Найти тему
Школа Вокала.

Что дал Шаляпину за год занятий единственный его педагог Дмитрий Усатов,причем абсолютно бесплатно.

Дмитрий Андреевич Усатов (1847 - 1913) - русский тенор, вокальный педагог, композитор. Изучал музыку у Камилло Эверарди в Санкт-Петербургской консерватории и пел в Большом театре с 1880 по 1889 год.

«Обладал ровным, приятным по тембру, хорошо обработанным, но не сильным голосом (иногда с горловым оттенком), хорошо владел фальцетом. Известный муз. критик С. Кругликов писал:
„Усатов — наш лучший тенор, умело пользующийся некоторыми приемами итальянских певцов. Очевидно, Усатов много и усердно работал над своим голосом. Мы помним его только что вышедшим из Петербургской консерватории. Какой у него был тогда жидкий, дряблый и как бы разбитый тенорок. Трудно было предположить, что с таким голосом можно было достичь таких блестящих результатов“
А. М. Пружанский.

Закончив артистическую карьеру, Д. А. Усатов много занимался преподавательской деятельностью.

В 1890—1892 преподавал в Тифлисском музыкальном училище (профессор). Одновременно был одним из организаторов Тифлисского музыкального кружка, устраивал любительские концерты, в которых выступали его ученики.

В 1892 открыл у себя на дому оперную студию, где ставил отрывки из опер.

Усатов
Усатов

В 1892—1893 у него брал уроки пения Ф. И. Шаляпин, который уже к этому времени работал в оперных труппах, но не имел соответсвующего классического вокального образования. Причем Д. Усатов занимался со своим учеником, будущим великим певцом, бесплатно. Собственно, Усатов и считается единственным педагогом по вокалу Ф. Шаляпина.

Отношения учителя Усатова и ученика Шаляпина быстро переросли в дружеские; и учитель еще долго следил за успехами своего великого ученика. Даже в 1903 году Шаляпин, вместе с другим бывшим учеником Усатова, П. А. Агнивцевым, телеграфировали Д. Усатову:

«Дорогой учитель! Спевши блестяще свой концерт, с искренним чувством любви вспоминаем дорогого Дмитрия Андреевича и пьем за его и супруги его здоровье».

Усатов -автор приблизительно 60 песен и романсов на слова М. Лермонтова, И. Никитина, Т. Шевченко, А. Кольцова, А. Курепина, И. Сурикова. Многие романсы Усатова входили в репертуар его прославленного ученика Ф.Шаляпина.
Среди известных мне романсов, которые многие поют в консерватории-"Полюбила я на печаль свою".

Усатов заложил основы творческого метода Шаляпина.

Вокальная школа Усатова описана Ф. И. Шаляпиным в книгах «Страницы из моей жизни»и во второй книге «Маска и душа»,где он уделяет внимание описанию встречи с Усатовым и его методов работы с ним, которые повлияли на дальнейшую творческую судьбу Шаляпина.

Во-первых, Усатов учил тому, чему вообще учат профессора пения… «опирайте на грудь», «не делайте ключичного дыхания», «упирайте в зубы», «голос давайте в маску». Д.А. Усатов профессионально владел техникой итальянского пения и умел передать свои навыки ученикам. Итальянская школа пения успешно применялась им на протяжении всей его творческой карьеры.

А во-вторых, как пишет Шаляпин:

Он хорошо знал музыку и любил ее. Он часто собирал всех нас, учеников, и рассказывал нам о том или ином музыкальном произведении, объясняя их достоинства, указывая недостатки, воспитывая мой вкус.
Мало научить человека петь каватину, серенаду, балладу, романс, надо бы учить людей понимать смысл произносимых ими слов, чувства, вызвавшие к жизни именно эти слова, а не другие.
Усатов научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и – что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным – наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес.

Речь идет об интонации, окраске голоса, которая «ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета. Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом «я тебя люблю» и «я тебя ненавижу»

Большое внимание Усатов уделял процессу передачи смысла и чувств, заложенных композитором в музыкальном произведении.

Это вдох, forte и piano, изменение голоса и ударения, синкопы, перенос, legato, звуки (pic-chetato, martellato, staccato и pizzicato), rubato, разграничение и выдержка звука, произношение, тонкие оттенки (гнев, сострадание, страх, свирепость, тоска, удовольствие, любовь.

И это заложило основы творчества Шаляпина.

Удачного соединения музыки с психологической драмой – вот что искал и находил Ф.И. Шаляпин впоследствии в каждой своей оперной роли, в каждом камерном произведении.

А начало этого творческого метода заложил в него Дмитрий Андреевич Усатов, дав проявиться и развить Федору Ивановичу свой неповторимый, самобытный стиль, который прославил на века русскую вокальную школу.

Один важный момент в этой истории.

Но, что примечательно в этой истории, это то, что пока Шаляпин учился у Усатова он пребывал в сомнениях, в поиске верного пути:

К сожалению, не все ученики, слушавшие Усатова, понимали и чувствовали то, о чем Усатов говорит…
Вероятно, и я, по молодости лет и недостатку образования, не много тогда усваивал из того, что с таким горячим убеждением говорил учитель.
Шаляпин.

Как это похоже на всех обучающихся вокалу?!

О чем это говорит?

О том, что ученики не понимают многое из того, что им говорят на уроках.

И это нормально, потому что педагог и ученик находятся на разных уровнях осознания и мастерства. Все, что говорит педагог до ученика дойдет тогда,когда он будет на этом же уровне,что и педагог сейчас.

По себе могу сказать тоже самое. Много из того ,что мне говорили в консерватории, осознавалось не сразу, а гораздо позже.

Итак.

Хорошая новость в том, что вся информация на уроках записывается в нас и продолжает постепенно осознаваться. Как бы прорастает.

Так что, все не зря.

Даже, если вы всего не понимаете на уроках, все равно слушайте и вникайте, насколько можете понять с вашего уровня.

Все работает. Все постепенно дойдет. И у каждого дойдет в свое время.

На примере Шаляпина-это наглядно видно.

Шаляпин.
Шаляпин.