… школа без учащихся и преподавателей
Тема идеальной школы интересовала многих исследователей на протяжении десятков или даже сотен лет. Этим занимался и Толстой, и Жан-Жак Руссо, и многие другие.
Почему тема идеальной школы остается актуальной и по сей день? К этому есть несколько причин:
а) противонаправленные позиции о том, как могла бы выглядеть идеальная школа на стыке рождают ту самую возможную истину, стоит поговорить о ней;
б) идеальная школа предполагает смену парадигмы не только процесса преподавания и усвоения информации, но и воспитательные парадигмы;
в) сегодняшняя система российского образования требует фундаментального пересмотра с основной целью — повышением качества образования.
На последнем я бы хотела остановиться чуть подробнее. Последние исследования показывают, что Россия находится в достаточно глубокой демографической депрессии. Это означает, что при снижении объема рабочей силы потребуется повышение производительности труда. Наиболее прямой путь здесь — это развитие технологического базиса и повсеместное применение автоматизационных средств. Но не только. Вместе с этими действиями должен усиливаться компетентностный фундамент и самих людей, которые, очевидно, через два-три десятка лет будут повсеместно управлять такими технологическими системами.
То есть если раньше достаточно было обучить навыку работы с металлом, чтобы отпустить вчерашнего выпускника на завод работать на фрезерном станке, то сегодня этого недостаточно. Плюс слишком расточительно на это тратить человеческий ресурс в имеющихся демографических условиях.
Также под понятием «школы» в данной статье не будет иметься ввиду только школа начальная или средняя. Школа в широком понимании слова: где формируются отношения учителя и учащегося, а также где учащийся вовлекается в образовательный процесс. Поэтому предпосылки, о которых будет далее написано в статье, одинаково востребованы и для педагогики (обучение детей) и для андрагогики (обучение взрослых).
О природе мотивации
Для того, чтобы спроектировать возможные черты идеальной школы сегодняшнего дня, я бы хотела сначала обратиться к трудам пера выдающегося философа нашего времени Альфи Кона, автора таких книг как «Парадокс мотивации» и «Воспитание сердцем».
Ранее я уже касалась вопроса в своем телеграмм канале о том, надо ли заниматься воспитанием слушателей высшего учебного заведения. Так вот более 70% респондентов проголосовали положительно по данному вопросу. Тема воспитания находится в очень тесной связи с мотивацией. Потому что от рождения нам постоянно «помогают» делать выбор. Например, утром при выборе завтрака этот выбор отсутствует для маленького ребенка. Никогда детей не спрашивают: что ты хочешь — кашу или бутерброд? Потому что взрослый человек исходит из простого постулата: «с учетом своего опыта я знаю больше и знаю, как лучше, и лучше — каша».
Данный подход сложно оспаривать, но ребенок маленького возраста начинает привыкать к тому, что до определенной степени ему не разрешается «включаться»: выбирать, перед этим выбором испытывать какие-то эмоции, анализировать эти эмоции.
Альфи Кон в книге «Парадокс мотивации» говорит о важности именно внутренней, самой сложной мотивации. Внешняя мотивация предполагает обучение по принципу «собаки Павлова»: это определенный набор поощрений или наказаний, который формирует у ребенка паттерн поведения. Прекрасный пример приводится Альфи Коном про конфету: если человек дает конфету (замените на любой другой бонус, в котором заинтересован ребенок) за каждую «пятерку», то отсутствие конфеты при «четверке» может восприниматься ребенком как наказание. Хотя по факту это не так. Поэтому процесс мотивирования, поощрения детей — особенно в возрасте, когда еще не произошло полноценного становления личности, — не всегда является позитивным фактором развития. Обещание награды побуждает только к получению награды.
Для того, чтобы мотивировать человека делать что-то, что поможет ему в будущем, нужно отойти от примитивных подходов прямого мотивирования. Необходимо убрать полностью факторы, которые считываются учащимся как «условия» к его учебе.
Внутренняя мотивация — это мотивация осознанности. И если в случае со взрослыми учащимися здесь есть более или менее твердая почва, то в случае с детьми формировать внутреннюю мотивацию затруднительно. Как минимум, на это потребуется затратить немало сил и времени (что в сравнении с прямым мотивированием выглядит менее привлекательно).
Формирование внутренней осознанности зависит от роли преподавателя, будь то родитель или учитель школы/преподаватель университета. Это личность, которая должна быть достаточно вдохновлена на то, чтобы объяснять преподаваемый предмет. Из примеров выдающихся преподавателей сразу хочу привести известного Ричарда Фейнмана, преподавателя физики Калифорнийского технологического института. Его лекции по весьма сложному предмету были настолько увлекательными, что по сообщениям его современников на них не только присутствовали студенты курса непосредственно, но и немалое количество вольнослушателей, которые впервые понимали физику, в том числе квантовую, на уровне обычных уравнений. Увлекательность, стремление показать значение предмета, его ценность в реальной жизни — все это помогло Ричарду Фейнману войти в историю не только как одному из создателей ядерной бомбы, но и как выдающемуся лектору физики. Его преподавательский подход был настолько востребован, что в конечном счете лег в основу учебника «Фейнмановских лекций по физике», который до сих пор считается одним из самых полезных для студентов физических факультетов по всему миру.
Исторические поиски идеальной школы и школа Илона Маска
Не могу не упомянуть Льва Николаевича Толстого с его педагогическим учением. Потому что несмотря на то, что Толстой формировал свою сельскую школу на демократических принципах и делал это в далеком 19 веке, многие из идей и подходов могут откликаться и современникам. Но начнем с другого.
Задолго до Толстого идеи, которые позднее были положены в основу толстовской сельской школы, звучали частично и в устах других известных людей.
Во-первых, Жан-Жак Руссо. Известна выжимка из его трудов в области воспитания, она сводится к тому, что человек от природы рождается совершенным, и его впоследствие «уродует» воспитание. Для середины 18го века такие мысли звучали весьма новаторски, в конечном счете выродившись в теорию свободного воспитания Жан-Жака Руссо.
Основная идея Руссо заключалась в том, что человек, лишенный свободы и индивидуализации образования, становится безразличным к происходящему вокруг него. Поэтому свобода выбора, возможность естественного развития и терпение к тому, что может не получаться, — все это залог здорового формирования личности. Принимать учащегося (и любить его) не как себя, но как его — с его особенностями и даже недостатками.
Во-вторых, Мария Монтессори. Примерно в то же время, что и Толстой, в Италии появляется врач и педагог, Мария Монтессори, которая в 1907 году открывает первый Дом ребенка в предместьях Рима, где обучение строится на отличных от распространенных тогда принципах. В Доме ребенка Монтессори не было наказаний, принуждений, а также не было даже учительского стола. Обучение строилось на формирование внутренней мотивации к изучению того или иного предмета. Свобода, формируемая в рамках классов Монтессори, изменила ход образовательного процесса, сформировала плеяду людей, мыслящих более открыто, нативно делающих выбор.
Основное, что отрицалось во всех перечисленных школах, в том числе в толстовской, — это «зубрежка», или ее менее драматическая форма — работа по строгой системе, которая не учитывает того, где сейчас с точки зрения понимания изучаемой темы находятся учащиеся.
Именно идеи Монтессори в будущем будет развивать дочь Толстого, Татьяна Сухотина. Она лично встречалась с Марией Монтессори, и после 1913 года развивала уже свою школу на свободных принципах.
Если же вернемся к Толстому, то он для своего времени ввел в образовательный процесс новую парадигму. И эта парадигма анархизма в образовании. Слово «анархия» у большинства связано с безвластием, беззаконием, что, конечно, верно даже исходя из этимологии слова. Тем не менее, в толстовской школе анархизм в первую очередь приводил к отсутствию жесткого отношения «учитель — ученик». Можно было сидеть, где угодно; задавать вопросы в любое время; прерываться, если устал. Толстовская школа для сельских детей была школой, где формируют сначала радостную и комфортную среду, а после этого работают со знаниями и их подачей.
Основная идея Толстого за счет описанного выше подхода сводилась к тому, чтобы не «впечатать знания» без смысла и обдумывания, но дать творческий импульс, подвести к отсутствию страха его проявления. Вот что Толстой писал в отношении детей своей сельской школы: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
Я уверена, что Пушкины и Ломоносовы никуда не пропали и по сей день, они также существуют в наших школах и университетах; также «зубрят» то, что не вызывает интерес; также «стандартизируются» на потребу жизни, теряя индивидуальность, и природой заложенный талант.
В наше время также есть продолжатели идей Толстого, Монтессори и Руссо. Одним из ярких представителей является Илон Маск. Ранее я уже писала о нем, он открыл при SpaceX школу для детей, где стараются раскрывать уникальные характеристики каждого ребенка, а не навязывать то, что сегодня не укладывается у детей.
Характерными особенностями школы Илона Маска являются: отсутствие оценок; отсутствие ординарных классов; отсутствие деления по возрасту (и 14-летнему может потребоваться совет 8-летки); максимальная практика там, где это возможно; снижение культа высшего образования, как основной цели всех предшествующих ступеней образования (за этой целью теряется смысл обучения); изучение этики и морали; физика и подобные предметы — только на практике; отсутствие строго заготовленной программы.
На текущий момент в открытых источниках сказано, что школа Илона Маска переродилась в проект Astra Nova Джошуа Дана, поэтому проект с Маском связан только концептуально, но идеи сохранены: все перечисленное выше плюс лояльность к ошибкам и полноценный онлайн-формат обучения.
Признаки идеальной школы сегодняшнего дня
Прежде, чем сформулировать те черты, которые могут быть интересны для развития российского образования, хотела бы сделать небольшую ремарку. Среди высказываний теоретиков «образования будущего» прослеживается и один негативный фактор, который может отталкивать от перехода к инновационным системам образования. Этим фактором является популизм. Под популизмом в данном контексте я пониманию предположение или идею, высказанную вне связи с реальным пониманием сути дела, процессов и особенностей преподавания.
Слабо верится, что человек, который в своей жизни преподавал от силы год и то лишь фрагментарно, может высказывать жизнеспособные идеи. Для погружения в предмет требуется время, поэтому в том, что я отберу и добавлю в перечень черт идеальной школы, может не быть слишком инновационных идей (например, отказа от оценок), потому что есть большая разница между развитием образования и отрывом инноваций в образовании от реальности. В основе моей структуризации будет лежать эволюционный подход, который предполагает отсутствие перечеркивания опыта прошлого, а системное его развитие с учетом вызовов времени.
Признак 1. Отсутствие всеобъемлющего давления
Наверное, это первое и самое важное, что я бы хотела подчеркнуть. Отчего возникает моральное давление: слишком сильная фокусировка на целях; ложные цели (не в плане того, что например, идея поступить в университет ложная, а потому что человек может прийти к этой мысли позднее, в свое время); стремление получить лучшие оценки (прямое или латентное конкурирование).
Многие скажут, что слово «давление» понимается в статье превратно, и дело не в нем, а в формировании целеустремленности у учащихся. Здесь скажу, что основа целеустремленности — формирование образа результата, где и кем хочет быть человек через какой-то период времени. Но это не имеет никакой связи с принуждением или навязыванием концепций («ты должен быть космонавтом», «после школы обязательно должен поступить в Московский государственный университет»). По Монтессори есть формула отличия между стремлениями ребенка и осознанного взрослого: учащийся стремится преобразовать себя, взрослый человек стремиться преобразовать мир. Именно такое стремление и переход к этому взрослому стремлению должен быть стимулирован в школе. Принуждение; фиксация целей за учащегося; навязывания определенного пути развития — все это пережитки прошлой командной модели образования.
И я не соглашусь с тезисом, что это анархизм. Анархия предполагает полную бесконтрольность и даже неуправляемость в том, что делать. Считаю, что это другая крайность, которой следовало бы избежать. Но свобода выбора, наличие «свободного радикала» для осмысления своего пути — это черты будущего образования.
Признак 2. Воспитательные элементы.
Как и раньше, я склоняюсь к тому, что воспитательные элементы неотъемлемы на всех образовательных ступенях. И на начальных/средних, и на высших. Что понимаем под воспитанием: естественное или искусственное формирование ситуаций, в которых подсвечиваются определенные ценности. Мораль, нравственность, этика, патриотизм.
Все последние десятилетия эти понятия вообще вышли из употребления: и если в начальной и средней школе они остались хотя бы в минимальном виде через разбор классической литературы, которая изобилует воспитательно-аналитическими смыслами, то в высших учебных заведениях об этом даже не вспоминают.
Нет, дело не в том, чтобы кого-то «зомбировать» патриотизмом или необходимостью «переводить бабушек через дорогу». А в определенной системе ценностей, говорить о которых можно через анализ последствий тех или иных ситуаций.
В открытых источниках часто можно увидеть жизненные модели (часто не имеющие с реальностью никакой связи), где пропагандируются стремление быстрого заработка; показная успешность; сегрегация по уровню достатка; реалити-шоу-жизнь у всех на виду и многое другое. Не вижу смысла бороться с этим: это определенная часть общества, которая видит себя именно так. Мы можем и должны уважать людей, кто видит себя вышеописанным образом. Но в процессе обучения стоит объяснять — и это ключевое — что все это часто поверхностная картинка, которая имеет слабую связь с реальностью. Какими могут быть последствия, если увлечься надолго таким образом жизни? Главное из них — потеря личного времени, которое можно было бы посвятить чему-то более стоящему.
Признак 3. Свобода выбора
В Университете ИТМО несколько лет назад была проведена трансформация и переход на систему предметов по выбору студентов. Это не просто революционный подход того времени — это важнейший идеологический шаг к тому, чтобы стимулировать слушателей задавать себе простой вопрос «А что мне собственно нужно в процессе высшего образования?» Таким вопросом мало кто задавался еще даже 20 лет назад. Ты приходишь в вуз, и вуз «знает, чему тебя учить». Про советское образование с жесткой догматичной системой обучения и последующего распределения вообще стоит умолчать, хотя определенную степень эффективности она давала.
Свобода выбора — это концепция с разными вариантами применения. Университет ИТМО — один из первых ярких примеров. Но если мы говорим о школе в широком смысле, то учить слушателей выбирать дело непростое. По той причине, что на этот навык нужно время. И дело не в самом выборе, а в том анализе, который его предвосхищает. Одно дело прийти в магазин и набрать первые попавшиеся продукты. И совершенно другое подобрать их для приготовления заранее спланированного блюда. Даже в этом бытовом примере видно, насколько больше придется потратить времени во втором варианте.
Свобода выбора может быть организована через возможность выбора тех предметов, которые хочется и интересно изучать; через выбор тем внутри курсов, на которых хочется остановиться подольше; через выбор темпа обучения и многое другое.
На программе «Технологии и стратегии бизнес-трансформации» в Университете ИТМО слушатели имеют право добавить в список тем курса то, что сами посчитают нужным (и делают это!); могут изменить скорость подаваемой мной информации (в прошлом семестре меня попросили отказаться от модульной системы и перейти к семестровой, и мы это сделали!). Программа предоставляет возможность выборности в четвертом семестре, но непросто — дополнительно мы даем рекомендацию о том, какой набор предметов даст максимальную пользу при трудоустройстве. Далее слушатель выбирает сам.
Отказ от парадигмы «учитель знает лучше» приводит к новым, в определенном смысле выдающимся результатам, главным среди которых является формирование заинтересованности слушателя в исследуемом предмете.
Признак 4. Творчество
По роду основной своей деятельности мне приходится часто сталкиваться со словом «скрипт» и формулировкой «делаем по скрипту». Это прекрасный способ, который подразумевает, что у нас есть готовый подход, рецепт, формула, которая работает при любых обстоятельствах.
Наличие таких скриптов в жизни помогает. Особенно, когда их автором являешься ты сам.
Но стадии, когда ты можешь создавать скрипты для себя и других, предшествует другая, более сложная работа, — это формирование абстрактного мышления с целью поиска наиболее эффективных, экономичных, быстрых, долгих (подставьте свой эпитет) подходов к решению задачи.
В основе творчества лежит абстрактное мышление. Это сложное явление, и я много раз отмечала, что абстрактное мышление доступно не каждому; или каждому в разной степени. Но это не означает, что нужно останавливаться в его формировании.
Мне понравилась одна задача, которую предлагают решить в Astra Nova School: это упражнение называется Dinosaur Conandrum. В пустыне нашли скелет динозавра до сих пор не встречавшегося вида. Какое бизнес-решение будет более эффективным с точки зрения выгоды и пользы? Может быть, стоит построить рядом музей, что привлечет в пустыню туристов и позволит продолжить раскопки? Или лучше отвезти скелет ученым в исследовательский центр? Но тогда никто, кроме них, не увидит динозавра. А может, стоит отправить скелет в парк приключений Dinosaurus Universe, куда приезжают десятки тысяч отдыхающих? Или продать скелет частному коллекционеру, а на вырученные деньги создать его копии и отправить всем интересующимся музеям? В таких задачах нет одного правильного ответа, любой из вариантов имеет право на существование, надо только выбрать свой путь и обосновать, почему он лучший.
Такие задачи формируют умение перебирать варианты; формировать логическую модель; включать творчество через гипотизирование о самых невероятных возможностях и доступных действиях.
Признак 5. Отбор только заинтересованных преподавателей
Заинтересованный человек — это человек, в хорошем смысле одержимый преподаваемым вопросом. Человек, который хочет не просто рассказать о предмете, а обратить к этому предмету учащихся. Сделать математиков, физиков, статистов, ИТшников и другое. Такие люди — редкость сами по себе.
Многие говорят, что всему виной заработные платы преподавателей. Да, эта проблема не может быть исключена из дискуссии в российском контексте. Однако, сегодняшняя модель говорит и о том, что истинные практики, одержимые своим делом, не мотивируются только заработной платой. Они мотивируются возможностью получить отдачу от аудитории; возможностью забрать в будущем кого-то из слушателей в свои профессиональные команды.
Часто административные барьеры лежат не в области финансирования работы таких специалистов, а в том, что ввиду определенных академических требований (например, наличие ученой степени и звания) люди просто не могут даже попасть в академическую систему.
Снижение барьеров и требований к преподавателям не может осуществляться в один шаг. Это требует проработки, в противном случае можно получить драматические эффекты по снижению качества образования в целом. Но формирование системы интервью с преподавателями; биржа преподавателей для мастер-классов — все это доступно нам уже сегодня.
Признак 6. Отсутствие жесткой программы — подстройка по ходу обучения
Выше я уже описывала, что жесткая программа может и должна корректироваться под требования учащихся. Это должно стать такой же нормой, как обратная связь учащихся и преподавателя.
Сегодня же мы видим совершенно иной подход: не особенно принято интересоваться о том, насколько воспринимается подаваемый материал в процессе обучения; не принято «тратить время» на промежуточные ассессменты. Идти четко по плану похвально, но измерение того, где же мы все-таки сегодня находимся, и корректировка курса также необходимы в образовательной деятельности, как и в судоходной навигации.
Признак 7. Отсутствие классических артефактов разграничения роли «ученик» и «учитель/преподаватель»
К таким артефактам я причисляю: наличие учительского/преподавательского стола; чтение лекций только из «своей зоны» (то есть перед публикой); проставление отметок о присутствии.
Такие артефакты формируют барьер между учащимся и преподавателем. Этот барьер ломает возможности на наставничество, на формирование отношений поддержки и помощи. «Зонирование» класса — верный способ стимулировать отношения недоверия и страха. А в школе будущего таких слов не знают.
Признак 8. Полная перезагрузка роли преподавателя
В рамках Признака 7 было написано слово «наставничество». И неспроста. Наставник — это не просто преподаватель; это человек, который помогает, разъясняет, инвестирует свое время в других. Наставник терпелив и доброжелателен. Наставник обращен в сторону учащегося.
В случае с наставничеством уходит формализм отношений, а на его место приходит командная работа ученика и преподавателя.
Преподаватель-наставник вдохновляет: своим примером; своим опытом; своими рекомендациями. В идеальной школе нет учителей или преподавателей — есть только наставники.
Признак 9. Свободные пространства и экоатмосфера
Место имеет значение. В своем телеграмм-канале, посвященном образованию, я делала подборку идеальных пространств, в которых хочется работать и учиться. Главными свойствами таких пространств являются: больше локаций для совместной работы и проявленная экоповестка.
Если бы можно было полностью отказаться от кабинетов, в том числе кабинетов деканов и ректоров, то так и стоило бы сделать. Сегодня совершенно не нужно иметь какую-то конкретную точку приземления. Что такое «кабинет»? Это место, которое предполагает, что человек, спрятавшись от всех, будет делать что-то важное, явно недоступное остальным.
Свободные; открытые пространства; зонированные не от личности, а от цели — вот будущее идеальной школы.
Близость с природой стимулирует наличие постоянной экоповестки: нашего отношения к окружающей среде, животным, бережное отношение к имеющимся ресурсам. Все это прямо и косвенно связано с Признаком 2 идеальной школы, потому что формирует базис этики в отношении не только себя и ближайшего окружения, но и мира в целом.
Признак 10. Учебные программы, построенные на практике и максимальной доступности материала
Здесь будет про Фейнмана. Согласитесь, что когда вы впервые услышали про гравитацию, было непросто понять, что это есть. И совершенно другое если я приведу такое объяснение гравитации: представим, что мы с вами вдвоем натягиваем одну большую простыню — я с одной стороны, вы с другой. Это наше «пространство-время». А теперь я взяла и закинула мяч весом в 2 килограмма со своей стороны на эту простыню. Вы с лёгкостью скажете мне, что произойдет: он скатится к центру и продавит середину. Все верно. Так и будет. Мяч — наша или любая другая планета, а то, что произошло с простыней, и есть гравитация. Сколько еще таких объяснений могло бы существовать для объяснения параметрических уравнений; интерференции; квантовой запутанности и много другого.
Чем меньше абстрактных и технических смыслов в преподаваемом предмете, тем проще преподавателю давать яркие и запоминающиеся образы. Но и в математических и физических науках стоит поискать простые объяснения.
Простые объяснения хороши еще и тем, что как правило, для них не надо больше давать даже практических примеров. Их учащиеся могут достраивать сами, используя тот творческий базис, который формируется в Признаке 4.
Признак 11. Отсутствие наказаний за ошибки и свобода слова/выражения
Сказать что-то, что вызовет недовольство учителя, — это мой личный школьный страх. Нет, нас не ругали, нас высмеивали. Кто-то назовет это современным словом «буллинг», но когда я училась, оно не было известно.
Учиться почти что равно ошибаться. Вот такая простая истина, которая часто деформируется, пропадает, последовательно «уродуя» учащихся.
Идеальная школа — это школа, в которой не принято высмеивать ошибки; в которых вообще отсутствует слово «ошибка». Лучше заменить это слово на формулировку «первая попытка требует корректировки — сделай еще одну». Сравните в фразой: «здесь допущена ошибка».
Признак 12. Гибка система оценок: есть второй, третий, четвертый шансы все исправить
Наличие или отсутствие оценочной системы по-прежнему является для меня вопросом дискуссии. Я знаю, что сегодня появляются школы, в которых пропагандируется полный отказ от оценок. Но вот какой аргумент является сдерживающим фактором лично для меня и моей образовательной команды: так устроена жизнь, что в будущем, в профессиональной деятельности, нас всегда будут оценивать. Это будут оценки не по формальной шкале, но оценки по сути. По результатам этих оценок мы будем продвигаться по службе, или нас будут увольнять.
Полный отказ от оценок может привести к тому, что в один день учащийся столкнется с «жестокой реальностью», где стены школы покажутся нереалистичной безопасной зоной, которая не в полной мере готовит человека к будущей свободной взрослой жизни.
Я вижу школу как место, где человека готовят к будущим этапам жизни. Пусть даже это школа для взрослых. Эти взрослые люди пришли за опытом, который они хотят применять в будущем. Поэтому прямой отказ от того, с чем можно столкнуться в том самом будущем, дает, скорее, негативный эффект — добавляет сюрреализма в процесс образования, и в итоге его девальвирует.
Другой разговор, что оценка не должна быть итоговым резюмированием и оценкой личности. Если не получилось с первого раза — пробуй второй, третий. Пока не получится. В идеальной школе не должно формироваться ощущение, что на «двойке» мир заканчивается, а учащийся приобретает статус аутсайдера. Негативная оценка должна подсвечиваться в позитивном ключе, и должна давать зону для роста. И только так.
Признак 13. Нетрадиционные локации для лекций
Смена локаций может и должна стимулировать новые идеи и мысли. Почему бы не провести лекции в другом дружественном университете; или почему бы не провести урок в музее, космодроме, на площади в центре города.
Такого рода эксперименты не должны превращаться в развлечение. Поэтому у них должна быть цель: изучение конкретной тематики. Но возможно, если вы изучаете влияние реликтового излучения на космическое пространство, стоило бы выбраться в обсерваторию?
Признак 14. Возможность учащемуся участвовать в формировании учебного плана («обучение в соответствии с желаниями»)
Ранее я уже писала про возможность корректировки учебных планов и про выборность. Крайняя степень такого подхода выражается в формировании процесса, когда слушатель подает собственные желания. Не делает это в процессе по уже сверстанной программе, а формирует это в начале учебного года. «Дает заказ».
Знаю, что найдутся те, кто скажут, что невозможно «дать заказ» по тому, что тебе еще неизвестно. Но интернет и доступность информации решают сегодня эту проблему. Не стоит недооценивать современных молодых людей.
Признак 15. Минимизация конкуренции среди учащихся
Говорят, конкуренция развивает рынки и стимулирует экономику. На основании всех последних столетий с этим сложно спорить. Но то говорится про экономику. Когда конкуренция формируется между учащимися, это приводит к токсичной, агрессивной среде.
Особенно в этом пункте стоит сказать про именно начальное и среднее образование. По Монтессори формирование личности происходит как раз до 16ти лет: любой неверный шаг может привести к перекосу в ту или иную сторону.
А теперь представим, что человек 10 лет в юном возрасте существовал в конкурентной среде; в среде, где высмеивали за ошибки; где была сегрегация по рейтинговой таблице «пятерок». Что будет с этим человеком? В лучшем случае, если он не сломается, у него сформируется устойчивый паттерн: хочешь выжить — конкурируй во что бы то ни стало. Будет сформирован жесткий непримиримый характер с установкой «результат, чего бы он ни стоил».
Признак 16. Учащиеся перестают быть учащимися
Все описанные выше пункты формируют главную концепцию: изменение отношения к учащемуся. Он не столько учащийся, сколько исследователь, личность. Мы помогаем этой личности, а не пытаемся «вылепить» из нее «по скрипту» какую-то нужную нам форму.
На своих занятиях я часто задаю вопросы о том, кем слушатели хотят быть; какой путь видят. И это касается не только молодых слушателей, но и опытных экспертов, которые приходят за повышением квалификации.
Учащийся — это отношение к образовательному процессу. А исследователь, инноватор — это отношение к цели. И смена слова дает серьезную смену парадигмы смыслов. В идеальной школе учатся исследователи: исследующие себя, мир, новые предметы и друг друга.
А что делать с теми, кто не хочет учиться даже в идеальной школе
У каждого человека свой период созревания. Мы не знаем часто, какие обстоятельства есть у него в других аспектах жизни: финансовые проблемы, болеющие родственники, слабый предыдущий образовательный базис.
По Толстому «насилие», будь то действиями, словами или даже образованием, приводит только к негативным последствиям. К отторжению.
Задача идеальной школы — предложить и пригласить. И если на отклик потребуется десять, двадцать лет, пусть так и будет. Но двери идеальной школы стоит всегда держать открытыми.