роли.
Это искусство интонирования делало его голос «чудесным», «красноречивым и дьявольски умным», «неисчерпаемым» и давало ему «потрясающую силу», как писал о нем А. М. Горький.
К чему это привело?
К тому ,что Ф. Шаляпин, Л. Собинов и А. Нежданова, с успехом выступая за рубежом, открывают дорогу русской опере на сцены заграничных оперных театров. Особенно велика в этом роль Шаляпина, поставившего «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского в Ла Скала в Милане.
Новизна, самобытность, высокие художественные достоинства как русской музыки, так и русского исполнительского стиля производят огромное впечатление на заграничную публику.
Знакомство с русской оперой расценивается как крупнейшее событие музыкально-театральной жизни. В западных театрах начинают ставить лучшие произведения русской оперной классики.
И кто знает, какого расцвета достигло бы русская опера, если бы не революция. Но это уже другая история.
Но, совершенно точно можно сказать, что с русской вокальной школой в это время было все в порядке и она была на высоком уровне.
Суть школы Эверарди.
Хорошо сформулировал суть вокальной школы Эверарди Л. И. Вайнштейн в 1924 году в книге "Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство":
В своей педагогической методике Эверарди синтезировал итальянское bel canto с драматической природой русского вокального искусства.
Вокальная школа Эверарди базировалась на трёх основах:
Глубокое дыхание, обеспечивающее полноту и красоту вокального звучания.
Техническая беглость при чётком и осмысленном произнесении слов.
Артистизм (без «оперных преувеличений»).
Эверарди осуществлял постановку голоса одновременно с работой над музыкальным и художественным развитием ученика.